УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2019 г. №___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Бортпроводник воздушного судна гражданской авиации
Регистрационный номер |
Содержание
III. Характеристика обобщенных трудовых функций. 3
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта. 13
Сервисное обслуживание пассажиров и членов летного экипажа и обеспечение их безопасности на борту воздушного судна гражданской авиации |
||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение сервисного обслуживания пассажиров и членов летного экипажа и их безопасности на борту воздушного судна гражданской авиации |
Группа занятий:
5111 |
Проводники железнодорожного вагона, бортпроводники, стюарды |
||
(код ОКЗ[1]) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
51.10.1 |
Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию |
51.10.2 |
Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию |
(код ОКВЭД[2]) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
Код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Обеспечение безопасности и сервиса пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
2 |
Выполнение предполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на земле и на борту воздушного судна гражданской авиации |
A/01.2 |
2 |
Выполнение мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации в полете |
A/02.2 |
2 |
|||
Выполнение послеполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
A/03.2 |
2 |
|||
B |
Руководство работой бортпроводников по обеспечению безопасности и сервиса пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
3 |
Руководство выполнением предполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на земле и на борту воздушного судна гражданской авиации |
B/01.2 |
3 |
Руководство выполнением мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации в полете |
B/02.2 |
3 |
|||
Руководство выполнением послеполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
B/03.2 |
3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Обеспечение безопасности и сервиса пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
Код |
А |
Уровень квалификации |
2 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Бортовой проводник Бортпроводник Бортовой проводник 4-го разряда |
Требования к образованию и обучению |
Среднее общее образование Основные программы профессионального обучения, программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих |
Требования к опыту практической работы |
|
Особые условия допуска к работе |
Прохождение врачебно-лётной экспертной комиссии[3] Наличие действующего свидетельства бортпроводника[4] |
Другие характеристики |
Знание иностранного языка в объеме, рекомендованном работодателем |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ЕТКС[5] |
§32 |
Бортовой проводник |
ОКЗ[6] |
5111 |
Проводники железнодорожного вагона, бортпроводники, стюарды |
ОКПДТР[7] |
11217 |
Бортпроводник |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Выполнение предполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на земле на борту воздушного судна гражданской авиации |
Код |
A/01.2 |
Уровень (подуровень) квалификации |
2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прохождение предполетного брифинга |
Предполетная подготовка на борту воздушного судна |
|
Прием опасного, ценного груза и оружия |
|
Прием материально-технических ценностей |
|
Проверка готовности пассажирской кабины к вылету воздушного судна |
|
Подготовка к обслуживанию пассажиров на земле |
|
Выполнение требований авиационной безопасности после покидания воздушного судна работниками наземных служб |
|
Проверка готовности пассажирской кабины воздушного судна |
|
Посадка пассажиров на борт воздушного судна |
|
Обслуживание пассажиров и членов летного экипажа на земле |
|
Работа со списками пассажиров |
|
Проведение брифинга для пассажиров |
|
Подготовка пассажирской кабины и оборудования к взлету |
|
Контроль использования всеми лицами на борту воздушного судна привязных ремней или привязной системы до взлета воздушного судна |
|
Выполнение действий во внештатной и аварийной ситуации на борту воздушного судна до взлета воздушного судна |
|
Необходимые умения |
Принимать бортовое питания на борт воздушного судна |
Оформлять соответствующую документацию при приеме бортового питания и в случае выявления недостачи |
|
Применять действующие методики при выполнении предполетных мероприятий |
|
Пользоваться специализированным оборудованием для информирования пассажиров |
|
Применять действующие методики при обслуживании маломобильных пассажиров |
|
Оказывать первую помощь пассажирам |
|
Принимать материально-технические ценности на борт воздушного судна |
|
Принимать к перевозке опасный, ценный груз и оружие на борт воздушного судна |
|
Работать со списками пассажиров |
|
Взаимодействовать с другими членами экипажа |
|
Пользоваться оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров во внештатных и аварийных ситуациях |
|
Необходимые знания |
Руководство по обеспечению безопасности полетов в объеме, рекомендованном работодателем |
Требования авиационной безопасности |
|
Основы авиационного законодательства |
|
Авиационная терминология |
|
Технология работы кабинного экипажа |
|
Схемы размещения эксплуатации аварийно-спасательного оборудования воздушного судна |
|
Правила эксплуатации аварийно-спасательного оборудования воздушного судна |
|
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом гражданской авиации |
|
Требования к перевозке опасных грузов на воздушном транспорте |
|
Инструкции по авиационной медицине и по оказанию первой помощи на борту воздушного судна |
|
Требования к средствам и оборудованию оказания первой помощи |
|
Основы таможенного законодательства |
|
Порядок действий экипажа воздушного судна в обычных, внештатных и аварийных ситуациях |
|
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья |
|
Инструкцию по приему и сдачи бортового питания |
|
Правила оформления полетной документации |
|
Инструкцию по охране труда для членов кабинных экипажей |
|
Нормативные документы в области предоставления сервисных услуг |
|
Инструкции по предполетной работе |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Выполнение мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации в полете |
Код |
A/02.2 |
Уровень (подуровень) квалификации |
2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка рабочих зон, пассажирской кабины, необходимого сервисного оборудования, предметов сервиса для обслуживания пассажиров и членов летного экипажа после взлета воздушного судна |
Обслуживание пассажиров и членов летного экипажа перед подачей питания |
|
Обслуживание питанием пассажиров и членов летного экипажа |
|
Продажа дополнительных услуг и товаров на борту воздушного судна |
|
Поддержание чистоты и комфортных условий в полете |
|
Подготовка к сдаче рабочих зон, документов и оборудования до начала снижения воздушного судна |
|
Информирование пассажиров и членов летного экипажа |
|
Оказание сервисных услуг пассажирам в ходе полета (по мере необходимости) |
|
Контроль использования всеми лицами на борту воздушного судна привязных ремней или привязной системы во время полета воздушного судна |
|
Выполнение действий во внештатной и аварийной ситуации на борту воздушного судна во время полета |
|
Необходимые умения |
Использовать бортовые системы с учетом характеристик и ограничений воздушного судна |
Принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете |
|
Пользоваться находящимся на борту аварийно-спасательным оборудованием |
|
Взаимодействовать с другими членами экипажа |
|
Пользоваться специализированным оборудованием для информирования пассажиров |
|
Решать конфликтные ситуации с пассажирами, возникшие в ходе полета |
|
Управлять своим эмоциональным состоянием |
|
Применять действующие методики при обслуживании пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации в полете |
|
Применять действующие методики при обслуживании маломобильных пассажиров в полете |
|
Пользоваться оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров в нештатных и аварийных ситуациях в полете |
|
Оказывать первую помощь пассажирам в полете |
|
Необходимые знания |
Требования авиационной безопасности |
Основы авиационного законодательства |
|
Авиационная терминология |
|
Технология работы кабинного экипажа |
|
Схемы размещения эксплуатации аварийно-спасательного оборудования воздушного судна |
|
Правила эксплуатации аварийно-спасательного оборудования воздушного судна |
|
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом гражданской авиации |
|
Требования к перевозке опасных грузов на воздушном транспорте |
|
Инструкции по авиационной медицине и оказанию первой помощи на борту воздушного судна |
|
Требования к средствам и оборудованию оказания первой помощи |
|
Основы таможенного законодательства |
|
Порядок действий экипажа воздушного судна в обычных, внештатных и аварийных ситуациях |
|
Нормативные документы в области предоставления сервисных услуг |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Выполнение послеполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
Код |
A/03.2 |
Уровень (подуровень) квалификации |
2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Контроль использования всеми лицами на борту воздушного судна привязных ремней или привязной системы на земле |
Организация выхода пассажиров с борта воздушного судна |
|
Подготовка пассажирской кабины к сдаче или разворотному рейсу |
|
Прохождение послеполетного брифинга |
|
Передача ответственному лицу материально-технических ценностей |
|
Передача ответственному члену кабинного экипажа опасного, ценного груза и оружия |
|
Выполнение действий во внештатной и аварийной ситуации на борту воздушного судна после полета |
|
Необходимые умения |
Применять действующие методики при обслуживании маломобильных пассажиров после полета |
Пользоваться оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров в нештатных и аварийных ситуациях после полета |
|
Оказывать первую помощь пассажирам после полета |
|
Передавать материально-технические ценности |
|
Передавать опасный, ценный груз и оружие |
|
Осуществлять необходимые меры для обеспечения безопасности на земле и в воздухе при возникновении инцидента или чрезвычайной ситуации |
|
Пользоваться специализированным оборудованием для информирования пассажиров |
|
Необходимые знания |
Руководство по обеспечению безопасности полетов в объеме, рекомендованном работодателем |
Требования авиационной безопасности |
|
Основы авиационного законодательства |
|
Авиационная терминология |
|
Технология работы кабинного экипажа |
|
Схемы размещения эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом гражданской авиации |
|
Требований к перевозке опасных грузов на воздушном транспорте |
|
Инструкции по авиационной медицине и по оказанию первой помощи на борту воздушного судна |
|
Требования к средствам и оборудованию оказания первой помощи |
|
Основы таможенного законодательства |
|
Порядок действий экипажа воздушного судна в обычных, внештатных и аварийных ситуациях |
|
Нормативные документы в области предоставления сервисных услуг |
|
Инструкцию по сдаче бортового питания |
|
Правила оформления полетной документации |
|
Инструкции по после полетной работе |
|
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Руководство работой бортпроводников по обеспечению безопасности и сервиса пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
Код |
В |
Уровень квалификации |
2 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Старший бортпроводник Бригадир бортовой проводник Бортпроводник бригадир Бортовой проводник 5-го разряда |
Требования к образованию и обучению |
Среднее общее образование Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года) |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года опыта работы в должности бортпроводника для должности бортпроводника бригадира и старшего бортпроводника |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение врачебно-лётной экспертной комиссии[8] Наличие действующего свидетельства бортпроводника[9] |
Другие характеристики |
Знание иностранного языка в объеме, рекомендованным работодателем |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ЕТКС[10] |
§32 |
Бортовой проводник |
ОКЗ[11] |
5111 |
Проводники железнодорожного вагона, бортпроводники, стюарды |
ОКПДТР[12] |
11217 |
Бортпроводник |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Руководство выполнением предполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на земле и на борту воздушного судна гражданской авиации |
Код |
В/01.2 |
Уровень (подуровень) квалификации |
2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение предполетного брифинга с членами летного и кабинного экипажа, включенными в задание на полет, для определения задач, направленных на обеспечение безопасности полета, авиационной безопасности, а также удовлетворение потребностей пассажира |
Распределение обязанностей между членами кабинного экипажа |
|
Организация проведения предполетного досмотра воздушного судна |
|
Руководство предполетной подготовкой на борту воздушного судна |
|
Прием опасного, ценного груза и оружия |
|
Прием материально-технических ценностей |
|
Информирование всех ответственных служб о готовности к посадке пассажиров на воздушное судно |
|
Руководство посадкой пассажиров на борт воздушного судна |
|
Организация подсчета пассажиров при посадке на борт воздушного судна |
|
Руководство подготовкой пассажирской кабины и оборудования к взлету |
|
Получение перевозочной документации |
|
Информирование командира воздушного судна о ходе подготовки к вылету, о количестве пассажиров и полученных документах |
|
Закрытие входной двери |
|
Ознакомление со списками пассажиров |
|
Руководство выполнением действий во внештатной и аварийной ситуации на борту воздушного судна до взлета воздушного судна |
|
Необходимые умения |
Применять действующие методики при обслуживании маломобильных пассажиров после полета |
Принимать материально-технические ценности на борт воздушного судна |
|
Принимать к перевозке опасный, ценный груз и оружие на борт воздушного судна |
|
Пользоваться оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров в нештатных и аварийных ситуациях после полета |
|
Оказывать первую помощь пассажирам после полета |
|
Осуществлять необходимые меры для обеспечения безопасности на земле и в воздухе при возникновении инцидента или чрезвычайной ситуации |
|
Пользоваться специализированным оборудованием для информирования пассажиров |
|
Необходимые знания |
Методика проведения предполётного разбора с использованием навыков предоставления конструктивной обратной связи порядок и правила оформления полетной документации |
Правила оформления полетной документации |
|
Руководство по обеспечению безопасности полетов в объеме, рекомендованном работодателем |
|
Требования авиационной безопасности |
|
Основы авиационного законодательства |
|
Авиационная терминология |
|
Технология работы кабинного экипажа |
|
Схемы размещения эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом гражданской авиации |
|
Требований к перевозке опасных грузов на воздушном транспорте |
|
Инструкции по авиационной медицине и по оказанию первой помощи на борту воздушного судна |
|
Требования к средствам и оборудованию оказания первой помощи |
|
Основы таможенного законодательства |
|
Порядок действий экипажа воздушного судна в обычных, внештатных и аварийных ситуациях |
|
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья |
|
Инструкцию по приему и сдачи бортового питания |
|
Правила оформления полетной документации |
|
Нормативные документы в области предоставления сервисных услуг |
|
Основы психологии и общения |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Руководство выполнением мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации в полете |
Код |
В/02.2 |
Уровень (подуровень) квалификации |
2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация работы членов кабинного экипажа |
Контроль за работой членов кабинного экипажа |
|
Управление рабочей нагрузкой членов кабинного экипажа |
|
Подготовка документации перед посадкой |
|
Взаимодействие с членами летного экипажа в полете |
|
Решение конфликтных и спорных ситуаций в полете |
|
Организация подготовки к посадке |
|
Доклад командиру воздушного судна о готовности пассажирской кабины к посадке |
|
Руководство выполнением действий во внештатной и аварийной ситуации на борту воздушного судна во время полета |
|
Необходимые умения |
Руководствоваться требованиями по обеспечению безопасности |
Своевременно принимать решения, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья находящихся на борту воздушного судна людей |
|
Сохранять спокойствие и выдержку |
|
Пользоваться специализированным оборудованием для информирования пассажиров |
|
Пользоваться оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров в нештатных и аварийных ситуациях в полете |
|
Оказывать первую помощь пассажирам в полете |
|
Необходимые знания |
Методика проведения предполётного разбора с использованием навыков предоставления конструктивной обратной связи порядок и правила оформления полетной документации |
Правила оформления полетной документации |
|
Руководство по обеспечению безопасности полетов в объеме, рекомендованном работодателем |
|
Требования авиационной безопасности |
|
Основы авиационного законодательства |
|
Авиационная терминология |
|
Технология работы кабинного экипажа |
|
Схемы размещения эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом гражданской авиации |
|
Требований к перевозке опасных грузов на воздушном транспорте |
|
Инструкции по авиационной медицине и по оказанию первой помощи на борту воздушного судна |
|
Требования к средствам и оборудованию оказания первой помощи |
|
Основы таможенного законодательства |
|
Порядок действий экипажа воздушного судна в обычных, внештатных и аварийных ситуациях |
|
Инструкцию по приему и сдачи бортового питания |
|
Правила оформления полетной документации |
|
Нормативные документы в области предоставления сервисных услуг |
|
Основы психологии и правила общения |
|
Другие характеристики |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Руководство выполнением послеполетных мероприятий по обслуживанию пассажиров и членов летного экипажа на борту воздушного судна гражданской авиации |
Код |
В/03.2 |
Уровень (подуровень) квалификации |
2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Информирование кабинного экипажа о прибытии воздушного судна на место стоянки |
Передача полетной документации ответственным службам |
|
Передача материально-технических ценностей |
|
Передача опасного, ценного груза и оружия |
|
Контроль за организацией выхода пассажиров с борта воздушного судна |
|
Организация работы кабинного экипажа после высадки пассажиров |
|
Проведение послеполетного брифинга |
|
Оценка работы членов кабинного экипажа |
|
Контроль за выполнением действий во внештатной и аварийной ситуации на борту воздушного судна после полета |
|
Необходимые умения |
Оформлять отчетную документацию |
Передавать материально-технических ценностей |
|
Передавать опасный, ценный груз и оружие |
|
Пользоваться специализированным оборудованием для информирования пассажиров |
|
Пользоваться оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров в нештатных и аварийных ситуациях в полете |
|
Оказывать первую помощь пассажирам в полете |
|
Пользоваться специализированным оборудованием для информирования пассажиров |
|
Необходимые знания |
Методика проведения предполётного разбора с использованием навыков предоставления конструктивной обратной связи порядок и правила оформления полетной документации |
Правила оформления полетной документации |
|
Руководство по обеспечению безопасности полетов в объеме, рекомендованном работодателем |
|
Требования авиационной безопасности |
|
Основы авиационного законодательства |
|
Авиационная терминология |
|
Технология работы кабинного экипажа |
|
Схемы размещения эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила эксплуатации аварийно-спасательного оборудования ВС |
|
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом гражданской авиации |
|
Требований к перевозке опасных грузов на воздушном транспорте |
|
Инструкции по авиационной медицине и по оказанию первой помощи на борту воздушного судна |
|
Требования к средствам и оборудованию оказания первой помощи |
|
Основы таможенного законодательства |
|
Порядок действий экипажа воздушного судна в обычных, внештатных и аварийных ситуациях |
|
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья |
|
Инструкцию по приему и сдачи бортового питания |
|
Правила оформления полетной документации |
|
Нормативные документы в области предоставления сервисных услуг |
|
Основы психологии и правила общения |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях – разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ООР «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), город Москва |
Руководитель Подкомиссии по авиационным перевозкам Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, Филёва Наталия Валерьевна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) г. Москва |
2. |
ПАО «Авиакомпания «Сибирь» г. Новосибирск |
3. |
ООО «Консалтинговая компания Авиаперсонал» г. Москва |
[1] Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014
[3] Приказ Минтранса России от 22 апреля 2002 г. № 50 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»
[4] Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. № 147 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»
[5] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 53, раздел 32 "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)".
[6] ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст
[7] Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)
[8] Приказ Минтранса России от 22 апреля 2002 г. № 50 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»
[9] Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. № 147 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»
[10] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 53, раздел 32 "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)".
[11] ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст
[12] Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)