Д.Медведев: Сначала об организации работы по Посланию Президента. Я говорил в четверг: работа так или иначе уже в Правительстве должна быть организована, вне зависимости от оформления самих решений (они будут по-разному оформлены), и эта работа должна идти.
Также хочу сказать, что подписал перечень поручений по итогам инвестиционного форума в Сочи – в основном в региональном, так сказать, разрезе, поскольку основной темой были межрегиональные отношения, межбюджетные отношения.
Перечень довольно объёмный – 21 пункт. Он касается вопросов, которые мы обсуждали: федеральных займов для физических лиц (там, помните, такая идея звучала), возможности создания региональных займов, законопроекта об упрощении налоговой отчётности, построения национальной системы управления данными на базе Росстата, Стратегии пространственного развития (которая должна быть увязана с межбюджетными отношениями, и, конечно, здесь нужно будет определить конкурентные преимущества регионов), законодательства о государственно-частном партнёрстве. И целый ряд поручений касается запуска инфраструктурной ипотеки, поддержки экспорта, повышения устойчивости региональных бюджетов. Ряд мер, которые там были озвучены, уже приняты, в том числе по плану действий в рамках решений по инфраструктурной ипотеке, и должны исполняться.
Если говорить о текущих вопросах, то хотел бы также обратить внимание на утверждение новых правил предоставления субсидий авиакомпаниям из федерального бюджета, чтобы – в целом это их основная задача – полёты для жителей нашей страны были более доступными. Мы этим занимаемся в последние годы, был принят целый ряд и организационных, и экономических решений для достижения лучшей доступности полётов. Были выделены приоритетные регионы с точки зрения развития воздушных перевозок – это и Дальний Восток, и Калининград в силу особого статуса этого региона, и Крым. По каждому из этих направлений ранее действовали свои программы субсидирования. Такая разрозненность не всегда позволяла перераспределять средства между маршрутами в зависимости от наполняемости рейсов. Новые правила эту ситуацию должны изменить.
Несколько слов, Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), скажите по этой теме, потому что она касается большого количества граждан нашей страны.
А.Дворкович: В 2017 году авиационная отрасль продемонстрировала самые высокие показатели за всю историю – было перевезено 105 миллионов пассажиров.
Д.Медведев: Имеется в виду и советский период?
А.Дворкович: По России и в советский период не перевозили столько пассажиров. Но мы, конечно, не превысили показатели Советского Союза в целом.
Д.Медведев: Нет, я не про Советский Союз, я имею в виду в территориальных границах РСФСР.
А.Дворкович: В территориальных границах РСФСР – да.
60% – это внутренние перевозки. Это тоже рекорд. В 2012 году было 47%. Тогда было перевезено 35 миллионов пассажиров во внутреннем авиасообщении, сейчас – 63 миллиона пассажиров. Рост – на 80%. Существенную роль в этом сыграли программы субсидирования, утверждённые после совещания, проведённого Вами в Новосибирске в 2012 году. Причём прямой эффект, может быть, не столь значим, по этим программам перевозится менее миллиона пассажиров. Но эти программы влияют на экономику компаний в целом и поэтому позволяют им наращивать перевозки по всем маршрутам, а не только по тем маршрутам, которые субсидируются. В этом году Вы подписали постановление, которое объединяет разные программы субсидирования в единую систему. Речь идёт о перевозках из Дальнего Востока и на Дальний Восток, из Крыма и в Крым, в Калининград и из Калининграда, а также о перевозках внутри регионов Дальнего Востока (маршруты, связанные с межрегиональными перевозками в Дальневосточном федеральном округе).
Поддержка оказывается прежде всего молодёжи до 23 лет, пенсионерам и инвалидам, а также детям, имеющим путёвки в детский центр «Океан». При этом объединение программ позволит в упрощённом порядке без принятия дополнительных решений перекидывать деньги из программы в программу, таким образом увеличивать объёмы субсидирования по мере необходимости по отдельным маршрутам. Кроме того, увеличиваются сроки предоставления субсидий. Будут субсидироваться перевозки по некоторым маршрутам в течение всего года, по большинству маршрутов – с 1 марта до 1 декабря. Такие ограничения связаны исключительно с бюджетными соображениями, бюджетными ограничениями, которые у нас пока есть.
В целом на эту программу выделяется 3,8 млрд рублей. Кроме того, из 152 субсидируемых маршрутов (некоторые маршруты добавились в этом году) регионы софинансируют 84 маршрута. То есть общий объём субсидирования больше, чем только федеральная часть. Наибольший объём средств идёт на Дальний Восток, это связано с приоритетностью этого региона.
Помимо прямых субсидий в рамках этих программ мы ещё финансируем прямо казённые предприятия, располагающиеся на Дальнем Востоке (Чукотка, Магадан, ряд других регионов). Это позволяет им также перевозить достаточно большое число авиапассажиров.
Кроме того, для Дальнего Востока есть коэффициент 1,25 – повышающий коэффициент к субсидиям, чтобы делать экономически привлекательной такую перевозку.
Также мы поддерживаем внутренние авиаперевозки за счёт компании «Аэрофлот», которая находится под контролем государства. Фактически оставляем «Аэрофлоту» дополнительные средства, которые позволяют им использовать так называемый плоский тариф при перевозках в эти дальние регионы. В этом году плоский тариф расширен на авиакомпанию «Россия» – дочернее предприятие «Аэрофлота», что позволит снизить тарифы при полётах с Дальнего Востока и на Дальний Восток.
Это основные данные. По мере расширения бюджетных возможностей будем также расширять и программу субсидирования, вовлекая новые маршруты в эту тему. Заявок у нас больше, чем мы сегодня себе можем позволить субсидий. Но в любом случае есть уверенность, что в этом году пассажиров будет перевезено ещё больше, чем в предыдущие годы.
Д.Медведев: У нас по понятным причинам необходимость в субсидировании подобных перелётов будет оставаться ещё очень долгое время, поскольку масштабы страны таковы, что перелёты на такие расстояния в любом случае стоят дороже, нежели перелёты в границах европейских или каких-то иных государств. Соответственно, это далеко не всегда под силу нашим гражданам. Поэтому программа субсидирования должна быть продолжена, а по мере возможности, как справедливо было сказано, и расширена, для того чтобы большее количество граждан нашей страны могли воспользоваться льготными тарифами в определённый временной период.