1. Результаты обсуждения Презентация результатов сотрудничества АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компании Jeppesen по разработке и имитационному моделированию перспективной структуры воздушного пространства Московского узлового диспетчерского района (МУДР).
1.1. АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компании Jeppesen договорились о некоммерческом партнерстве и объединению своих компетенций по разработке и имитационному моделированию перспективной структуры воздушного пространства МУДР.
Предпосылками для организации сотрудничества стали:
- неудовлетворённость пользователей воздушного пространства результатами использования ВП МУДР;
- обращение Boeing/Jeppesen к Министру транспорта РФ с предложением об участии в оптимизации структуры ВП МУДР;
- рекомендации Минтранса России и ФАВТ о целесообразности сотрудничества Boeing/Jeppesen с основными российскими заказчиками - пользователями воздушного пространства МУДР;
- накопленный Boeing/Jeppesen опыт работы в РФ при реализации проектов в Сочи, Внуково и МУДР;
1.2. Разработчики предложений ставили задачу снять неудовлетворенности пользователей воздушного пространства из-за того, что:
- большое количество прибывающих ВС направляются в зоны ожидания;
- повышенный расход топлива из-за радиолокационного векторения и продолжительного времени маневрирования на малых высотах;
- очерёдность прибывающих ВС выстраивается на маршрутах прибытия (STAR) внутри МУДР слишком близко к аэродрому назначения;
- траектории маршрутов прибытия/вылета (STAR/SID) конфликтуют, что усложняет работу экипажа и диспетчеров ОВД;
- радиолокационное векторение используется как инструмент задержки в воздухе, а не как инструмент сокращения расстояния/времени полёта;
- необоснованно большой объем радиообмена (нагрузка на экипаж и диспетчеров ОВД, вероятность ошибок);
- завышенные интервалы между прибывающими ВС, что приводит к необоснованному векторению и задержкам в воздухе в пиковые периоды;
- непредсказуемость для экипажа траекторий подхода к посадочной прямой (расстояние и профиль снижения, дополнительное топливо, планирование полёта, подготовка экипажа);
- большое количество зон ограничения полётов;
- несовершенство эксплуатационной концепции (в процессах ОВД не используются современные технологии для формирования необходимого
уровня эксплуатационной эффективности).
1.3. В предложенной концептуальной модели архитектуры воздушного пространства МУДР учтены требованиям и ожиданиям российских пользователей воздушного пространства МУДР.
1.4. Практическая реализация проекта по дальнейшей разработке и внедрению архитектуры ВП МУДР может быть организована в совместном партнёрстве на базе авиационного учебного и научно-исследовательского центра в Сколково и позволит:
- повысить уровень безопасности, пропускной способности и эксплуатационной эффективности использования ВП МУДР;
- реализовать потенциальные планы развития авиакомпаний и аэропортов и снять ограничений воздушного пространства по пропускной способности для обеспечения развития наземной инфраструктуры аэродромов;
- Российской гражданской авиации развить собственные современные компетенции по организации использования воздушного пространства;
- снизить стоимость проекта за счёт уже сделанных инвестиций Boeing/Jeppesen и сократить срок внедрения новой структуры с 24 до 18 месяцев.
1.5. Разработчики рекомендуют:
сформировать рабочую группу из числа представителей заинтересованных сторон для эффективного использования результатов настоящего проекта и продвижения внедрения данной концептуальной модели, внедрения ее основных технологий и методологий обслуживания воздушного движения;
- реализовать проект по определению характеристик концептуальной модели в соответствии с текущими и потенциальными потребностями на основе применения имитационного моделирования;
применять программы блочной модернизации ICAO и рекомендованные FAA/ICAO шаги по модернизации воздушного пространства для разработки плана внедрения структуры воздушного пространства МУДР;
- внедрять новые технологии и методы ОВД для максимизации преимуществ предлагаемой архитектуры МУДР на основе RNAV;
- реализовать функции построения потоков внутри МЦ АУВД, что обеспечит необходимое дополнительное координирование и синхронизацию полетов между тремя аэропортами.
1.6. В результате обсуждения и состоявшей дискуссии признано целесообразным:
- принять к сведению информацию о результатах сотрудничества АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компании Jeppesen по разработке и имитационному моделированию перспективной структуры воздушного пространства МУДР;
- изучить переданные материалы отчета для формирования позиции в отношении представленных преимуществ представленной перспективной структуры воздушного пространства МУДР;
- поддержать инициативы по объединению усилий по выработке консолидированных предложений всех заинтересованных сторон в отношении подлежащей реализации перспективной структуры воздушного пространства МУДР.
2. Об организации исполнения поручения Правительства от 26.10.2017 № АД-П9-7210
2.1. Принять к сведению сообщение Щербакова Л.К. о необходимости проведения сравнительного анализа предложенной АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компанией Jeppesen структуры воздушного пространства МУДР и структуры, разработанной филиалом «НИИ аэронавигация» ФГУП ГоснИИ ГА (версия 8.5.2) с докладом результатов не позднее 15.12.2017.
2.2. В процессе состоявшей дискуссии установлено, что:
- в результате некоммерческого партнерства АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компании Jeppesen по разработке и имитационному моделированию перспективной структуры воздушного пространства МУДР разработана эксплуатационная концепция архитектуры системы стандартных маршрутов прибытия (СТАР) и вылетов (СИД) по приборам для трех аэродромов Московского авиаузла (Внуково, Домодедово, Шереметьево) с использованием:
- технологий зональной навигации (RNAV),
- маршрутов прибытия с курсом обратным посадочному для входа в зоны аэродромов при условии сохранения установленных элементов структуры воздушного пространства МУДР (района и зон обслуживания воздушного движения, где ответственность за организацию воздушного движения находящихся возложена на МЦ АУВД, действующих районов аэродромов Московского авиаузла, запретных зон и зон ограничения полетов, маршрутов обслуживания воздушного движения);
- существующих точек входа и выхода на границе МУДР;
- в настоящее время в МЦ АУВД проводится полунатурное моделирование структуры воздушного пространства МУДР, разработанной филиалом «НИИ Аэронавигация» ФГУП ГосНИИ ГА, версии 8.5.3, имеющей отличия от версии 8.5.2, разработанной в 2016 году;
- Советом потребителей по вопросам деятельности ФГУП «ГК по ОрВД» на https://yadi.sk/d/BKFq-akB3PaVoj выложены отчет «НИИ аэронавигация» ФГУП ГосНИИ ГА Разработка концептуального проекта схем маневрирования на основе зональной навигации для аэродромов Москва (Внуково), Москва (Домодедово), Москва (Шереметьево) Остафьево и Раменское с отказом от принципа псевдогеографического прибытия при условии сохранения принципа бесконфликтности между маршрутами прибытия и маршрутами вылета для трех основных аэродромов» (версия 8.5, отчет откорректированный 2016 год) и иллюстрация СИД и СТАР.
2.3. Эксперты АЭВТ продолжают отмечать неэффективность организации текущего сотрудничества по совершенствованию структуры воздушного пространства МУДР с ее заказчиками и разработчиками. В протоколах Комитета АЭВТ по аэронавигационному обслуживанию от 10.10.2014, от 23.12.2014, от 21.07.2015 были сформулированы:
- предложения по участию пользователей воздушного пространства в работах по совершенствованию структуры МУДР, учету их потребностей в процессе разработке;
- вопросы в отношении ожидаемых характеристик и возможностей предлагаемой версии новой структуры воздушного пространства МУДР (приложение 1);
- уточненная стратегия реорганизации существующего воздушного пространства (приложение 2).
- предложение авиационной администрации, поставщику АНО об организации взаимовыгодного сотрудничества и частно-государственного партнерства с пользователями воздушного пространства по разработке альтернативного варианта новой структуры МУДР.
2.4. Для проведения сравнительного анализа предложенной АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компанией Jeppesen структуры воздушного пространства МУДР и структуры, разработанной филиалом «НИИ аэронавигация» ФГУП ГосНИИ ГА эксперты АЭВТ располагают:
- выложенным Советом потребителей по вопросам деятельности ФГУП ГК по ОрВД на https://yadi.sk/d/BKFq-akB3PaVoj отчетом «НИИ аэронавигация» ФГУП ГосНИИ ГА «Разработка концептуального проекта схем маневрирования на основе зональной навигации для аэродромов Москва (Внуково), Москва (Домодедово), Москва (Шереметьево) Остафьево и Раменское с отказом от принципа псевдогеографического прибытия при условии сохранения принципа бесконфликтности между маршрутами прибытия и маршрутами вылета для трех основных аэродромов» (версия 8.5, отчет откорректированный 2016 год) и иллюстрацией СИД и СТАР;
- презентацией и трехмерной иллюстрацией в программе Google Планета земля предложений АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компанией Jeppesen по новой структуре СИД и СТАР в МУДР для трех аэродромов: ВНК, ДМД, ШРМ и для восточного и западного направления курсов взлета/посадки ВПП.
2.5. Для исполнения поручения Правительства от 26.10.2017 № АД-П9-7210 необходимо:
- просить заказчиков и разработчиков предложений по новой структуре воздушного пространства версии 8.5.2:
- представить актуальную версию новой структуры МУДР;
- ответить на вопросы экспертов КАНО (приложение 1);
- оценить реализацию в актуальной версии новой структуры МУДР потребностей эксплуатантов, изложенных в разработанной экспертами АЭВТ Уточненной стратегии реорганизации существующего воздушного пространства (приложение 2);
- обратиться в заинтересованные организации с предложением согласовать единый перечень ключевых показателей эффективности и методики их определения для проведения сравнительного анализа предложенной АО «Международный аэропорт Внуково», ПАО «Аэрофлот» и компанией Jeppesen структуры воздушного пространства МУДР и структуры, разработанной филиалом «НИИ аэронавигация» ФГУП ГосНИИ ГА;
- провести дополнительные консультации экспертов КАНО по возможности применения количественных показателей эффективности, отражающих учет потребностей эксплуатантов, для проведения сравнения разработанных вариантов;
- обратиться к руководителю рабочей группы по совершенствованию структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД Российской Федерации с предложением провести ее заседание для выработки консолидированной позиции в отношении сравниваемых вариантов;
- на основании располагаемой информации в отношении сравниваемых вариантов организации системы СИД и СТАР подготовить позицию экспертов АЭВТ в отношении их предпочтительности для доведения до заинтересованных сторон.
Председатель КАНО Л.Щербаков |
Приложение №1
к протоколу КАНО от
16.11.2017
Вопросы по возможностям предлагаемой модели структуры воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД
- При каких значения интенсивности воздушного движения существующая структура воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД достигнет своего предела и когда это может произойти в сложившихся условиях спроса на авиаперевозки?
- На какой временной период делается новая структура воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД?
- На какую интенсивность воздушного движения (годовую, месячную и часовую) рассчитана новая структура воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД?
- Какая интенсивность воздушного движения гарантируется для основных аэродромов МАУ (Внуково; Домодедово; Ермолино; Клин; Кубинка; Луховицы; Мячково; Остафьево; Раменское; Чкаловское; Шереметьево)?
- Почему в модели новой структуры предлагается концепция «вееров», не поддерживаемая ИАТА?
- Насколько удлинились маршруты за пределами новой структуры воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД?
- В какую сумму оценивается стоимость работ по переходу на новую структуру и как часто это можно делать?
- Чем не приемлема стратегия развития структуры воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД, предложенная экспертами КАНО (протокол от 10.10.2014)?
Приложение №2
к протоколу КАНО от
16.11.2017
Уточненная стратегия разработки новой структуры воздушного пространства Московской зоне ЕС ОрВД
1. Уточнить цель совершенствования существующей структуры: «Сокращение среднего времени нахождения воздушных судов в воздушном пространстве Московской зоны ЕС ОрВД при вылетах иприлетах в условиях повышения пропускной способности воздушного пространства и гарантированном обеспечении установленных целевых показателей уровня безопасности воздушного движения».
2. Задача - улучшить следующие характеристики существующей структуры воздушного пространства (показатели и критерии, которые подлежат измерению и сравнению):
- Применение зональной навигации по спецификациям RNAV1 и базовой зональной навигации на основе GNSS.
- Сокращение среднего и суммарного времени нахождения ВС в воздушном пространстве Московской зоне ЕС ОрВД при вылетах и прилетах не менее чем на 10% по отношению к фактически существующим временам нахождения с учетом имевших место задержек.
- Устранение количества потенциальных конфликтных точек пересечения стандартных маршрутов вылета и прибытия по сравнению с существующей структурой не менее чем на 41%.
- Сокращение количества обязательных связей «экипаж-диспетчер» при вылетах и прилетах не менее чем на 10% по отношению к фактически существующему порядку радиообмена.
- По крайней мере, не увеличение средней протяженности маршрутов ОВД:
а) при вылетах: от каждой ВПП до всех точек выхода из Московской зоны ЕС ОрВД;
б) при прибытии: от всех точек входа в Московскую зону ЕС ОрВД до каждой ВПП.
3. При разработке структуры воздушного пространства исходить из необходимости:
- Не повышать уровень существующего класса воздушного пространства: пространство класса «С», либо ниже.
- Обеспечить независимое использование двух ВПП в Домодедово и существующих ВПП в Шереметьево с проектируемой третьей ВПП.
- Реализовать возможность выполнения на аэродромах Домодедово, Шереметьево и Внуково не менее 1,5 млн. взлетно-посадочных операций в год, 4200 операций в сутки и 250 операций в течение часа, в том числе в Домодедово и Шереметьево по 120 операций (60+60) в час, и во Внуково 70 операций в час (существующий max: Домодедово - 59, Шереметьево - 54 и Внуково - 47 операции).
- Ориентировать разрабатываемую структуру воздушного пространства на географическую направленность существующих потоков прибывающих и вылетающих ВС в каждом аэропорту, сохранив направления основных вылетающих и прибывающих самолетопотоков на аэродромах Домодедово, Шереметьево и Внуково;
- Предпочтительно использовать для организации стандартных маршрутов вылета по приборам (SID) процедуру «Веерные вылеты».
- Предпочтительно использовать для организации стандартных маршрутов прибытия по приборам (STAR) процедуру «Снижение на режиме малого газа», Y- и Т-образные схемы, описанных в Документе ИКАО 8168 (Том II, Часть III, Раздел 2, Глава 3) и зоны ожидания.
- Разработать стандартные маршруты вылета и прибытия по приборам, предпочтительно с постоянным набором и снижением соответственно, основанные на методах зональной навигации с применением концепции PBN по спецификациям RNAV1, базовой зональной навигации на основе GNSS и обеспечивающие одностороннее движение вылетающих и прибывающих ВС в
пространстве. - Оптимизировать существующие профили набора высоты и снижения для сокращения расхода топлива и отрицательного воздействия на окружающую среду.
- Обеспечить формирование необходимых интервалов разделения в потоках прибывающих и вылетающих ВС путем применения процедур PBN и организации потоков на основании эшелонирования по времени в контрольных точках (в заданную точку в заданное время).
- Реализовать возможность применения процедур визуальных заходов на посадку.
- Обеспечить предпочтительное применение процедур заходов на посадку с радиолокационным наведением с курсом, обратным посадочному;
- Установить единую абсолютную высоту перехода для аэродромов Домодедово, Шереметьево и Внуково.
- Использовать при выполнении полетов ниже высоты давление QNH и единиц измерения высоты - футы.