Действующий Воздушный кодекс Российской Федерации (далее -Воздушный кодекс) содержит ряд существенных ограничений, которые сдерживают развитие авиации общего назначения.
В частности, пункт 3 статьи 21 Воздушного кодекса содержит ограничения деятельности авиации общего назначения в части выполнения авиационных работ. Вместе с тем, использование авиации общего назначения при осуществлении отдельных видов деятельности связанных с авиационно-химическими работами, воздушной съемкой, лесоавиационными работами, выполнением полетов в спортивных, учебных целях, а также в целях авиационного туризма и осуществления демонстрационных полетов широко распространено в международной практике.
Целью настоящего законопроекта является снятия ограничений по осуществлению авиацией общего назначения ряда авиационных работ, в связи с чем предполагается внесение изменений в часть 3 статьи 21 Воздушного кодекса.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 21 к авиации общего назначения относится гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок, законопроектом также предусмотрены изменения в пункт 3 статьи 101 Воздушного кодекса с целью приведения понятия «коммерческая воздушная перевозка» в соответствие с действующими международными стандартами и рекомендуемой практикой (Приложение № 6 к Конвенции о международной гражданской авиации).
Кроме того, с целью уточнения видов авиационных работ, осуществление которых допускается авиацией общего назначения, предполагается дополнить пункт 1 статьи 114 Воздушного кодекса перечнем соответствующих авиационных работ, при этом, с учетом необходимости сохранения приемлемого уровня безопасности полетов, законопроектом предусмотрена возможность осуществления указанных авиационных работ только при условий соблюдения дополнительных требований, обеспечивающих необходимый уровень безопасности полетов, устанавливаемых федеральными авиационными правилами.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменения в пункт 1 статьи 115 Воздушного кодекса с целью уточнения условий договора на выполнение авиационных работ. Данное изменение позволит в качестве стороны договора на выполнение авиационных работ, являющейся «подрядчиком», рассматривать не только эксплуатантов, но и физических лиц, использующих воздушные суда в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Воздушного кодекса.
Кроме того, с целью упрощения процедуры создания и допуска к эксплуатации аэродромов, предназначенных для эксплуатации исключительно авиацией общего назначения, законопроектом предполагается исключение их из перечня объектов, подлежащих обязательной сертификации, предусмотренных Воздушным кодексом, путем внесения соответствующих изменений в пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 40 и пункт 1 статьи 48 Воздушного кодекса.
При этом, на ряду с упрощением процедуры государственного регулирования в области функционирования аэродромов, предназначенных для эксплуатации исключительно авиацией общего назначения, в законопроекте также уделяется особое внимание вопросам авиационной безопасности. Так, в соответствии с предлагаемыми изменениями в пункт 1 статьи 49 Воздушного кодекса допуск указанных аэродромов к эксплуатации должен осуществляться только при условии соблюдения дополнительных требований, обеспечивающих необходимый уровень авиационной безопасности, устанавливаемых федеральными авиационными правилами.
Законодательное закрепление указанных изменений и дополнений позволит исключить избыточное государственное регулирование авиации общего назначения без ущерба безопасности полетов и авиационной безопасности, что, в конечном итоге, будет иметь положительный эффект в ее экономическом развитии, а также развитии экономики большинства регионов страны.
в Воздушный кодекс Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановлению или изменению Федеральных законов.