Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
В целях совершенствования воздушного законодательства Российской Федерации, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – ВК РФ) и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – 115-ФЗ), в части снятия ограничения на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее – проект федерального закона).
При условии увеличивающихся объемов воздушных перевозок, а также массового использования авиакомпаниями зарубежной авиационной техники в гражданской авиации Российской Федерации сложилась неблагополучная ситуация в части, касающейся обеспечения авиаперевозчиков квалифицированными летными кадрами – командирами воздушных судов.
Сложившийся дефицит командиров воздушных судов гражданской авиации, объясняется:
недостаточным количеством выпускаемых учебными заведениями гражданской авиации пилотов в период 1995 - 2009 годов;
значительным ежегодным уходом пилотов с летной работы в указанный период;
длительным периодом подготовки командиров воздушных судов гражданской авиации.
При условии сохранения контрольных цифр приема в учебные заведения гражданской авиации на уровне 2013 года, прогнозируемый выпуск по специальности «пилот» из учебных заведений и авиационных учебных центров гражданской авиации составит от 925 человек в 2013 году до 1080 человек в 2017 году.
Гражданской авиации требуется ежегодное пополнение в количестве не менее 1200 человек летного состава.
Согласно данным, озвученным представителями ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», ОАО «Аэрофлот» на совещании в Минтруда России 13.12.2012, с участием представителей Минтранса России, ФМС России и Профсоюза летного состава России нехватка командиров воздушных судов гражданской авиации в настоящее время уже составляет примерно 150 - 200 человек.
При этом дефицита вторых пилотов нет.
Для достижения требуемой квалификации «командир воздушного судна» требуется до 5–7 лет после выпуска студента (курсанта) из учебного заведения гражданской авиации. Подготовка вторых пилотов гражданской авиации до указанного уровня квалификации осуществляется по утвержденным программам, сокращение которых не допускается. Данное обстоятельство не позволяет увеличить количество командиров воздушных судов гражданской авиации в короткое время.
Пополнение гражданской авиации подготовленными пилотами возможно за счет привлечения в отечественные авиакомпании иностранных граждан - командиров воздушных судов с требуемым уровнем квалификации.
Проектом федерального закона предусматривается внести в ВК РФ и 115-ФЗ изменения, в соответствии с которыми:
разрешается в состав летных экипажей воздушных судов гражданской авиации входить иностранным гражданам в качестве командиров воздушных судов;
предоставляются полномочия Правительству Российской Федерации по установлению требований к иностранным гражданам – командирам воздушных судов гражданской авиации, а также продолжительности сроков их трудовых контрактов с эксплуатантами и ежегодному определению квоты по количеству иностранных граждан входящих в состав экипажей воздушных судов гражданской авиации в качестве командиров воздушных судов.
Вступление в силу федерального закона позволит в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой разрешить авиакомпаниям осуществлять прием на работу иностранных пилотов - командиров воздушных судов с требуемым уровнем квалификации.
Предполагается Постановлением Правительства Российской Федерации установить общую квоту до 200 человек в год на данную категорию летного состава в течение 5 лет с момента вступления в силу федерального закона.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.