Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Обращение

ACI: Отказ России выполнять свои государственные обязанности - аномалия

Международное авиационное сообщество обеспокоено ситуацией с обеспечением безопасности в аэропортах России


11 мая 2016 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Как мы неоднократно отмечали, после теракта 2011 года в аэропорту "Домодедово" государство последовательно отстранилось от функции обеспечения безопасности граждан на объектах транспортной инфраструктуры. Путем внесения ряда изменений в закон о Транспортной безопасности ответственность за обеспечение безопасности в аэропортах, в том числе и противодействие террористическим угрозам, было возложено на Службы авиационной безопасности, то есть на структуры, принадлежащие компаниям, управляющим аэропортами – частный бизнес. Считаем, что такое положение дел недопустимо. Вопрос обеспечения безопасности граждан это функция государства. Частная аэропортовая служба безопасности не может обладать возможностями, которыми наделены государственные спецслужбы. Никто не в состоянии эффективно бороться с терроризмом, кроме специально подготовленных и оснащенных государственных силовых структур. Однако, до сих пор ни Министерство транспорта, ни иные госструктуры никак не отреагировали на неоднократные обращения изменить сложившееся положение дел. Как это часто бывает, ситуация с обеспечением безопасности в России больше беспокоит мировое сообщество, чем наше родное правительство. Так, на днях поддержка нашей позиции неожиданно пришла из-за рубежа от Международного совета аэропортов, который направил обращение Председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. Письмо жесткое, но справедливое.

Международный совет аэропортов - Европейский регион (ACI EUROPE) является единственной общеевропейской ассоциацией, представляющей интересы аэропортов Европы, состоящей из более 500 членов - представителей аэропортов в 45 странах. Как следствие, ACI EUROPE обладает непревзойденным опытом и знаниями во всех аспектах деятельности аэропортов и, в частности, в области безопасности аэропорта. Комитет ACI EUROPE по Авиационной Безопасности (The ACI EUROPE Aviation Security Committee), в составе более 100 членов, собирает опыт, лучшие практики и опыт из спектра, широко представленного аэропортами по всей Европе. Эти члены приходят из разных областей, включающих разведывательные службы, службы полиции по борьбе с терроризмом, военные и государственные службы.

Это дает ACI Europe обширный пул знаний в вопросах обеспечения безопасности, что позволяет организации действовать в качестве уникального и востребованного центра экспертизы и, тем самым, возможность предоставлять ценную информацию о мерах безопасности, имеющих практическое значение, оперативно осуществимых и наиболее эффективных против террористических атак. ACI EUROPE является надежным партнером Европейской комиссии, государств-членов ЕС соответствующих полномочных органов, Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА), администрации США по транспортной безопасности (TSA) и других. Данные органы и учреждения активно обращаются в ACI EUROPE за консультацией и поддержкой по вопросам безопасности аэропорта. В частности, следует отметить, что ЕКГА поставило задачу ACI EUROPE разработать лучшее применимое на практике решение по обеспечению безопасности зон общего доступа аэропорта в рамках нашего участия в разработке руководства Целевой группы ЕКГА по авиационной безопасности. Этот инструктивный материал будет доступен для всех государств-участников ЕКГА.

На последнем заседании комитета по безопасности ACI EUROPE, состоявшегося в Мадриде 14-15 апреля 2016 года, прошло детальное обсуждение темы безопасности в зоне общего доступа аэропорта, в ходе которого был выявлен ряд ценных уроков. На этом заседании подвели итоги недавнего теракта в аэропорту Брюсселя и предыдущих случаев - в том числе теракта в московском аэропорту "Домодедово" в январе 2011 года.

Исходя из этого, комитет выражает озабоченность по ситуации, сложившейся с обеспечением авиационной безопасности в российских аэропортах:

1) О решении властей Российской Федерации возложить ответственность за безопасность зон общего доступа на операторов аэропортов.

В соответствии с политикой, которой придерживается вся Европа, - с заметным исключением Российской Федерации - ACI EUROPE считает, что ответственность за обеспечение безопасности в зоне общего доступа аэропорта должна возлагаться на компетентные правоохранительные органы государственной власти, но не на операторов аэропорта. Зонами общего доступа аэропорта являются общественные места, в отличие от контролируемых зон аэропорта. Таким образом, они не являются и не должны регулироваться правилами особого режима авиационной безопасности, но подпадают под сферу компетенции специально уполномоченных государственных органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность.
 
Учитывая, что безопасность является главным приоритетом для европейских операторов аэропортов, российским операторам должен быть предоставлен такой же уровень защиты и помощи со стороны правоохранительных органов государственной власти в зонах общего досмотра, как любому другому юридическому лицу, управляющему общественными местами. Тот факт, что это не является очевидным - аномалия - и представляет собой отказ Российской Федерации выполнять свои государственные обязанности.

На этой основе, ACI EUROPE призывает российские власти обеспечить безопасность зон общего доступа в аэропортах Российской Федерации и возвести это под прямую ответственность полиции РФ. Это значит, что ситуация, сложившаяся до теракта 2011 года в аэропорту "Домодедово", должна быть немедленно восстановлена для всех аэропортов Российской Федерации.

2) О проверках безопасности при входе в аэропорты Российской Федерации.

Эти проверки потенциально создают новые уязвимые места в системе безопасности. В частности, досмотр всех пассажиров на входе в терминалы аэропорта контрпродуктивен с точки зрения борьбы с терроризмом; толпа людей (которая может достаточно велика в часы пик) представляет собой идеальную мишень для злоумышленников. В результате потенциальная мишень для террористов в российских аэропортах переместилась на вход / выход из терминала, где не может быть обеспечена должная безопасность.

Стоит отметить, что даже в аэропорту Тель-Авива Бен Гурион (Израиль), который является всеобщим примером с точки зрения безопасности в аэропортах, пассажиры не досматриваются на входе в терминал. Вместо этого израильские власти используют разведывательную информацию, распознавание номерных знаков, камеры наблюдения, современные средства связи, собак минно-розыскной службы, разделение пассажиров на группы для осмотра, анализ поведения и патрулирование охраняемой территории для сдерживания потенциальных злоумышленников.

И, наконец, следует также отметить, что после теракта в аэропорту Брюсселя 22 марта 2016 года, Европейская комиссия воздержалась от предложения нового законодательства ЕС ввести проверку безопасности на входе в зоны общего доступа, "именно потому, что она считает, что такие меры будут на самом деле представлять уязвимость для безопасности.

Исходя из этого, ACI EUROPE призывает российские власти пересмотреть дополнительные меры безопасности, осуществляемые в настоящее время в российских аэропортах. Таким образом, систематический досмотр пассажиров на входе в терминалы должен быть отменен. С другой стороны, меры, подобные принятым израильскими властями, следует рассматривать в совокупности и ориентированности на конкретную оценку риска. Разумеется, мы будем ходатайствовать об уравнении в подобных мерах во всех российских аэропортах.

ACI EUROPE готов оказать помощь там, где это возможно, и надеется, что в скором времени российскими властями будут предприняты более жизнеспособные и эффективные попытки решения проблемы безопасности и распределения ответственности за безопасность в зоне общего доступа между операторами российских аэропортов.



 


Роман Гусаров


комментарии (9):

Lfly      11/05/2016 [16:58:17]#1
Вопрос контроля на входе в аэропорт - это абсолютная утопия, которая направлена на попытку втюхать очередную партию технических средств контроля (также и для метро). При этом "уровень террористической угрозы" на входе в аэропорт/вокзал и в гипермаркет не отличаются (в гипермаркете народа может быть больше), но уйти из аэропорта пассажир уже не может (билет на руках и можно рассказать сказку о террористах), а из гипермаркета можно или уйти, или больше не посещать при столпотворении на входе.
Досмотровые смены на входе + техническое оборудование - прикинем, сколько это стоит, и сколько добавляет в стоимости аэропортового обслуживания к билету. И кому это надо ? Давайте называть честно !

Сотник      11/05/2016 [18:47:16]#2
Когда наше государство заботилось о своих гражданах? Думаю многие ответят отрицательно. Про так называемую транспортную безопасность вообще говорить не хочется. Выкачивание из предприятий денег, которые кого-то хорошо кормят. А безопасностью граждан, в том числе и в аэропорту, должны заниматься спецслужбы, которые и созданы для этого и которые мы тоже финансируем своими налогами. Пора определиться, кто чем должен конкретно заниматься.

Sergib      12/05/2016 [08:31:45]#3
Если государство хочет все держать под контролем, то почему расплачиваться за его проколы должны другие? http://www.aex.ru/news/2016/5/ ...

Ту95      12/05/2016 [19:21:31]#4
Особенности национальной безопасности!
Гос власть обеспечивает свою собственную безопасность.
Кто к власти не относится, но есть возможность – сами обеспечивают свою безопасность.
А до остальных им дела нет.

Гагарин      13/05/2016 [06:03:35]#5
А спецслужбы продолжают изголяться над авиационным законодательством. Приказом Минтранса 227 введён термин сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности- это о помещении аэровокзала. Теперь начнут штрафовать за пронос муляжей и за нарушения требований транспортной безопасности в аэровокзалах. Почему молчит авиационное сообщество. Спецслужбы должны помогать, а они напрямую руководят, сами при этом ни за что не отвечают, никаких бумаг не подписывают, а только требуют и штрафуют. Приравнивают бесхозные предметы к актам незаконного вмешательства, перелез пьяный через забор и сразу был схвачен, тоже акт незаконного вмешательства, заложили закладку опять штрафы. Чего добиваются?

AI      13/05/2016 [16:49:40]#6
Уважаемый Роман Владимирович! В анонсе сего примечательного документа от Международного совета аэропортов Вы все верно заметили, акценты верные, но есть некоторые моменты реальности и бытия, так сказать.
"Вопрос обеспечения безопасности граждан это функция государства. Частная аэропортовая служба безопасности не может обладать возможностями, которыми наделены государственные спецслужбы. Никто не в состоянии эффективно бороться с терроризмом, кроме специально подготовленных и оснащенных государственных силовых структур. Однако, до сих пор ни Министерство транспорта, ни иные госструктуры никак не отреагировали на неоднократные обращения изменить сложившееся положение дел." Вопросы обеспечения безопасности граждан функция и обязанность Государства - да есть у Государства такая функция которую оно должно исполнять соответствующими инструментами. Частные аэропортовые службы безопасности не обладают возможностями, в частности по противодействию терроризму и в борьбе с терроризмом, которыми наделены государственные спецслужбы-это очевидно и бесспорно...НО вот администрация одного из аэропортов федерального значения (да и , очевидно, не только одного) так не считает и полагает что САБ этого аэропорта может осуществлять такую функцию и вменяет в обязанности работникам САБа(даже не работникакам ТБ которые должны иметь соответствующую подготовку, аттестацию и допуски и которых, работников транспортной безопасности, у этого аэропорта нет) обеспечение ТБ на ОТИ, в частности на входах в зону свободного доступа (здание аэровокзала) осуществлением мероприятий по досмотрам граждан без фактического участия сотрудников полиции(сотрудники полиции ЛОВД на этих пунктах досмотров отсутствуют физически) с нарушением ряда положений НПА ФЗ РФ по ТБ на ОТИ.

AI      13/05/2016 [16:50:01]#7
Более того в случае противления , отказа работника САБа, в частности службы досмотра САБ(есть конкретный пример) в соответствии с Законом и в порядке определенном Законом от исполнения не законно вменяемых ему обязанностей, не регламентированных ФЗ РФ по АБ ГА и ТБ на ОТИ , администрация аэропорта от этого работника избавляется методом не законного увольнения. При этом ни государственные надзорные органы ни суды в случае с незаконным увольнением работника САБа игнорируя Закон "не видят" нарушений администрацией аэропорта Законодательства РФ как в отношении работника так и в отношении незаконной деятельности САБа аэропорта в части обеспечения ТБ на ОТИ. Иначе говоря термином 90-х годов(и этот термин уместен) органы государственной власти крышуют администрацию аэропорта нарушающего Законодательство РФ. Таким образом проблема, вопрос с обеспечением безопасности граждан в аэропортах не только в отсутствии реакции Минтранса и иных госструктур на реалии безопасности в аэропортах и обращения экспертного сообщества а и не желание самих аэропортов что то изменить в своей ответственности за обеспечение безопасности в аэропортах , в том числе и в ответственности по противодействию террористическим угрозам которую, ответственность, администрации возлагают на какие то свои службы безопасности не только не способные такую безопасность обеспечить а и не имеющих права её обеспечивать очевидно с определенной выгодой и интересом для себя(администраций аэропортов).
Предлагаю Вам, уважаемый Роман Владимирович , и в Вашем лице -экспертному сообществу свою экспертную оценку реалий обеспечения безопасности в аэропортах которая(экспертная оценка) основана на практическом опыте работы в «окопах» Службы Авиационной Безопасности , на примере конкретных фактов (о которых указано выше) реальной, практической деятельности службы безопасности одного из аэропортов федерального значения .Полагаю информация такая и оценка специалиста службы авиационной безопасности для экспертного сообщества в Вашем лице будет не бесполезной.
Если Вы заинтересованы иметь некоторую информацию и оценку обеспечения безопасности в аэропортах специалистом САБ , предлагаю Вам связаться со мной по электронной почте -
eleron59@yandex.ru
С уважением Александр.

супер бывалый      16/05/2016 [10:06:25]#8
службы авиационной безопасности-пустое изобретение.

вы посмотрите, обычный сторож на досмотре стал по Справочнику инженером!? смехотура и только.

всем понятно, что никакой террорист через "подкову" не пойдет, а вокруг нее на создавали кучу должностей начиная с Росавиации - десятки тысяч дармоедов по всей стране и все за счет пассажира.

систему надо менять в принципе.

AI      16/05/2016 [12:43:00]#9
Профессия , специальность, в частности, инспектора по досмотру службы авиационной безопасности, равно и работника транспортной безопасности, требует определенных инженерных знаний, как минимум, в купе с знаниями и, соответственно , практическими навыками во многих областях. Этот специалист прежде всего технарь обладающий широкими познаниями специалиста по оружию, прикладными знаниями в области химии, психологии, криминалистики , прочих наук и практик, даже юриспруденции .Однако и по факту большинство(не все поголовно, но подавляющее большинство) специалистов службы авиационной безопасности, в частности специалистов по досмотру службы досмотра и специалистов ТБ в аэропортах страны именно и реально вот эти самые обычные сторожи (или как окрестили их наши граждане-вахтеры) такими знаниями и навыками не обладающие. Максимум что имеется , так сказать, в активе этого контингента, реально и по факту , некоторый курс обучения имеющий свойства некого инструктажа посредством штудирования, зазубривания некоторых НПА ФЗ РФ по АБ ГА и ТБ (практический смысл и суть которых бОльшая часть этого контингента элементарно не понимает и в практической работе применяет тупо и не адекватно, не сообразно конкретным условиям в осуществлении комплекса мер и мероприятий по обеспечению АБ ГА и ТБ) и изучением технологий досмотра.
Систему обеспечения безопасности граждан, на ВТ , в частности в аэропортах следует менять и в принципе и кардинально. Обеспечение безопасности граждан на объектах транспортной инфраструктуры ВТ, в частности в аэропортах должны осуществлять компетентные государственные структуры, спецслужбы имеющие соответствующую серьезную и качественную специальную профессиональную подготовку, имеющие ВОЗМОЖНОСТИ осуществления обеспечения этой безопасности и в пределах разумной достаточности а не какие то частные «лавочки»-ЧОПы аэропортов без серьезной, качественной профессиональной подготовки и без возможностей , в режиме абсурда и паранойи безопасность граждан не обеспечивающих а ухудшающих безопасность , о чем, собственно, и речь в обращении Международного совета аэропортов ...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer