Международный совет аэропортов - Европейский регион (ACI EUROPE) является единственной общеевропейской ассоциацией, представляющей интересы аэропортов Европы, состоящей из более 500 членов - представителей аэропортов в 45 странах. Как следствие, ACI EUROPE обладает непревзойденным опытом и знаниями во всех аспектах деятельности аэропортов и, в частности, в области безопасности аэропорта. Комитет ACI EUROPE по Авиационной Безопасности (The ACI EUROPE Aviation Security Committee), в составе более 100 членов, собирает опыт, лучшие практики и опыт из спектра, широко представленного аэропортами по всей Европе. Эти члены приходят из разных областей, включающих разведывательные службы, службы полиции по борьбе с терроризмом, военные и государственные службы.
Это дает ACI Europe обширный пул знаний в вопросах обеспечения безопасности, что позволяет организации действовать в качестве уникального и востребованного центра экспертизы и, тем самым, возможность предоставлять ценную информацию о мерах безопасности, имеющих практическое значение, оперативно осуществимых и наиболее эффективных против террористических атак. ACI EUROPE является надежным партнером Европейской комиссии, государств-членов ЕС соответствующих полномочных органов, Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА), администрации США по транспортной безопасности (TSA) и других. Данные органы и учреждения активно обращаются в ACI EUROPE за консультацией и поддержкой по вопросам безопасности аэропорта. В частности, следует отметить, что ЕКГА поставило задачу ACI EUROPE разработать лучшее применимое на практике решение по обеспечению безопасности зон общего доступа аэропорта в рамках нашего участия в разработке руководства Целевой группы ЕКГА по авиационной безопасности. Этот инструктивный материал будет доступен для всех государств-участников ЕКГА.
На последнем заседании комитета по безопасности ACI EUROPE, состоявшегося в Мадриде 14-15 апреля 2016 года, прошло детальное обсуждение темы безопасности в зоне общего доступа аэропорта, в ходе которого был выявлен ряд ценных уроков. На этом заседании подвели итоги недавнего теракта в аэропорту Брюсселя и предыдущих случаев - в том числе теракта в московском аэропорту "Домодедово" в январе 2011 года.
Исходя из этого, комитет выражает озабоченность по ситуации, сложившейся с обеспечением авиационной безопасности в российских аэропортах:
1) О решении властей Российской Федерации возложить ответственность за безопасность зон общего доступа на операторов аэропортов.
В соответствии с политикой, которой придерживается вся Европа, - с заметным исключением Российской Федерации - ACI EUROPE считает, что ответственность за обеспечение безопасности в зоне общего доступа аэропорта должна возлагаться на компетентные правоохранительные органы государственной власти, но не на операторов аэропорта. Зонами общего доступа аэропорта являются общественные места, в отличие от контролируемых зон аэропорта. Таким образом, они не являются и не должны регулироваться правилами особого режима авиационной безопасности, но подпадают под сферу компетенции специально уполномоченных государственных органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность.
Учитывая, что безопасность является главным приоритетом для европейских операторов аэропортов, российским операторам должен быть предоставлен такой же уровень защиты и помощи со стороны правоохранительных органов государственной власти в зонах общего досмотра, как любому другому юридическому лицу, управляющему общественными местами. Тот факт, что это не является очевидным - аномалия - и представляет собой отказ Российской Федерации выполнять свои государственные обязанности.
На этой основе, ACI EUROPE призывает российские власти обеспечить безопасность зон общего доступа в аэропортах Российской Федерации и возвести это под прямую ответственность полиции РФ. Это значит, что ситуация, сложившаяся до теракта 2011 года в аэропорту "Домодедово", должна быть немедленно восстановлена для всех аэропортов Российской Федерации.
2) О проверках безопасности при входе в аэропорты Российской Федерации.
Эти проверки потенциально создают новые уязвимые места в системе безопасности. В частности, досмотр всех пассажиров на входе в терминалы аэропорта контрпродуктивен с точки зрения борьбы с терроризмом; толпа людей (которая может достаточно велика в часы пик) представляет собой идеальную мишень для злоумышленников. В результате потенциальная мишень для террористов в российских аэропортах переместилась на вход / выход из терминала, где не может быть обеспечена должная безопасность.
Стоит отметить, что даже в аэропорту Тель-Авива Бен Гурион (Израиль), который является всеобщим примером с точки зрения безопасности в аэропортах, пассажиры не досматриваются на входе в терминал. Вместо этого израильские власти используют разведывательную информацию, распознавание номерных знаков, камеры наблюдения, современные средства связи, собак минно-розыскной службы, разделение пассажиров на группы для осмотра, анализ поведения и патрулирование охраняемой территории для сдерживания потенциальных злоумышленников.
И, наконец, следует также отметить, что после теракта в аэропорту Брюсселя 22 марта 2016 года, Европейская комиссия воздержалась от предложения нового законодательства ЕС ввести проверку безопасности на входе в зоны общего доступа, "именно потому, что она считает, что такие меры будут на самом деле представлять уязвимость для безопасности.
Исходя из этого, ACI EUROPE призывает российские власти пересмотреть дополнительные меры безопасности, осуществляемые в настоящее время в российских аэропортах. Таким образом, систематический досмотр пассажиров на входе в терминалы должен быть отменен. С другой стороны, меры, подобные принятым израильскими властями, следует рассматривать в совокупности и ориентированности на конкретную оценку риска. Разумеется, мы будем ходатайствовать об уравнении в подобных мерах во всех российских аэропортах.
ACI EUROPE готов оказать помощь там, где это возможно, и надеется, что в скором времени российскими властями будут предприняты более жизнеспособные и эффективные попытки решения проблемы безопасности и распределения ответственности за безопасность в зоне общего доступа между операторами российских аэропортов.