С целью внедрения концепции Performance-based Navigation (PBN) Минтрансом России 06.06.2013 г. было издано распоряжение «Об образовании Рабочей группы по внедрению в воздушном пространстве Российской Федерации навигации, основанной на характеристиках (PBN)».
28.06.2013 г. замминистра Минтранса России был утвержден из 4-х пунктов «План работы в 2013 г. Рабочей группы по внедрению в воздушном пространстве Российской Федерации навигации, основанной на характеристиках (PBN)».
Росавиация активно включилась в работу. Была создано Рабочая группа (РГ) и 20.08.2013 г. проведено первое заседание по внедрению в воздушном пространстве Российской Федерации навигации, основанной на характеристиках (PBN). Информация о РГ размещена на сайте: http://www.favt.ru/
В протоколе первого заседания РГ от 20.08.2013 г. в п. 4 значится:
«Филиалу «НИИ Аэронавигация» ФГУП ГосНИИ (С.Г. Пятко) совместно с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (И.Н. Моисеенко) представить проект Плана внедрения навигации, основанной на характеристиках (PBN), а воздушном пространстве Российской Федерации, отразив в нем мероприятия, сроки реализации и ответственных исполнителей». Срок – до 30.08.2013 г.
На втором заседании РГ 15.11.2013 г. «План внедрения навигации, основанной на характеристиках (PBN) в воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – План) был одобрен.
Следует отметить, что в Плане очень полно и детально рассмотрены вопросы по внедрению PBN. В стратегии внедрения PBN предусмотрено два этапа: краткосрочный – 2013-2016 годы и долгосрочный – после 2016 года. Согласно Плану:
«Внедрение в воздушном пространстве России навигации, основанной на характеристиках (PBN), направлено на:
-
повышение эффективности полетов за счет сокращения длины маршрута и траектории захода на посадку;
-
повышение пропускной способности за счет сокращения пространственного разделения траекторий;
-
повышение безопасности полетов за счет повышения точности навигации;
-
улучшения траекторий прибытия в аэропорты в любых метеоусловиях, а также обеспечения возможности выдерживания по критической высоте пролета препятствий за счет использования оптимальных траекторий полета ВС;
-
сокращение задержек в воздушном пространстве и аэропортах с высокой плотностью движения путем введения дополнительных параллельных маршрутов и дополнительных точек прибытия и вылета в районах аэродромом;
-
снижение нагрузки на диспетчерский и летный состав;
-
устранение необходимости разработки процедур и схем маневрирования в связи с вводом новых навигационных систем;
-
упрощение процесса эксплуатационного утверждения путем представления ограниченного набора спецификаций, предназначенных для глобального использования;
-
снижение уровня шума над населенными пунктами».
В период 2013-2016 годы предусмотрено внедрение RNAV 10 для полетов ВС по маршрутам зональной навигации над открытым морем, где ответственность за ОрВД возложена на Российскую Федерацию, а также для полетов по маршрутам ОВД, расположенным в удаленных континентальных районах, на базе навигации, основанной на применении автономной бортовой системы и GNSS.
В континентальном воздушном пространстве России предусмотрено внедрение RNAV 5 на маршрутах ОВД Европейской части Российской Федерации. По причине неактуальности увеличения пропускной способности воздушного пространства Сибири и Дальнего Востока внедрение RNAV 5 в этом регионе запланировано после 2016 г.
Важными пунктами Плана являются следующие:
№ п/п
|
Мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
Срок реализации
|
1.2.
|
Разработка проекта приказа Минтранса России «Об утверждении типов навигационных спецификаций навигации, основанной на характеристиках (PBN) и предложений по отмене приказа Минтранса России от 19.11.2010 г. №242 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации
|
Росавиация (УПЛГ ВС) Филиал «НИИ Аэронавигация» ФГУП ГосНИИ
|
II кв. 2014
|
2.6.
|
Разработка требований к получению эксплуатантами ВС разрешений для производства полетов в соответствии с требованиями навигационных спецификаций
|
Росавиация (УПЛГ ВС) Филиал «НИИ Аэронавигация» ФГУП ГосНИИ
|
II кв. 2014
|
4.3.
|
Реализация положений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты
|
Минтранс России
|
Постоянно
|
Следует остановиться на Приложении 3 к Плану внедрения навигации, основанной на характеристиках (PBN), в воздушном пространстве Российской Федерации.
В Приложение 3 «План внедрения захода на посадку LNAV, LNAV/VNAV, RNP AR APCH на аэродромах Российской Федерации» перечислено 66 аэродромов, на которых в период 2014-2016+ годы должны быть внедрены заходы на посадку LNAV (RNP APСH), LNAV/VNAV (RNP APСH/Baro-VNAV): 2014 г. – 24, 2015 – 6, 2016 – 36.
Что же удалось реализовать согласно Плану?
Воздушные трассы зональной навигации спецификации RNAV 5
В соответствие с данными АИП Российской Федерации (здесь и далее аэронавигационная информация дана по состоянию на 03.03.2016 г.) в разделе ENR 3.1.3 МАРШРУТЫ ЗОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ представлена информация о воздушных трассах с навигационной спецификацией RNAV 5.
Трассы района диспетчерского центра:
– Симферополь – 29 трасс общей длинной 9807,3 км;
– Урал, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск – 6 трасс общей длинной 9416,1 км.
Общая длина трасс зональной навигации составляет 19223,4 км.
На сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» http://www.gkovd.ru/deyatelnost/orvd/ представлено: «Организация воздушного пространства позволяет осуществлять обслуживание воздушного движения на 891 воздушной трассе, проходящих над территорией Российской Федерации и открытыми водами, где ответственность за организацию ОВД возложена на Российскую Федерацию, общей протяженностью свыше 697 тыс. км».
В процентном отношение 35 трасс зональной навигации составляют 3,9% от общего количества, а длина – 2,8% от общей протяженности. Количество трасс зональной навигации и их длина не устраивают эксплуатантов ВС.
В Долгосрочной программе развития Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») на 2014-2020 гг. (далее – Программа) в редакции от 28.01.2016 г. в Таблице 6.1 Меры по совершенствованию аэронавигационного обслуживания в соответствии с концепцией блочной модернизации авиационной системы (ASBU) Глобального аэронавигационного плана на 2013 – 2028 гг. опубликовано:
«Производственные мероприятия включают в себя:
1) Мероприятия в области организации воздушного движения и использования воздушного пространства, в том числе:
...
– использование фиксированных маршрутов ОВД на основе RNAV-5;
– создание маршрутов на основе навигационных характеристик (RNP);»
К сожалению, в Программе не указано о количественном увеличении маршрутов ОВД на основе RNAV 5 и сроки создания маршрутов на основе RNP.
Аэродромы
В Государственном реестре аэродромов Российской Федерации по состоянию на 2016 г. числится 259 аэродрома (сайт – http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-reestr-grajdanskih-ajerodromov-rf/).
Данные по аэродромам из АИП Российской Федерации и сборников ФГУП «ЦАИ», на которых опубликована информация о применении зональной навигации, приведена в таблице по состоянию на 08.03.2012 г. и 03.03.2016 г. Информация на 08.03.2012 г. была опубликована в статье Трудные шаги внедрения GNSS Approach (сайт http://aviaglobus.ru/2012/04/04/1057/).
В таблице представлены сведения о наличии на аэродромах схем/карт с SID, STAR, RNAV (GNSS) и GLS:
№ п/п
|
Аэродром
|
По состоянию на
|
SID
|
STAR
|
RNAV (GNSS)
|
GLS
|
Сборник №11, количество аэродромов 77
|
||||||
|
Апатиты
|
03.03.2016
|
|
|
+
|
|
|
Вологда
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Йошкар-Ола
|
08.03.2012
|
|
|
+
|
|
|
Казань
|
08.03.2012
|
|
|
+
|
|
03.03.2016
|
|
+
|
|
|
||
|
Калуга
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Краснодар
|
08.03.2012
|
|
|
+
|
|
|
Липецк
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
|
|
|
Минеральные Вода
|
08.03.2012
|
+
|
+
|
+
|
|
03.03.2016
|
|
|
|
+
|
||
|
Внуково
|
08.03.2012
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Домодедово
|
08.03.2012
|
|
+
|
|
|
03.03.2016
|
|
|
+
|
+
|
||
|
Шереметьево
|
08.03.2012
|
+
|
+
|
+
|
|
03.03.2016
|
|
|
|
+
|
||
|
Мурманск
|
08.03.2012
|
|
|
+
|
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
|
|
||
|
Пермь
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Петрозаводск
|
03.03.2016
|
|
+
|
+
|
|
|
Раменское
|
08.03.2012
|
|
|
+
|
|
03.03.2016
|
|
+
|
|
|
||
|
Самара
|
08.03.2012
|
|
|
+
|
|
|
Санкт-Петербург
|
08.03.2012
|
+
|
+
|
|
|
|
Симферополь
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
|
|
|
Сочи
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Уфа
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Череповец
|
03.03.2016
|
|
+
|
+
|
|
|
Чкаловский
|
08.03.2012
|
|
|
Посадка СНС
|
|
Сборник №14, количество аэродромов 48
|
||||||
|
Бованенково
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Екатеринбург
|
08.03.2012
|
|
+
|
+
|
|
|
Кемерово
|
03.03.2016
|
|
+
|
+
|
+
|
|
Когалым
|
03.03.2016
|
|
+
|
+
|
|
|
Нижневартовск
|
08.03.2012
|
|
+
|
+
|
|
|
Сабетта
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Сургут
|
08.03.2012
|
|
+
|
+
|
|
|
Томск
|
03.03.2016
|
|
+
|
+
|
|
|
Тюмень
|
08.03.2012
|
|
+
|
+
|
+
|
|
Чита
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Сборник №15, количество аэродромов 37
|
||||||
|
Владивосток
|
08.03.2012
|
|
+
|
|
|
|
Итруп
|
03.03.2016
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Якутск
|
08.03.2012
|
|
+
|
+
|
|
03.03.2016
|
+
|
|
|
|
||
35
|
Всего схем/карт
|
|
17
|
30
|
30
|
8
|
Всего аэродромов: 162, %
|
|
10,5
|
18,5
|
18,5
|
4,9
|
Согласно Плану в период 2014-2015 годы запланировано внедрение заходов на посадку с применением RNAV (GNSS) на 29 аэродромов, а внедрено на 16.
В Программе дано:
«По состоянию на 1 августа 2015 г. средствами функционального дополнения наземного базирования - GBAS (ЛККС-А-2000) оснащены 82 аэродрома гражданской авиации. Заключаются договоры на оснащение в 2015 году 21 аэродрома гражданской авиации», однако по факту карты захода на посадку по GLS опубликованы только на 8 аэродромах.
Нормативные документы
В нормативных документах по вопросу зональной навигации присутствую следующие положения.
Приказ Минтранса России от 09.11.2010 г. №242 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации».
Приказом утверждены «следующие типы требуемых навигационных характеристик (далее – RNP) для маршрутов зональной навигации (далее – RNAV):
RNP-10 – для выполнения полетов воздушных судов на базе навигации, основанной на применении автономных бортовых систем навигации и глобальной навигационной спутниковой системы (далее – ГНСС), по маршрутам зональной навигации, установленным над акваторией Северного Ледовитого океана и других открытых вод, где ответственность за обеспечение обслуживания воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, а также по маршрутам зональной навигации, установленным в удаленных континентальных районах;
RNAV-5 – для выполнения полетов воздушных судов на базе навигации, основанной на применении автономных бортовых систем навигации, всенаправленных азимутальных/дальномерных радиомаяков (VOR/DME, DME/DME) и ГНСС по маршрутам зональной навигации в континентальных районах;
RNAV-1 – для выполнения полетов воздушных судов на базе навигации, основанной на применении DME/DME и ГНСС по маршрутам зональной навигации в районе аэродрома».
Следует отметить, что после утверждения концепции PBN текст приказа №242 не согласуется с концепцией PBN. Понимая это РГ по результатам заседания 05.05.2014 г. внесла в протокол 3-его заседания пункт:
«6. УПЛГ ВС с учетом реализации пункта 5 настоящего протокола подготовить и направить установленным порядком в Минтранс России предложения по внесению изменений в приказ Минтранса России от 09.11.2010 №242 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации». Срок – до 30 мая 2014 г.
По настоящее время изменений в приказ №242 не внесено и не издан новый.
В Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации (далее – ФП ИВП) представлено:
«77(1). Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам полетов по приборам без использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения в условиях использования контрактного автоматического зависимого наблюдения и связи "диспетчер - пилот" по линии передачи данных при движении по одному маршруту на одной высоте, по пересекающимся маршрутам на одной высоте, по одному маршруту с пересечением занятых попутных эшелонов, по одному маршруту с пересечением занятых встречных эшелонов при районном диспетчерском обслуживании устанавливаются:
100 км - при полетах в условиях навигационного обеспечения не хуже RNP 10 и максимального интервала передачи периодического донесения контрактного автоматического зависимого наблюдения не более 22 минут;
100 км - при полетах в условиях навигационного обеспечения не хуже RNP 4 и максимального интервала передачи периодического донесения контрактного автоматического зависимого наблюдения не более 32 минут;
60 км - при полетах в условиях навигационного обеспечения не хуже RNP 4 и максимального интервала передачи периодического донесения контрактного автоматического зависимого наблюдения не более 14 минут».
Отметим два момента в этом пункте.
1. RNP 10 не соответствует спецификациям PBN RNP и RNAV. В Doc 9613, Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN) относительно использования обозначения RNP 10 сказано следующее:
«Признавая наличие большого количества обозначений RNP 10, используемых для обозначения воздушного пространства и эксплуатационных утверждений, предполагается, что в новых обозначениях воздушного пространства и утверждениях воздушных судов будет по-прежнему использоваться "RNP 10", в то время как требуемый прикладной процесс PBN будет теперь называться "RNAV 10"». Правильным было бы использовать ФП ИВП не RNP 10, а RNAV 10.
2. В АИП Российской Федерации присутствуют воздушные трассы с применением RNAV 5, и в этой связи возникает вопрос о применимости п. 77(1) для определения минимальных интервалов продольного эшелонирования при полетах ВС по ППП. В тоже время ничего не сказано о продольном эшелонировании на трассах с применением навигационной спецификации RNAV 5.
ФП ИВП:
"маршрут зональной навигации" - маршрут обслуживания воздушного движения, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;
17. Маршрут зональной навигации устанавливается в соответствии с типом требуемых навигационных характеристик, который может быть обеспечен при полете по такому маршруту.
Типы требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Полеты по маршрутам зональной навигации осуществляют воздушные суда, оборудованные для выполнения полетов методом зональной навигации по любой желаемой траектории в пределах зоны действия навигационных средств, основанных на опорных станциях (в том числе спутниковых), или в пределах, определяемых возможностями автономных бортовых навигационных средств, либо посредством комбинации указанных средств.
Комментарий к 17. Согласно Doc 9613 полет осуществляется в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств, или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации, а в пункте спутниковая система оказалась основана на опорной станции.
65. В воздушном пространстве за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, устанавливаются:
а) класс A - в воздушном пространстве, выделенном для воздушных трасс и маршрутов зональной навигации; … .
В федеральных авиационных правилах (далее – ФАП) по вопросу зональной навигации присутствует следующая информация:
1) Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации:
46) "зональная навигация" – метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой заданной траектории с использованием технических средств;
2) ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»:
навигация, основанная на характеристиках (PBN) – зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, по схеме захода на посадку по приборам или в установленном воздушном пространстве;
3) ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации»:
Зональная навигация - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия наземных или спутниковых навигационных средств, или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации;
Навигация, основанная на характеристиках (PBN) – зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, схему захода на посадку по приборам или полет в установленном воздушном пространстве.
Отметим, что в ФАП кроме терминов больше ничего нет, да и термины даны в разной редакции.
Отсутствие реализации п. 2.6 Плана «Разработка требований к получению эксплуатантами ВС разрешений для производства полетов в соответствии с требованиями навигационных спецификаций» не позволяет авиакомпаниям ориентироваться на упрощение процесса эксплуатационного утверждения путем представления ограниченного набора спецификаций, предназначенных для глобального использования.
Что мешает Регулятору адаптировать технические положения ИКАО Doc 9997, Руководство по эксплуатационному утверждению навигации, основанной на характеристиках (PBN)?
Приходится только сожалеть о нерешительных шагах Регулятора по вопросам внедрения концепции PBN в России.
В заключении еще один штрих к пониманию Регулятором проблем внедрения PBN.
На сайте Минтранса (http://www.mintrans.ru/upload/iblock/381/itogovyi-doklad-2014god.pdf) опубликован на 367 страницах «Доклад о результатах в 2014 году и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2015–2017 годы». В п. 8.5. Инновационная деятельность представлены «Мероприятия Министерства транспорта Российской Федерации по разработке и утверждению Комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий и внедрение современных технологий, предусматривают, в том числе, меры технического и экологического регулирования.
…
Федеральное агентство воздушного транспорта
В целях перехода от устаревших и неэффективных технологий в области организации воздушного движения в Российской Федерации и внедрения современных, реализуется комплекс мер, направленных, в том числе, на повышение качества навигация и точности захода на посадку воздушных судов с использованием дальних и ближних приводных радиомаяков, отдельных приводных радиостанций».
О каком качестве навигации и точности захода на посадку ВС с использованием приводных радиостанций можно говорить? Внедрение приводных радиостанций для захода на посадку было актуальным в 50-х годах прошлого века. На данном этапе актуальным является внедрение PBN в России, а не реализация комплексных мер на использование приводных радиомаяков.