РАСЧЕТ И ПУБЛИКАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ВЫСОТ
Предлагается рассмотреть два варианта.
- Вариант с учетом температурой поправки барометрического высотомера
- Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом.
1.1. Расчет относительной безопасной высоты круга полетов над аэродромом на аэродромах государственной авиации:
где: ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);
МЗВ – минимальный запас высоты над препятствием в зоне учета препятствий:
при полете по ПВП – 100 м (330 фут);
при полетах по ППП – 200 м (660 фут);
ΔНt – температурная поправка высотомера определяемая по формуле:
где: Н = ΔНпреп + МЗВ;
t0 = tаэр + L0·Наэр – температура на аэродроме, приведенная к среднему уровню моря;
tаэр – среднемесячная по многолетним наблюдениям температура воздуха у земли на аэродроме в самом холодном месяце года за период не менее пяти лет; публикуется на картах захода на посадку;
L0 – температурный градиент 0,0065 °С/м;
Hаэр – абсолютная высота низшего порога взлетно-посадочной полосы.
Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).
1.2. Расчет абсолютной безопасной высоты круга полетов на учебных аэродромах гражданской авиации:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу), округляемая до 10 м (30 фут) в сторону увеличения;
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в зоне учета препятствий:
при полете по ПВП – 100 м (330 фут);
при полетах по ППП – 200 м (660 фут);
ΔНt – температурная поправка высотомера рассчитывается по формуле п. 1.1.
Значение tаэр публикуется на картах захода на посадку.
Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).
2. Расчет минимальных абсолютных высот полета схемы захода на посадку на аэродромах гражданской авиации, не являющихся учебными.
Минимальная абсолютная высота промежуточного участка захода на посадку:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия расположенного в зоне учета препятствий промежуточного участка захода на посадку;
МВЗ – минимальный запас высоты над наивысшем препятствием, расположенным в зоне учета препятствий 150 м (500 фут). При расположении препятствия в дополнительной зоне (при наличии такой) значение МВЗ уменьшается пропорционально расстоянию относительно установленного значения до 0 на краю дополнительной зоны.
ΔНt – температурная поправка высотомера, определяемая по формуле п. 1.1, где
ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в зоне учета препятствий промежуточного участка захода на посадку;
Значение tаэр публикуется на картах захода на посадку.
Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).
3. Расчет минимальной безопасной высоты полета в районе аэродрома
3.1. Расчет минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома (аэроузла) в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома, выбранного в качестве основного:
где: ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия относительно низшего порога ВПП в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:
в равнинной и холмистой местности 300 м (1000 фут);
в горной местности 600 м (2000 фут);
ΔНt – температурная поправка высотомера рассчитывается по формуле п. 1.1;
Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.
В зависимости от расположения препятствий минимальная относительная безопасная высота полета определяется по секторам.
При незначительной (т. е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разнице между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.
Полученное значение минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).
Минимальная относительная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению минимальной относительной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.
3.2. Расчет минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома (районе аэроузла) в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома, выбранного в качестве основного:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:
в равнинной и холмистой местности 300 м (1000 фут);
в горной местности 600 м (2000 фут);
ΔНt – температурная поправка высотомера рассчитывается по формуле п. 1.1, где
ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км.
Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.
В зависимости от расположения препятствий минимальная абсолютная безопасная высота полета определяется по секторам.
При незначительной (т.е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разницы между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.
Полученное значение минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).
Минимальная абсолютная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению абсолютной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.
- Вариант расчета безопасных высот (п. 1 – 2) без учета температурой поправки барометрического высотомера
- Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом.
1.1. Расчет относительной безопасной высоты круга полетов над аэродромом на аэродромах государственной авиации:
где: ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);
МЗВ - минимальный запас высоты над препятствием в зоне учета препятствий:
при полете по ПВП – 100 м (330 фут);
при полетах по ППП – 200 м (660 фут).
При температуре воздуха на аэродроме ниже 0ºС относительная высота круга полетов определяется и представляется органом ОВД (ATIS). Пересчет высоты осуществляется при понижении температуры воздуха на аэродроме на каждые -10ºС.
Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).
1.2. Расчет абсолютной безопасной высоты круга полетов на учебных аэродромах гражданской авиации:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшем препятствием в зоне учета препятствий:
при полете по ПВП – 100 м (330 фут);
при полетах по ППП – 200 м (660 фут).
При температуре воздуха на аэродроме ниже 0ºС абсолютная высота круга полетов определяется и представляется органом ОВД (ATIS). Пересчет высоты осуществляется при понижении температуры воздуха на аэродроме на каждые -10ºС.
Полученное значение абсолютной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).
2. Расчет минимальных абсолютных высот полета схемы захода на посадку на аэродромах гражданской авиации, не являющихся учебными.
Расчет минимальной абсолютной высоты полета промежуточного участка захода на посадку:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия, расположенного в зоне учета препятствий промежуточного участка захода на посадку;
МВЗ – минимальный запас высоты над наивысшем препятствием, расположенным в зоне учета препятствий 150 м (500 фут). При расположении препятствия в дополнительной зоне (при наличии таковой) значение МВЗ уменьшается пропорционально расстоянию относительно установленного значения до 0 на краю дополнительной зоны.
При температуре воздуха на аэродроме ниже 0ºС абсолютная высота промежуточного участка определяется и представляется органом ОВД (ATIS). Пересчет высоты осуществляется при понижении температуры воздуха на аэродроме на каждые -10ºС.
Полученное значение минимальной абсолютной высоты полета промежуточного участка захода на посадку округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).
3. Расчет минимальной безопасной высоты полета в районе аэродрома
3.1. Расчет минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома (аэроузла) в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома:
где: ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия относительно низшего порога ВПП в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:
в равнинной и холмистой местности 300 м (1000 фут);
в горной местности 600 м (2000 фут);
ΔНt –температурная поправка высотомера определяется по формуле:
где: Н = ΔНпреп + МЗВ;
t0 = tаэр + L0·Наэр – температура на аэродроме, приведенная к среднему уровню моря;
tаэр – среднемесячная по многолетним наблюдениям температура воздуха у земли на аэродроме в самом холодном месяце года за период не менее пяти лет; публикуется на картах захода на посадку;
L0 – температурный градиент – 0,0065 °С/м;
Hаэр – абсолютная высота низшего порога взлетно-посадочной полосы.
Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.
В зависимости от расположения препятствий относительная безопасная высота полета определяется по секторам.
При незначительной (т. е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разницы между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.
Полученное значение относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).
Минимальная безопасная высота (относительная) полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению безопасной высоты (относительной) полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.
3.2. Расчет минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома (районе аэроузла) в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:
в равнинной и холмистой местности 300 м (1000 фут);
в горной местности 600 м (2000 фут);
ΔНt – температурная поправка высотомера, определяемая по формуле п. 3.1, где
ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км.
Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.
В зависимости от расположения препятствий минимальная абсолютная безопасная высота полета определяется по секторам.
При незначительной (т.е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разницы между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.
Полученное значение минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).
Минимальная абсолютная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению абсолютной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.
4. Определение высоты перехода
Относительная/абсолютная высота перехода (НПQFE/НПQNH) устанавливается не ниже наивысшей МБВQFE / МБВQNH, определяемой в п. 3.
5. Расчет абсолютной безопасной высоты полета ниже нижнего (безопасного) эшелона при полете по ППП при установке на высотомере QNH района:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия на участке маршрута в пределах ширины не менее 16 км (по 8 км в обе стороны от оси маршрута);
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием:
в равнинной и холмистой местности 300 м (1000 фут);
в горной местности 600 м (2000 фут);
tз – наименьшая температура воздуха у земли по маршруту полета (МВЛ) в районе наивысшего препятствия.
Абсолютная безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона при установке на высотомере QNH района может быть рассчитана с применение навигационной линейки.
Примечание. При полете по ПВП обход препятствий осуществляется визуально.
Пояснения. Предлагаемая формула получена из формулы (2) в предположении, что для отрицательной температуры воздуха L0 приближается к 0º, а t0 = tз по причине того, что при выполнении полета пределами района аэродрома пилоту неизвестно t0.
6. Расчет нижнего (безопасного) эшелона полета:
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах ширины:
маршрута (участка маршрута), ВТ при полете по ПВП;
не менее 16 км (по 8 км в обе стороны от оси маршрута или МВЛ) при полете по ППП;
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием 600 м (1000 фут);
где QNHрайона – минимальное давление приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере по району полета или по маршруту, ВТ;
Δh – барометрическая ступень. При установке на шкале высотомера давления:
1013 гПа (мбар) Δh = 8.3 м/гПа;
760 мм рт. ст. Δh = 11 м/мм рт. ст.;
tз – наименьшая температура воздуха у земли по маршруту полета, ВТ в районе наивысшего препятствия.
Полученное значение увеличивается до ближайшего эшелона.
7. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) района аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома:
1) по давлению QFE:
где: НПQFE – значение относительной высоты перехода в районе аэродрома согласно п. 4;
ЗПС – установленное значение переходного слоя 300 м (1000 фут);
- по давлению QNH:
где: НПQNH – значение абсолютной высоты перехода в районе аэродрома согласно п. 4;
ЗПС – установленное значение переходного слоя 300 м (1000 фут).
Расчет для условия, что атмосферное давление аэродрома, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере, равняется стандартному.
При значении QNH на аэродроме меньше стандартного на величину не более 36 гПа (мбар) (27 мм рт. ст.) в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более 36 гПа (мбар) (27 мм рт. ст.) – очередной верхний эшелон и т.д.
Нижний (безопасный) эшелон (эшелон перехода) района аэроузла устанавливается не ниже наибольшего значения нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) районов аэродромов, входящих в аэроузел.
8. Расчет абсолютной высоты перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД):
где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД);
МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД) 600 м (2000 фут);
tз – минимальная температура воздуха у земли в районе наивысшего препятствия в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД).
Абсолютная высота перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД) с учетом температурной поправки высотомера может быть определена с помощью навигационной линейки.
9. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) в районе ЕС ОрВД:
где: Нперех.р-на ЕСОрВД(уч-каЕСОрВД)QNH – значение абсолютной высоты перехода в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), определяемой согласно п. 8;
600 м (2000 фут) – значение, состоящее из установленной величины переходного слоя 300 м (1000 фут) и минимального интервала вертикального эшелонирования 300 м (1000 фут).
Расчет для условия, что атмосферное давление в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), приведенное к уровню моря, соответствует стандартному.
При значении давления в районе ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), приведенного к уровню по стандартной атмосфере, моря меньше стандартного давления на величину более 13 гПа (мбар) (10 мм рт. ст.), но не более 36 гПа (мбар) (27 мм рт. ст.) в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более 36 гПа (мбар) (27 мм рт. ст.) – очередной верхний эшелон и т.д.
10. Расчет нижнего эшелона перехода в горных районах Северного Кавказа и Камчатки.
В горных районах Северного Кавказа и Камчатки наименьший эшелон перехода устанавливается согласно таблице:
Текущее давление
на аэродроме,
|
Наименьший эшелон
перехода
|
|
гПа
|
мм рт. ст.
|
|
1012,9 – 996,3
|
759,7 – 747,2
|
185
|
996,2 – 979,3
|
747,1 – 734,5
|
190
|
979,2 – 962,8
|
734,4 – 722,1
|
195
|
962,7 – 945,9
|
722,0 – 709,4
|
200
|
945,8 – 928,9
|
709,3 – 696,7
|
205
|
928,8 – 911,7
|
696,6 – 683,8
|
210
|
где: Нрел - абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах зоны, образованной линиями параллелей и меридианов картографической сетки. До широты 70°N шаг сетки 1°, свыше 75°N – 5° по долготе, 1° по широте.
МЗВ - установленное значение запаса высоты над препятствием при полетах по ППП вне воздушных трасс в пределах зоны, образованной линиями параллелей и меридианов картографической сетки, в равнинной и холмистой местности - 1000 фут (300 м), в горной – 2000 фут (600 м).