Исх. №150615-ПП
от 15.06.2015 г.
Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А.
Копия: Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.
О внедрении Стандартов и Рекомендаций ИКАО
по организации маркировки проводов ЛЭП
с целью повышения безопасности полетов
в Российской Федерации
Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
Тринадцать лет назад при столкновении вертолета с высоковольтными проводами ЛЭП погиб губернатор Красноярского края генерал А. Лебедь. К сожалению, трагедии по этой причине в Российской Федерации не прекращаются. С 1991 года по настоящее время произошло более 75-ти авиационных происшествий, связанных со столкновением воздушных судов с проводами. Наибольшее количество столкновений с проводами произошло в Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
Одной из главных причин столкновений с проводами является многолетнее нежелание Министерства энергетики привести дневную и ночную маркировку высоковольтных проводов ЛЭП в соответствие с требованиями Приложения 14 к Конвенции ИКАО о международной гражданской авиации (Приложение 1 к письму).
Десятки лет идет переписка между ведомствами, а люди продолжают гибнуть. К сожалению, Российская Федерация остается одной из немногих стран, где вопрос маркировки высоковольтных проводов ЛЭП не решен.
Прошу Вашего поручения, уважаемый Дмитрий Анатольевич, Министерству энергетики совместно с другими министерствами и ведомствами решить вопрос обеспечения безопасности в воздушном пространстве Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 1 Статьи 51 Воздушного кодекса Российской̆ Федерации с внесением соответствующих дополнений и изменений в Федеральные авиационные правила.
Копия письма направлена Генеральному прокурору Российской Федерации в порядке надзора за обеспечением безопасности полетов.
С уважением,
Президент Международного
консультативно - аналитического агентства
“Безопасность полетов”, Член
правления Всемирного фонда
безопасности полетов, Лауреат Государственной
премии СССР в области безопасности полетов
В.Г. Шелковников
Приложение к письму №150615-ПП
Федеральные авиационные правила Российской Федерации, документы Министерства энергетики определяют порядок нанесения маркировочных знаков только на опоры и не учитывают, что высоковольтные провода также представляют значительную угрозу безопасности полетов воздушных судов.
Анализом результатов расследования авиационных происшествий установлено, что чаще всего столкновение воздушных судов происходит не с опорами, а с проводами, расположенными между опорами, ввиду их малой заметности. Цветовая раскраска (маркировка) и подсветка опор ЛЭП – необходимый, но недостаточный элемент комплекса мероприятий по обеспечению безопасности полетов, поскольку расстояния между опорами ЛЭП могут быть значительными, и пилоты могут быть введены в заблуждение о фактическом направлении трассы и превышениях высот проводов высокого напряжения.
Извлечения из Стандартов и Рекомендаций ИКАО по маркировке ЛЭП
Стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации ИКАО, глава 6 тома 1 Приложения 14, а также «Руководство по проектированию аэродромов» (Doc. 9157), часть 4 «Визуальные средства», предлагают способы улучшения заметности препятствий. Кроме названных выше (маркировка и подсветка), применяется третий способ, заключающийся в увеличении габаритов препятствия путем наращивания конструктивного материала.
Примером использования данного способа является размещение шаров с определенными интервалами вдоль линии электропередачи. Данный способ применяется для обозначения высоковольтных проводов в дневное время. Шары-маркеры, устанавливаемые на воздушных линиях согласно положениям ИКАО «Руководство по проектированию аэродромов. Часть 4. Визуальные средства». Материал - пластик. Цвет – красный, оранжевый, белый. Диаметр шара – 600 мм. Диаметр несущего провода – от 9,3 мм до 54,8 мм. Алюминиевые зажимы под диаметр провода. Вес 6,9 кг.
Обозначение высоковольтных проводов в дневное время с помощью шаров-маркеров
Для маркировки и светового ограждения высоковольтных проводов и опор ЛЭП в ночное время применяется система заградительных огней. Обозначение высоковольтных проводов в ночное время с помощью огней Результаты практической реализации положений ИКАО в других государствах.
Обозначение высоковольтных проводов в ночное время с помощью огней
Результаты практической реализации положений ИКАО в других государствах: