В связи с тем, что гражданская авиация, как известно, является сложной системой, эффективность управления ею в целом, и безопасностью авиационной деятельности, в частности, во много зависит от взаимодействия авиационной власти, авиационного бизнеса и авиационного общественности (рис. 1).
Рис. 1
В столь профессиональной аудитории нет смысла пояснять содержание этого слайда. Вам решать, кто есть кто на этом рисунке?
Уместно напомнить, что в 2004 году сразу после обнародования положений административной реформы участники нашего Клуба командиров авиапроизводства в Нижневартовске предупреждали о негативных последствиях созданной тогда системы управления гражданской авиацией, подобной дракону со многими головами (рис. 2).
Рис. 2
Прошло 10 лет, осознание неэффективности системы укрепляется, но реальных изменений не происходит.
Статус саморегулируемых организаций (СРО) (рис. 3) имеют в гражданской авиации две многопрофильные структуры – СРОО МАРАП (создана в 1991), членами которой являются должностные лица – руководители, СРО авиационного бизнеса (создана в 2008), членами которой являются авиапредприятия (рис. 4).
Рис. 3
Рис. 4
Что в активе у наших коллег в отраслевых ассоциациях?
Эксперты высочайшей квалификации, выстроенная система работы профильных комитетов в АЭВТ и ассоциации «Аэропорт» ГА. Организация тематических конференций совместно с «Авиатранспортным обозрением» и другими партнерами. Профессиональный SWOT-анализ безопасности полетов в АЭВТ, оперативное реагирование на проблемы авиакомпаний и многое другое, достойное внимания.
Что в активе у наших СРО?
Наше принципиальное отличие от других профессиональных ассоциаций отрасли заключается в том, что обе организации – многопрофильные, объединяют в своих рядах субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности всех сфер гражданской авиации.
Наш подход основывается на том, что все хозяйствующие субъекты гражданской авиации объективно технологически взаимосвязаны и работают на единую цель – оказание услуг пассажирам и клиентуре. Следовательно, разработка и контроль соблюдения стандартов и правил, составляющих основу саморегулирования для каждой из этих организаций, должны находиться в компетенции единых многопрофильных СРО гражданской авиации.
Миссия наших СРО (рис. 5):
Рис. 5
Наши приоритеты:
А) комплексные проблемы развития гражданской авиации;
Б) средний и малый бизнес;
В) региональная авиация, т.к. Россия не заканчивается «Садовым кольцом».
Ядро нашей стратегии изображено в виде «винта» саморегулирования – модель взаимодействия авиационной общественности, бизнеса и власти (рис. 6).
Статус саморегулируемой организации дает возможность действовать с двух сторон – извне и изнутри. Извне – по государственным правилам, вытекающим из международных обязательств России. Изнутри – путем разработки бизнесом собственных правил.
Такой подход предполагает сорегулирование процесса как со стороны государства, так и со стороны бизнеса и общественности. Например, в вопросах сертификации сверхлегких воздушных судов АОН.
Рис. 6
Последствия административной реформы – сказались на эффективности бизнеса и деятельности некоммерческих организаций. Авиационный бизнес работает в рамках правил, которые установлены государством главным образом в интересах самого государства (налоговая политика, например), государственных и частных монополий (таких как ОАК, производители авиатоплива и т. д.), зачастую без учета интересов других субъектов авиационного рынка. Достаточно очевидно, что выход из этой ситуации в поиске разумного баланса интересов.
Ввиду отсутствия устойчивых партнерских отношений с властью участники авиационного бизнеса и руководители авиапредприятий практически не участвуют в законотворчестве и не могут влиять на формирование государственной политики в области гражданской авиации, в том числе в вопросах управления безопасностью авиационной деятельностью. Но именно в этой среде, а не во властных структурах сосредоточен колоссальный и до сих пор мало востребованный потенциал профессионалов.
Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что консолидация позиций участников авиационного рынка оправдана и в целях организации эффективного взаимодействия с властью. Любой власти, по идее, удобнее иметь дело с партнерами объединенными, а не конкурирующими между собой. Если, конечно, власть не действует по принципу «разделяй и властвуй».
Консолидировать усилия СРО на одной из самой актуальных проблем – управление безопасностью авиационной деятельности – возможно и необходимо, основываясь на сложившемся распределении ролей как в международной практике, так и в нашей стране (рис. 7).
Рис. 7
Сегодня большинство поставщиков обслуживания руководствуются общими «лекалами» создания своих Систем управления безопасностью (СУБ), определенными Руководством по управлению безопасностью полетов (РУБП), и рекомендациями профильных международных ассоциаций (ИАТА и др.). Проблема в том, что «профильные лекала» по определению не могут механически обеспечить горизонтальную сопрягаемость СУБ различных поставщиков. Эту проблему призваны решить собственные стандарты авиационного бизнеса, объединенного в СРО АБ, при условии конструктивного сотрудничества с коллегами (рис. 8) для решения системных проблем ГА (рис. 9). Стандарты СРО – это собственные требования бизнеса к СУБам различных поставщиков для дополнения «вертикали» системы управления «горизонталью» с целью минимизации остаточных рисков на стыках обслуживания, формирования целостной системы управления безопасностью авиационной деятельности, проведения эффективного взаимного аудита СУБов и обмена передовыми практиками.
Рис. 8
Рис. 9
Указанные намерения закреплены решениями собраний МАРАП и СРО АБ в октябре 2013 года, где предлагается сосредоточить усилия на содействии членам СРО в решении вопросов управления безопасностью авиационной деятельности путем разработки (совместно с другими отраслевыми некоммерческими организациями) и введения в действие соответствующих стандартов СРО с учетом требований Приложения 19 к Чикагской конвенции ИКАО и возможностей, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».