Инциденты – предвестники возможной беды. Если в авиакомпании растет количество инцидентов, значит что-то идет не так, и ситуация может выйти из-под контроля. Подобно тому, как в футболе рост количества голевых ситуаций и ударов по воротам противника увеличивает вероятность их взятия. Недаром один из основных Постулатов Безопасности , гласит: Каждый серьезный инцидент отличается от катастрофы только исходом! Если он произошел, бросайте все и, засучив рукава, расследуйте его как несостоявшуюся катастрофу. Главным преимуществом инцидента является то, что живы участники событий!
В целях изучения структуры возникающих инцидентов нами были проанализированы все события, произошедшие за шесть месяцев 2013 года с самолетами мировой транспортной авиации и события, произошедшие в результате столкновения с птицами на различных этапах полета. Столкновения с птицами (дикими животными), особенно во время взлета, могут привести к значительным повреждениям двигателя и конструкции воздушного судна и серьезным авиационным происшествиям.
С января по июнь 2013 года произошло 1239 инцидентов, представленных в информационном Продукте "Только факты". Из всех рассмотренных событий 65,3% инцидентов произошло с воздушными судами (ВС) иностранных авиакомпаний и 34,7% с ВС российских авиакомпаний. Доля инцидентов, произошедших с Российскими авиакомпаниями, по месяцам значимо не меняется и остается в диапазоне 31,1% – 37,6%. Доля перевезенных пассажиров Российскими авиакомпаниями в 2012-2011 годах была меньше 3% и 2,5% мирового объема (Годовой доклад Совета ICAO, Doc 9975), в то же время доля инцидентов составила 34,7%. Поскольку более 90% пассажиров Российские авиакомпании перевозят на тех же типах ВС, что и иностранные авиакомпании, то значительных различий количества инцидентов (при прочих равных условиях) быть не должно, они могут возникать только при различных условиях и правилах эксплуатации или в результате некорректно используемой для расчетов информации. В любом случае полученные результаты требуют дальнейшего анализа для выявления причин, почему на самолетах Российских авиакомпаний возникает больше инцидентов чем у иностранцев.
Наибольшее количество инцидентов на ВС иностранных авиакомпаний произошло в мае – 13,6%, на ВС Российских авиакомпаний в январе – 6,7% от общего количества. Наименьшее количество инцидентов и на иностранных ВС и на Российских ВС произошло в феврале – 8,8%, и – 4,8% соответственно, вероятно вследствие сезонного снижения объемов работы.
За шесть месяцев 2013 года произошло 48 случаев столкновений с птицами ВС иностранных авиакомпаний (5,9%), и 55 случаев с ВС Российских авиакомпаний (12,8%). Даже в абсолютном выражении мы имеем больше столкновений, чем все иностранные авиакомпании вместе взятые. Процент столкновений с птицами (от общего количества инцидентов) ВС иностранных авиакомпаний в два раза меньше чем ВС Российских авиакомпаний. Максимальное количество столкновений и у иностранных и у Российских авиакомпаний произошло в мае месяце (7,7% и 25,0% соответственно), минимальное количество столкновений - в феврале (3,7% и 1,7% соответственно). Процент столкновений с птицами иностранных авиакомпаний по месяцам значимо не меняется и находится в диапазоне 3,7% - 7,7%. Процент столкновений с птицами Российских авиакомпаний при изменении времени года значимо меняется от 1,7% до 25,0%, достигая своего максимального значения в мае месяце (см. Таблицу 1).
Инци-
денты
Месяцы
|
Всего инци-дентов
|
В т.ч. инци-дентов с иностра-нными АК
|
Доля инци-дентов с иностра-нными АК
|
В т.ч. инци-дентов с российск-ими АК
|
Доля инци-дентов с россий-скими АК от
|
Птицы / иностра-нные АК
|
Доля столкно-вений иностра-нные АК
|
Птицы / россий-ские АК
|
Доля столк-новений Россий-ские АК
|
Январь
|
221
|
138
|
11,1
|
83
|
6,7
|
10
|
7,2
|
2
|
2,4
|
Февраль
|
168
|
109
|
8,8
|
59
|
4,8
|
4
|
3,7
|
1
|
1,7
|
Март
|
221
|
149
|
12,0
|
72
|
5,8
|
7
|
4,7
|
3
|
4,2
|
Апрель
|
197
|
125
|
10,1
|
72
|
5,8
|
6
|
4,8
|
14
|
19,4
|
Май
|
244
|
168
|
13,6
|
76
|
6,1
|
13
|
7,7
|
19
|
25,0
|
Июнь
|
188
|
120
|
9,7
|
68
|
5,5
|
8
|
6,7
|
16
|
23,5
|
ИТОГО
|
1239
|
809
|
65,3
|
430
|
34,7
|
48
|
5,9
|
55
|
12,8
|
Таблица 1
Данное обстоятельство может объясняться тем, что базирование Российских авиакомпаний и регионы их полетов больше связаны с сезонной миграцией птиц. Иностранные авиакомпании расположены на различных континентах и, если в одном регионе в данный период времени наблюдается повышенная активность птиц, то в другом регионе она может быть значительно ниже. Второй причиной столь значительных отличий количества столкновений с птицами может быть различное оснащение Российских и иностранных аэропортов системами борьбы с птицами в районе аэродрома и практической реализацией программ по уменьшению данного вида опасности. Для решения этой проблемы, в соответствии с требованиями Глобальной дорожной карты по безопасности полетов ICAO, необходимо иметь Государственную программу контроля за столкновениями с птицами (дикими животными), разработанную в соответствии с требованиями главы 9 Приложения 14 к Конвенции ICAO и Руководства ICAO по аэропортовым службам (Doc. 9137). Принятый 25 декабря 2012 года Федеральный закон РФ № 260-ФЗ дополнил Воздушный кодекс важнейшей статьей 24.1. "Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов", которой он закрепил приоритет международных стандартов и рекомендаций ICAO, рекомендующие шире применять мировой опыт в этой области.
Руководство Федерального авиационного управления США по контролю за появлением диких животных на территории аэропортов.
Руководство Министерства транспорта Канады для авиационной отрасли по контролю за столкновениями с дикими животными, Doc 13549 E.
Справочник по предотвращению столкновений с птицами и контролю за передвижением диких животных разработанный Международным Советом Аэропортов (ACI).
Этапы полета.
Наибольшее количество столкновений ВС с птицами произошло в наборе высоты после взлета: на ВС Российских авиакомпаний 38,2% столкновений, на ВС иностранных авиакомпаний 52,1% столкновений. На втором месте по частоте встречаемости находится этап захода на посадку. На ВС Российских авиакомпаний произошло 38,2% всех столкновений, на ВС иностранных авиакомпаний 20,8% всех столкновений, т.е. почти в два раза меньше. На третьем и четвертом месте находятся этапы взлета и посадки, на ВС Российских авиакомпаний пять и три столкновения, на ВС иностранных авиакомпаний семь и шесть столкновений. На ВС Российских авиакомпаний в пяти случаях были обнаружены следы столкновения с птицами после завершения полета без определения момента когда это произошло (см. Таблицу 2). Большое количество столкновений в наборе высоты и на снижении при заходе на посадку, (по сравнению со взлетом или посадкой) может объясняться большей продолжительностью этих этапов полета и скоротечностью этапов взлета и посадки.
Авиакомпании
|
Иностранные АК
|
Российские АК
|
||||
Этапы полета
|
Кол.
|
% от 48
|
% от 809
|
Кол.
|
% от 55
|
% от 430
|
Взлет
|
7
|
14,6
|
0,87
|
5
|
9,1
|
1,16
|
Набор высоты
|
25
|
52,1
|
3,09
|
21
|
38,2
|
4,88
|
Заход на посадку
|
10
|
20,8
|
1,24
|
21
|
38,2
|
4,88
|
Посадка
|
6
|
12,5
|
0,74
|
3
|
5,5
|
0,70
|
Этап не определен
|
|
0,0
|
0,00
|
5
|
9,1
|
1,16
|
ИТОГО
|
48
|
100%
|
5,9%
|
55
|
100%
|
12,8%
|
Таблица 2
Последствия столкновений.
С точки зрения оценки безопасности полета принципиально важным является как полет завершился. Анализ столкновения ВС с птицами показывает, что последствия произошедших событий в Российских и иностранных авиакомпаниях принципиально отличаются. Это может объясняться различными методиками оценки ситуации и принятия решения на продолжение или прекращение полета, сложившимися в наших и зарубежных авиакомпаниях. Так из 55 случаев столкновения ВС Российских авиакомпаний с птицами в 51 случае (92,7%) полет был продолжен до аэродрома назначения и благополучно завершен выполнением полетного задания, и только в четырех случаях был выполнен возврат на аэродром вылета. Из 48 случаев столкновения ВС иностранных авиакомпаний с птицами только 22 полета (45,8%) закончились посадкой на аэродроме назначения, в 20 полетах произошел возврат на аэродром вылета, в четырех случаях был прерванный взлет ВС, в двух случаях посадка на запасном (незапланированном) аэродроме (см. Таблицу 3). Из 32-х столкновений с птицами ВС иностранных авиакомпаний на этапах взлета и набора высоты только в шести (18,8%) случаях полет был продолжен до аэропорта назначения, в Российских авиакомпаниях этот показатель в четыре с половиной раза выше – 84,6% (22 посадки в аэропорту назначения из 26 случаев столкновений с птицами на взлете и в наборе высоты).
Авиакомпании
|
Иностранные АК
|
Российские АК
|
||||
Этапы полета
|
Кол.
|
% от 48
|
% от 809
|
Кол/
|
% от 55
|
% от 430
|
Прерванный взлет
|
4
|
8,3
|
0,49
|
0
|
0,0
|
0,00
|
Возврат на аэродром вылета
|
20
|
41,7
|
2,47
|
4
|
7,3
|
0,93
|
Вынужденная посадка
|
2
|
4,2
|
0,25
|
0
|
0,0
|
0,00
|
Посадка на аэродроме назначения
|
22
|
45,8
|
2,72
|
51
|
92,7
|
11,86
|
ИТОГО
|
48
|
100%
|
5,9%
|
55
|
100%
|
12,8%
|
Таблица 3
Заключение.
1. Соотношение общего количества инцидентов, произошедших с Российскими и иностранными авиакомпаниями, говорит не в пользу наших авиакомпаний, требует дальнейшего изучения.
2. Доля инцидентов, произошедших в результате столкновения с птицами у Российских авиакомпаний в два раза больше чем у иностранных. Можно предположить, что на наших аэродромах или не проводится соответствующей работы (не до этого) или она мало эффективна.
3. У наших авиакомпаний имеются случаи, в которых были не замечены столкновения в полете и обнаружены только на земле, у иностранцев таких случаев не зафиксировано.
4. Имеются значимые различия того как завершился полет. У Российских авиакомпаний в 92,7% случаев столкновений в полете с птицами, полет завершался посадкой на аэродроме назначения (успешным выполнением задания). У иностранных авиакомпаний только 45,8% полетов, при столкновениях с птицами, продолжилось выполнение задания, и завершалось посадкой на аэродроме назначения.
Данные различия могут быть обусловлены большей мотивированностью Российских экипажей на выполнение поставленного полетного задания или профессиональной недооценкой опасности, вызванной столкновениями в воздухе. Статистика не дает ответов на то, почему произошло то или иное событие, она только констатирует факт наличия (или отсутствия) чего-либо с определенной вероятностью. Прерогатива интерпретации результатов лежит полностью на специалистах проводящих исследование. В любом случае полученная информация может быть использована для разработки Глобальной дорожной карты по безопасности полетов и Государственной программы контроля за столкновениями с птицами и дикими животными, организации профессиональной учебы экипажей и построения системы управления безопасностью полетов (СУБП) в авиакомпании.