Эта книга привлекла мое внимание по ряду причин. В свое время, после окончания МФТИ (готовит научные кадры для авиационной промышленности), мне довелось длительное время работать в гражданской авиации и на практике постичь, насколько велика роль права и закона в обеспечении безопасности полетов. Книга молодого китайского юриста - международника Лю Синь дает четкое и ясное представление о том, как обстоит дело с вопросами обеспечения безопасности полетов в Китайской Народной Республике, какую законодательную политику проводит правительство Китая в этой области и благодаря которой, как мне кажется, гражданская авиация КНР в последние десятилетия достигла значительного прогресса.
При этом для сравнения, с современной российской практикой нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности полетов и ее последствиями можно ознакомится в опубликованном отчете Счетной палаты Российской Федерации (бюллетень Счетной палаты № 7 за 2012 год, http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/2012-07-06-buleten_doc_files-fl-2247.pdf, стр. 141-144) и в рейтингах ИАТА по вопросам обеспечения безопасности полетов за 2010 – 2012 годы.
Одним словом, пытливый читатель узнает много интересного и полезного для себя. В книге Лю Синь показано, что законодательная политика и практика ведущих государств – членов ИКАО в области гражданской авиации настроена на волну права и закона, исключающая вольное и произвольное применение требований законов и правил. Отсутствие же со стороны государства правового регулирования отношений в гражданской авиаций расценивается мировым сообществом как нонсенс.
На основе системного метода автор показывает и раскрывает содержание современной системы регулирования обеспечение безопасности полетов. По его мнению, она состоит из двух частей - одна основывается на международном воздушном праве, другая на национальном воздушном праве. Обе эти части между собой тесно взаимодействуют. Такой научный расклад практики обеспечения безопасности полетов, изложенный молодым китайским ученым, весьма ценен не только для юристов, но и для технических специалистов, последние тридцать лет обделенных российскими научными исследованиями такого рода.
Книга китайского ученого будет полезна для всех, кто интересуется правовыми основами организации полетов гражданских воздушных судов и,несомненно, будет представлять интерес для широкого круга российских специалистов авиатранспортной отрасли.В сжатой, лаконичной форме изложены основы правового регулирования международных полетов гражданских воздушных судов, описаны проблемы правового регулирования наиболее важных (т.е. наиболее практически значимых) вопросов для современной гражданской авиации, а также предложены пути их решения.
Стиль и методология изложения в книге обнаруживают влияние на автора российской научной школы воздушного права. Вместе с тем, законодательная политика Китайской Народной Республики, а также ссылки на многочисленные работы китайских ученых в области воздушного права свидетельствуют о значительном развитии науки воздушного права в Китае в последние десятилетия. Поражает количество китайских ученых, занимающихся проблемами воздушного права. Данные о них приведены в книге, и они свидетельствуют о том, что государство опекает и помогает развитию научных исследование в области воздушного права. Тем самым, в КНР на научной основе заложены правовые основы государственного регулирования эффективной системы обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов, что не замедлило сказаться на результатах деятельности китайской гражданской авиации, в том числе экономических.
В России же давно ощущается острый дефицит, а скорее практически полное отсутствие, современных научных работ, посвященных проблемам правового обеспечения деятельности гражданской авиации. В силу этого, правовое просвещение авиаторов в России поставлено крайне плохо. В учебных заведениях гражданской авиации, за редким исключением, не принято обучать азам воздушного права. Работающие в авиатранспортной отрасли специалисты вынуждены самостоятельно его изучать.
Через призму труда китайского ученого такжеприходится констатировать, чтороссийская наука воздушного права переживает не лучшие времена. Отраслевой правовой регулятор всячески демонстрирует ее неприятие и «ненужность» научных знаний и методов при разработке нормативных правовых актов в Российской Федерации. В странеотсутствует академическая и отраслевая наука. Остались считанные специалисты в области воздушного права, которые без какой-либо поддержки государства самостоятельно по личной инициативе иногда издают научные работы. Пренебрежение научными знаниями при регулировании отношений в такой сложной технической системе, как гражданская авиация, неминуемо сказывается на состоянии развития гражданской авиации в стране. Такая политика гарантирует деградацию, но не прогресс. Как заметил недавно один известный читателям www.avia.ru авиационныйэкономист, российская гражданская авиация развивается по африканскому пути, а это прямая дорога к подрыву титула «государства, играющего ведущую роль в воздушном транспорте», благодаря которому Россия избирается в Совет ИКАО в приоритетном порядке.
В связи с этим необходимо отметить, что рассматривая книга может быть также полезна российским государственным служащим (ответственным за выработку государственной политики в сфере гражданской авиации), так как в книге анализируется современная деятельность ИКАО и принципы создания эффективной государственной системы регулирования обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.
Книга продается в издательстве Омега-Л и Аргумент (в МГУ, МГИМО, РУДН и т.д.)