С присущей ведомству государственной проницательностью он определил в качестве победителя конкурса МИИТ и решил, что именно этот именитый вуз лучше всего справится с переподготовкой и повышением необходимого числа качественных специалистов по авиационной безопасности, чем давно и успешно занимающиеся этой работой МГТУ ГА, СПБУ ГА и УВАУ ГА.
При активной поддержке Росавиации при МГТУ ГА создан современный центр по подготовке специалистов в области обеспечения безопасности гражданской авиации. Учебные программы центра построены с учетом стандартов ИКАО, содержащиеся в соответствующих Приложениях к Чикагской конвенции 1944 г. Словом, образование по этим вопросам Росавиацией налажено и поставлено на поток. МИИТ начнет эту работу с нуля. Ни знатоков, ни учебных программ по безопасности у него нет и, соответственно, чтобы реально заниматься подготовкой необходимого числа специалистов для гражданской авиации на это потребуется значительное время, если не годы.
Кстати сказать, конкурс проводился Минтрансом без участия МГТУ ГА, СПБУ ГА и УВАУ ГА. Странно, они не были даже допущены к участию в конкурсе. Тем самым итоги конкурса были предсказуемы. МИИТу, при таких сверхблагоприятных условиях, ничего не оставалось делать, как победить. Предсказуемость конкурсов Минтранса давно уже притча во языцех. Чаще всего фавориты конкурса заранее известны. Данный конкурс тому пример.
До конкурса МИИТ, МГТУ ГА, СПБУ ГА и УВАУ ГА специализировались на подготовке кадров для своих направлений транспорта: железнодорожного и воздушного. В принципе их специализация не изменилась и остается такой как была. Однако в последнее время наметилась новая тенденция - сделать образование в области транспорта еще лучше, что настораживает. С некоторых пор представления государства о сути и содержании транспортной безопасности сильно изменились. Теперь считается, что транспортная безопасность едина и неделима и ее можно измерять, образно говоря, на один аршин, свести к единому знаменателю. В этом случае не видится большой разницы в практическом обеспечении транспортной безопасности в метро, трамвае, троллейбусе, на автомобильном, железнодорожном, морском, воздушном и речном транспорте.
При таком подходе индивидуальность каждого вида транспорта, начиная с создания в определенных целях и последующей его безопасной эксплуатации, отрицается, а транспортная безопасность сводится к однозначности и безликости. Такой взгляд на суть транспортной безопасности вряд ли найдет понимание и поддержку среди стран-членов ИКАО и мировом авиационном сообществе в целом. Ведь Россия-государство член ИКАО и обязана следовать ее рекомендациям. Уж слишком не убедительны аргументы сторонников безликости транспортной безопасности, ее одинаковости, на фоне требований по авиационной безопасности, вытекающих из 5 международных конвенции по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Последствия таких актов практически всегда выходят за рамки национальных границ, чего нельзя сказать об актах на других видах транспорта, кроме морского.
В начале XXI века ИКАО разработала новую стратегию обеспечения безопасности в гражданской авиации. На ее разработку ушло десять лет. Главный смысл стратегии–осуществить переход всех государств-членов ИКАО к глобальному нормативному регулированию авиационной безопасности на основе ее рекомендаций.
Стратегия ИКАО вовсе не предусматривает вовлечение «железнодорожников» в ее осуществление в любом виде. Стратегия же Минтранса иная.
Проведенный конкурс открывает «зеленый свет» обучению азам авиционной безопасности «железнодорожникам». Решено, что так будет лучше. Но ведь известно, лучшее-враг хорошего, и не получится ли так, как однажды изрек известный российский политик: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Конечно, можно сказать, что ответ на этот вопрос даст время, если не учитывать, что отведенный ИКАО государствам срок на приведение своей национальной системы обеспечения безопасности в гражданской авиации в соответствие с ее стратегией истекает в ноябре этого года.
Поэтому самое время поставить диагноз совместимости идеи обучения и подготовки «железнодорожниками» специалистов по авиационной безопасности со стратегией ИКАО, которая разделяется всем мировым авиационным сообществом, в том числе и Российской Федерацией-членом ИКАО, чтобы не случилось международного конфуза. Время работает против нас! Надеемся, что новый министр транспорта не будет обременять «железнодорожников» заботами обеспечения безопасности гражданской авиации и не утвердит результаты «конкурса».
Председатель Правления Независимого института международного права профессор В.Д.Бордунов
Председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР О.М. Смирнов