Но диспетчер не имеет возможности зачитывать погоду каждому экипажу, т.к. при высокой интенсивности воздушного движения занят назначением высот, курсов, скоростей для обеспечения безопасных интервалов между воздушными судами. Поэтому в крупных аэропортах уже в 1980-х стала применяться процедура автоматической передачи информации по аэродрому, получившая название ATIS (Automatic Terminal Information Service). Cначала это была голосовая начитка информации на магнитофон оператором, которая затем вещалась в эфир с помощью УКВ радиостанции, а с развитием компьютерной техники появились т.н. автоматические формирователи речевых сообщений.
В международных аэропортах информация ATIS вещается поочередно на двух языках – английском и языке государства. Если пилот не расслышал какой-либо элемент в сводке, например, высоту нижней границы облачности, ему приходится заново слушать всю сводку на двух языках. Необходимость при повторном прослушивании ждать, когда пройдет сообщение на непонятном языке, чтобы затем уточнить нужную цифру в английской части сводки доставляет иностранному экипажу большие неудобства. В некоторых аэропортах, в т.ч. российских (например, Пулково), практикуется раздельное вещание сводок ATIS на двух языках на разных частотах. Это несколько снижает остроту проблемы. Однако разборчивость сообщений АТIS зачастую оставляет желать лучшего.
Если на аэродроме есть несколько ВПП, вероятность перепутывания экипажем информации возрастает. В конечном итоге, для надежного приема информации ATIS приходится слушать сводку до 3 раз, на что уходит несколько минут. В течение этих нескольких минут один из двух пилотов фактически выключается из процесса пилотирования, причем на самом трудоемком этапе – снижении и заходе на посадку. А если, ко всему прочему, погода на аэродроме близка к минимуму и меняется каждые 2-3 минуты, прослушивание информации ATIS становится трудновыполнимой задачей, и опять диспетчер вынужден отвлекаться от диспетчерского обслуживания, чтобы зачитать погоду экипажу по радиосвязи.
С появлением новых технологий передача информации ATIS вышла на новый уровень. Уже более 10 лет за рубежом применяется т.н. цифровая АТIS (Digital ATIS или D-ATIS). На воздушном судне, оборудованном для приема D-ATIS, обновленная информация по аэродрому за считанные секунды высвечивается на дисплее или распечатывается на телепринтере. В результате время на прием информации сокращается с нескольких минут до нескольких секунд, исключаются ошибки в восприятии информации на слух, а сводку по аэродрому можно получить не только в пределах дальности УКВ радиосвязи, но на любом расстоянии от аэродрома назначения.
Цифровая ATIS использует адресно-отчетную систему авиационной связи – ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System), разработанную и внедренную в 1978 г. американской фирмой ARINC для замены голосовой связи в УКВ диапазоне. На земле система ACARS представляет собой сеть УКВ радиостанций, которые принимают и передают цифровые сообщения на борт воздушного судна. Аппаратура, формирующая сводку ATIS, через специальный выход подключается к сети линий передачи данных ACARS, а предприятие, осуществляющее обслуживание воздушного движения, должно быть абонентом-подписчиком одного из провайдеров сети (в настоящее время имеются два провайдера: ARINC и SITA). Экипаж воздушного судна при наличии необходимого бортового оборудования настраивается на соответствующую частоту и моментально получает информацию по аэродрому. Голосовая ATIS продолжает работать параллельно, что позволяет экипажам необорудованных воздушных судов получать сводку как и прежде с помощью прослушивания.
Работы по созданию D-ATIS были начаты в США в 1993 г. Первоначально внедрение цифрового ATIS было запланировано в 19 американских аэропортах [5]. В 2008 г. D-ATIS функционировала уже в 72 аэропортах США [6].
В 2003 г. ИКАО включает внедрение D-ATIS в число приоритетных задач технического развития. В 2006 г. D-ATIS внедрено или планируется к внедрению более чем в 210 аэропортах 32 стран мира [4]. В одной только маленькой Финляндии на сегодняшний день цифровая D-ATIS функционирует в 21 аэропорту [3].
В Российской Федерации D-ATIS пока не применяется, хотя ее внедрение в крупных международных аэропортах, таких как Домодедово, Шереметьево, Пулково было бы крайне желательно. Это позволило бы пилотам не отвлекаться на прослушивание и запись голосовой информации по аэродрому. В Москве и Санкт-Петербурге уже имеются радиостанции фирмы ARINC для передачи коммерческой авиационной информации, что позволяет обратиться к этому провайдеру для внедрения цифровой ATIS. Значительная часть современных воздушных судов, выполняющих полеты в РФ, оборудована для приема D-ATIS. Это воздушные суда ведущих зарубежных авиакомпаний (Lufthansa, Finnair, SAS и т.д.), а также большая часть воздушных судов российских авиакомпаний (Аэрофлот, Россия). Однако отсутствие в российских аэропортах необходимого наземного оборудования не позволяет полностью реализовать технические возможности воздушных судов.
Скорейшее внедрение Digital ATIS в России способствовало бы не только повышению безопасности полетов, но и более полной интеграции российской аэронавигационной системы в мировую аэронавигационную систему, повышению привлекательности воздушного пространства и аэропортов России для иностранных пользователей, повышению престижа страны.
Литература.
- Приложение 11 к Конвенции о международной гражданской авиации
- Федеральные авиационные правила «Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве РФ»
- AIP Finland
- Fifth Meeting of the ALLPIRG/Advisory Group, Information Paper, 17.03.2006
- US Department of Transportation FAA Order 7032.13, 19.04.1993.
- US Department of Transportation FAA, Terminal Data Link Services in the National Airspace System, 15.01.2008
- http://www.arinc.com/products/voice_data_comm/d_atis/index.html