Одновременно RVSM вводится в воздушном пространстве Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Таким образом, начатая 1995 г. ИКАО концепция внедрения RVSM завершается. RVSM будет во всем воздушном пространстве Земного шара. Хронология внедрения RVSM дана в табл. 1.
Таблица 1
Регион внедрения, государство
|
Дата
|
Диапазон
эшелонов
|
Северная Атлантика, трековая система
|
27 марта 1997 г.
|
290-410
|
Тихий океан, включая РПИ Brisbane
|
24 февраля 2000 г.
|
|
Австралия
|
Ноябрь 2000 г.
|
|
Западная Европа, включая РПИ Калининграда
|
24 января 2002
|
|
Южная Атлантика
|
||
Западная часть Тихого океана, включая Китайское море
|
21 февраля 2002 г.
|
|
Ближний Восток (Бахрейн, Египет, Иран, Иордания, Кувейт Ливан, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен)
|
27 ноября 2003 г.
|
|
Азия южнее Гималаи (Пакистан, Индия и Юго-Восточная Азия)
|
||
Канада, США, Центральная и Южная Америка
|
20 января 2005 г.
|
|
Обеспечения международных полетов в части РПИ
Ростов-на-Дону над открытыми водами Черного моря
|
17 марта 2005 г.
|
|
Китай
|
21 ноября 2007 г.
|
8900 - 12500 м
|
Африка
|
25 сентября 2008 г.
|
290-410
|
Россия, Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан
|
17 ноября 2011 г.
|
С целью внедрения RVSM в воздушном пространстве России выпущен Циркуляр AIC 03/10 29.07.10, который опубликован в АИП Российской Федерации. Вот его содержание.
О ПЕРЕХОДЕ НА СИСТЕМУ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ
ИКАО И СОКРАЩЁННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ (RVSM)
С ЭШЕЛОНА 290 ДО ЭШЕЛОНА 410
ВКЛЮЧИТЕЛЬНО В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 17 НОЯБРЯ 2011 ГОДА
Настоящий циркуляр публикуется с целью уведомления о переходе на систему вертикального эшелонирования ИКАО и сокращённые интервалы вертикального эшелонирования (RVSM) с эшелона 290 до эшелона 410 включительно в воздушном пространстве Российской Федерации с 17 ноября 2011 года.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Крейсерские эшелоны ИКАО применяются во всём воздушном пространстве Российской Федерации, а с эшелона 290 до эшелона 410 включительно применяются сокращенные интервалы вертикального эшелонирования (RVSM)*.
2. ТАБЛИЦА КРЕЙСЕРСКИХ ЭШЕЛОНОВ.
ЛИНИЙ ПУТИ**
|
|||||||||||
Истинный путевой угол 000° до 179°
|
Истинный путевой угол от 180° до 359°
|
||||||||||
Полеты по ППП
|
Полеты по ПВП
|
Полеты по ППП
|
Полеты по ПВП
|
||||||||
Эшелон
полета
|
Абсолютная
высота
|
Эшелон
полета
|
Абсолютная
высота
|
Эшелон
полета
|
Абсолютная
высота
|
Эшелон
полета
|
Абсолютная
высота
|
||||
метры
|
футы
|
метры
|
футы
|
метры
|
футы
|
метры
|
футы
|
||||
010
030
050
070
090
|
300
900
1500
2150
2750
|
1000
3000
5000
7000
9000
|
—
035
055
075
095
|
—
1050
1700
2300
2900
|
—
3500
5500
7500
9500
|
020
040
060
080
100
|
600
1200
1850
2450
3050
|
2000
4000
6000
8000
10000
|
—
045
065
085
105
|
—
1350
2000
2600
3200
|
—
4500
6500
8500
10500
|
110
130
150
170
190
|
3350
3950
4550
5200
5800
|
11000
13000
15000
17000
19000
|
115
135
155
175
195
|
3500
4100
4700
5350
5950
|
11500
13500
15500
17500
19500
|
120
140
160
180
200
|
3650
4250
4900
5500
6100
|
12000
14000
16000
18000
20000
|
125
145
165
185
205
|
3800
4400
5050
5650
6250
|
12500
14500
16500
18500
20500
|
210
230
250
270
290
|
6400
7000
7600
8250
8850
|
21000
23000
25000
27000
29000
|
215
235
255
275
-
|
6550
7150
7750
8400
-
|
21500
23500
25500
27500
-
|
220
240
260
280
300
|
6700
7300
7900
8550
9150
|
22000
24000
26000
28000
30000
|
225
245
265
285
-
|
6850
7450
8100
8700
-
|
22500
24500
26500
28500
-
|
310
330
350
370
390
|
9450
10050
10650
11300
11900
|
31000
33000
35000
37000
39000
|
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
|
320
340
360
380
400
|
9750
10350
10950
11600
12200
|
32000
34000
36000
38000
40000
|
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
|
410
450
490
и т. д.
|
12500
13700
14950
и т. д.
|
41000
-
-
-
|
-
-
-
-
|
-
-
-
-
|
-
-
-
-
|
430
470
510
и т. д.
|
13100
14350
15550
и т. д.
|
43000
47000
51000
и т. д.
|
-
-
-
-
|
-
-
-
-
|
-
-
-
-
|
* В связи с тем, что в Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц (СИ), принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии, абсолютные высоты, превышения и относительные высоты измеряются в метрах. Для обеспечения полетов воздушных судов, оборудованных средствами вертикального эшелонирования, осуществляющими измерение высоты во внесистемных единицах, в Российской Федерации допускается измерение абсолютной и относительной высот в футах (ft). Назначение эшелона полета органом ОВД осуществляется в номерах эшелона полета.
** Направление линии пути определяется по истинному северу.
- Конец –
Название таблицы: ТАБЛИЦА КРЕЙСЕРСКИХ ЭШЕЛОНОВ. А что обозначает крейсерский эшелон? Слово “крейсерский” используется в обиходе очень часто, однако в Федеральных авиационных правилах полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, Федеральных авиационных правилах подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации (ФАП-128) и Федеральных правилах использования воздушного пространства (ФП ИВП) нет определения этому термину. В тоже время в ФАП-128 встречаются следующие словосочетания: “крейсерской скорости”, “Крейсерский полет (полет по маршруту)”, “крейсерском эшелоне”, “крейсерском режиме”, “крейсерском этапе полета”.
Вот что дано в Приложении 2 к Конвенции о международной гражданской авиации. Правила полетов.
Крейсерский эшелон. Эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета.
3.1.3 Крейсерские эшелоны
Крейсерские эшелоны, на которых выполняется полет или часть полета, выражаются:
а) эшелонами при полетах на самом нижнем из используемых эшелонов, или выше этого эшелона, или, где это применимо, выше абсолютной высоты перехода;
b) абсолютными высотами при полетах ниже самого нижнего из используемых эшелонов, или, где этот применимо, на абсолютной высоте перехода, или ниже ее.
Из представленного текста вытекает, что возможно эшелонирование ВС на крейсерских эшелонах при выдерживании абсолютной высоты (установка на высотомере значения QNH).
В соответствии с практикой большинство государств осуществляют эшелонирование ВС ниже эшелона перехода, когда эшелон перехода имеет большую высоту. В ряде государств определены общие эшелоны перехода для всего воздушного пространства. С позиции ОВД это очень удобно при этом установка высотомера осуществляется на давление QNH, значение которого принимается постоянным в радиусе 100 м. миль. Некоторые данные по государствам о стандартных значениях эшелона перехода даны в табл. 2.
Таблица 2
Государство
|
Эшелон перехода
|
Канада
|
180
|
Колумбия
|
190
|
Кувейт
|
150
|
Мексика
|
180
|
Соединенные Штаты Америки
|
180
|
Таиланд
|
130
|
Эквадор
|
150
|
Япония
|
140
|
Согласно ФП ИВП и ФАП-128 эшелонирование ВС ниже эшелона перехода или ниже высоты нижнего эшелона полета в России не предусмотрено. В этой связи возникает вопрос. Какую функцию несет в четырех колонках Абсолютная высота в рассматриваемом Циркуляре и правомерно ли говорить о крейсерских эшелонах в этих колонках?
Из примечания * Циркуляра вытекает, что в Российской Федерации допускается измерение абсолютной и относительной высот в футах (ft).
Абсолютная высота (Altitude) отсчитывается от уровня QNH, а эшелонирование осуществляется от уровня QNE. Следовательно, указанные высоты в колонках Абсолютная высота никакого отношения к системе эшелонирования RVSM в рассматриваемом Циркуляре, а тем более к крейсерским эшелонам не имеют, т.к. воздушное пространство RVSM находится в диапазоне FL290-410. Кроме того в таблице Циркуляра представлены только два уровня высот. Относительной высоте (Height) места в таблице нет.
Рассмотрим, что дано в Приложении 2. 19 ноября 2009 г. в него была внесена 42 поправка. При этом в английском тексте в таблицах эшелонирования произошла замена слова Altitude в четырех колонках на Level, а в русском тексте замена не произошла – дано Эшелон. Далее представлены фрагменты таблиц Приложения 2 с учетом 42 поправки.
Переводчики ИКАО не внесли изменение в русский текст, и это не делает им чести.
Замена слова Altitude на Level, произведенная 42 поправкой - правильный подход. Вот что ИКАО подразумевает под термином Level:
Level. A generic term relating to the vertical position of an aircraft in flight and meaning variously, height, altitude or flight level.
|
Уровень. Общий термин, относящийся к положению в вертикальной плоскости находящегося в полете воздушного судна и означающий в соответствующих случаях относительную высоту, абсолютную высоту или эшелон полета.
|
Таким образом, термин “уровень” соответствует трем понятиям, каждое из которых отсчитывается от разного уровня отсчета: QFE, QNH, QNE. И вполне очевидно, что выше высоты перехода и выше эшелона перехода необходимо употреблять Flight level (Эшелон).
Касаясь Циркуляра AIC 03/10, следует издать обновленный Циркуляр с заменой слова Altitude на Level с учетом 42 поправки Приложения 2 на английском языке. Кроме того необходимо рассмотреть вопрос о максимальных значениях Level, с учетом отсутствия эшелонирования в России ниже эшелона перехода и ниже безопасного эшелона полета.
Исходя из изложенного, можно констатировать, что публикация Циркуляра AIC 03/10 без учета Стандарта и рекомендуемой практики ИКАО Приложения 2 делает этот Циркуляр не легитимным по причине того, что в России не выполняются полеты на крейсерских эшелонах при выдерживании абсолютной высоты.
Касаясь полетов в условиях RVSM необходимо остановиться и на фразеологии радиообмена между пилотом и диспетчером.
Приказом ФАС от 14 ноября 2007 г. №109 утверждены Федеральных авиационных правил "Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (ФАП-109). Вполне понятно, что ФАП-109 не содержит положений по фразеологии радиообмена при полетах в условиях RVSM. Чтобы заполнить данный вакуум ФАВТ за подписью Горбенко М.В., Токарева Ю.П. и Ведерникова А.В. изданы "Методические рекомендации по вопросам технологии работы диспетчеров ОВД в условиях применения в воздушном пространстве Российской Федерации новой системы вертикального эшелонирования с 17.11.2011”.
Из содержания Методических рекомендациях не понятно, в какой системе единиц измерения уровня полета необходимо докладывать/задавать диспетчером ОВД высоты после пересечения эшелона перехода: в метрах или футах?
В методических рекомендациях много того, что относится непосредственно и к членам летных экипажей. Прежде всего, сама фразеология и действия пилотов при информировании органа ОВД об обстоятельствах не позволяющих выдерживать разрешенный эшелон полета в пределах допустимых отклонений в воздушном пространстве с RVSM. Вполне очевидно, что подобные методические рекомендации должны быть более общего типа, например: "Методические рекомендации по вопросам применения в воздушном пространстве Российской Федерации новой системы вертикального эшелонирования с 17.11.2011”, а кроме того должны быть внести изменения в ФАП-109.
Механическое копирование информации из Приложения 2Добавление 3. Таблицы крейсерских эшелонов (не касаясь вопроса в примечании ** в Циркуляре) без учета 42 поправки и отсутствие рекомендаций пилотам при выполнении полетов в условиях RVSM говорит о не недостаточной правовой проработке вопросов внедрения RVSM в России.