В начале 90-х годов процесс улучшения сотрудничества между НАТО и Россией был отмечен рядом событий. Ключевыми из них стали:
1) подписание в июне 1994 г. Россией «Рамочного документа по партнерству ради мира»;
2) подписание в мае 1997 г. «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничеству и безопасности между НАТО и Российской Федерацией», определившего основные руководящие принципы по партнерству, консультациям и сотрудничеству. В дальнейшем произошли и другие важные события в направлении совершенствования сотрудничества.
Так, 28 мая 2002 г. страны-члены НАТО и Российская Федерация официально учредили Совет Россия-НАТО (СРН) с оговоренной организационной структурой и правилами проведения процедур для осуществления согласованных проектов.
1) определить способы обмена данными по гражданскому и военному воздушному движению;
2) обсудить пути совершенствования сотрудничества в области управления использованием воздушного пространства и тем самым повысить возможности по борьбе с террористическими угрозами гражданской авиации.
В Российской Федерации деятельность по созданию указанной системы осуществляется на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 14 февраля 2004 года № 62 - рпс «Об организации работы по реализации Римской Декларации «Отношения Россия - НАТО: новое качество».
Цель ИСВП - способствовать сотрудничеству между странами СРН в сфере наблюдения за воздушным пространством и координации воздушного движения с исходной целью повышения прозрачности, предсказуемости и усиления коллективных возможностей борьбы с террористическим воздушными угрозами.
разработка и реализация совместных возможностей по взаимодействию в сфере организации воздушного движения между НАТО и Российской Федерацией для обеспечения взаимного обмена данными о воздушном движении;
разработка и реализация операционной концепции ИСВП (включая аспекты подготовки персонала и проведения учений) и Координационных процедур по противодействию террористическим угрозам гражданской авиации.
География ИСВП в Европе определяется границами районных центров (РЦ) организации и обслуживания воздушного движения в примыкающих районах полетной информации (РПИ), а именно:
- Буде (Норвегия) и Мурманск (Россия):
- Варшава (Польша) и Калининград (Россия):
- Анкара (Турция) и Ростов-на-Дону (Россия).
Участие в реализации проекта со стороны НАТО принимают Венгрия, Греция. Италия. Канада. Норвегия. Польша. США. Турция и Франция.
Наблюдателями являются Финляндия. Украина. Латвия. Литва. Эстония.
В своем развитии проект ИСВП уже прошел следующие этапы:
Фаза I (2004-2005 гл) - исследование реализуемости проекта.
Фаза II (2006-2008 г.г.) - техническая реализация, разработка концепций и процедур. На этой фазе была создана системы обмена данными, разработаны операционная концепция, концепция учений и координационные процедуры, меморандум о взаимопонимании, критерии информационного обмена.
В настоящее время проект перешел в фазу тестирования и упражнений (Фаза III). В ходе этой фазы, которая продлится до конца 2011 года, предстоит выполнить программу многоуровневых учений с участием стран-партнеров.
По окончании реализации Фазы III будет объявлено о полной эксплуатационной готовности проекта, проект перейдет в фазу штатной эксплуатации системы информационного обмена и развития ИСВП.
Основа ИСВП - Система информационного обмена
С момента определения проекта перед участниками была поставлена задача создания технической основы ИСВП - Системы информационного обмена (СИО) между объектами ИСВП НАТО и России для того, чтобы улучшить прозрачность авиационной деятельности в воздушном пространстве граничащих РПИ, а также для повышения уровеня сотрудничества и координации действий в ситуациях возникновения террористических воздушных угроз. Этот информационный обмен не предназначен для замены существующего обмена данными о воздушном движении, регламентированного международными правилами по организации и обслуживанию воздушного движения и соответствующими соглашениями.
- раннее обнаружение и уведомление сторон о ситуациях с воздушными судами (ВС) - нарушителями или иными потенциально угрожающими ВС;
- координация действий партнеров по ИСВП в ситуациях с потенциальными воздушными судами-нарушителями (Renegade) или другими потенциально угрожающими ВС;
- обеспечение непрерывности информации о треках воздушных судов в режиме реального времени в целях осуществления такой координации;
- получение тревожных уведомлений по воздушным судам, которые находятся за пределами соответствующих границ зон оперативного интереса сторон и подозреваются в использовании в качестве орудия совершения террористических атак, чтобы облегчить отслеживание возникновения угрозы воздушного терроризма и координацию.
Выполнение этих задач будет достигаться посредством обмена информацией наблюдения и планов полетов в соответствии с разработанными участниками проекта соглашениями, правилами и процедурами.
Обмен информацией может производиться как по гражданскому, так и военному воздушному движению, при этом информация отвечает определенным критериям отбора1. На каждом из взаимодействующих объектов имеются возможности для предотвращения передачи той информации о воздушном движении, которая считается конфиденциальной.
В настоящее время обмен информацией происходит по каналам связи и передачи данных, развернутым между объектами СИО. Информация из центров организации и обслуживания воздушного движения поступает в локальные координационные пункты (ЛКП), а оттуда в Координационные центры, размещенные в Варшаве и Москве.
Оперативная роль Координационных центров состоит в осуществлении контроля и координации на региональном или стратегическом уровне. На локальном (тактическом) уровне в центрах организации и обслуживания воздушного движения (ЛКП) осуществляется тактическая координация, включающая взаимодействие по опознаванию ВС, тревожному оповещению и согласованию действий по обеспечению безопасности окружающего воздушного движения.
Размещение объектов СИО НАТО и РФ
Объекты ИСВП НАТО размещены на площадях национальных органов организации и управления воздушным движением в Анкаре, Варшаве и Будё.
Объекты ИСВП российской стороны также размещены на площадях национальных органов организации и обслуживания воздушного движения созданы в Москве, Калининграде, Мурманске и Ростове-на-Дону.
Воздушная обстановка отображается на индикаторах, размещенных на рабочих местах операторов.
В настоящее время проект находится на стадии реализации Фазы III — фазы обучения персонала и проведения необходимых тренировок. В ходе ее выполнения планируется осуществить поэтапное проведение учений с наращиванием сложности задач, проверкой действии персонала и функционирования системы СИО. При этом будут использоваться как данные моделирования, так и реальные данные о воздушной обстановке. Основные подходы к реализации Фазы III:
- участие центров организации и обслуживания воздушного движения;
- последовательное наращивание сценариев;
- использование имитационных и реальных данных;
- отладка процедур по цепочке: обнаружение - координация -
реагирование - координация.
По окончании ее реализации ожидается объявление полной эксплуатационной готовности системы.
К положительным сторонам ИСВП, которые позволяют считать ее одним из наиболее результативных и перспективных совместных проектов Российской Федерации и НАТО, можно отнести:
- повышение уровня доверия и сотрудничества между участниками
ИСВП:
- повышение региональной стабильности:
- содействие региональному сотрудничеству в воздушном пространстве;
- улучшение международного гражданского/военного сотрудничества;
- поощрение совместного использования гражданского и военного оборудования по организации и обслуживанию воздушного движения;
- упрощение совместного использования информации о воздушном пространстве внутри страны и с соседними государствами;
- содействие интеграции гражданской организации и обслуживания воздушного движения в Западной Европе и России;
- облегчение будущего обмена данными о воздушной обстановке гражданского и военного назначения с НАТО;
- регулярное обсуждение путей улучшения сотрудничества по контролю за воздушным пространством и, тем самым, повышения возможностей по борьбе с террористическими угрозами гражданской авиации.
Замысел проведения международного антитеррористического учения «Бдительное небо - 2011» («VigilantSkies - 2011»).
Учение «Бдительное небо - 2011» предусматривается провести в несколько этапов с последовательным участием Российской Федерации и стран-членов НАТО - Польши, Турции и Норвегии, в период с 6 по 10 июня 2011 года на территории различных регионов.
На всех этапах учения руководство и управление задействованными силами и средствами осуществляется в Москве с Координационного центра системы сбора информации о воздушной обстановке Российской Федерации и взаимодействия с координационным центром НАТО ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Минтранса России, а со стороны НАТО - с аналогичного Координационного центра в Варшаве.
6 июня (Iэтап), была проверена готовность системы информационного обмена и средств связи к обеспечению реальных действий задействованных сил и средств, а также выполнены другие подготовительные мероприятия. Во второй половине дня проведены имитационные учения в центральном (между Россией и Польшей) и южном (между Россией и Турцией) районах ИСВП, без полетов авиации, с использованием тех же сценариев, которые запланированы на последующие дни в реальных учениях.
Активная фаза учений с реальными полетами будет проведена в течение двух дней:
- 7 июня (II этап) польский самолет, выполняя роль «самолета-нарушителя», взлетит в Кракове (Польша). После отклонения от плана полета и потери связи с экипажем польские истребители осуществят перехват самолета и позже передадут его для сопровождения российскими истребителями. В результате квалифицированных действий экипажа «захваченного» самолета террористы будут обезврежены, но навигационное оборудование получит повреждения. «Самолету-нарушителю» потребуется помощь российских истребителей в возвращении в воздушное пространство Польши. В завершении данной фазы учений самолет выполнит посадку в Мальборке (Польша);
- 8 июня (III этап) в восточной части Черного моря произойдет отклонение от плана полета и потеря связи с турецким «самолетом-нарушителем», взлетевшим в Инжирлике (Турция). Сценарий развития обстановки на борту «захваченного» лайнера аналогичен польскому варианту. В данном районе также будут выполняться координированные перехваты и сопровождение самолета турецкими и российскими истребителями. Турецкому «самолету-нарушителю» будет оказано содействие в возвращении в воздушное пространство Турции. По завершении этого этапа учений самолет выполнит посадку в Мерзифоне (Турция).
9 июня (IV этап) будут проведены имитационные учения в северном (между Россией и Норвегией) районе ИСВП, без полетов авиации, по специально разработанным сценариям, в которых будут отрабатываться совместные действия при полете «самолета-нарушителя» как из воздушного пространства Норвегии в воздушное пространство Российской Федерации, так и наоборот.
К участию в учении с российской стороны привлечены органы управления и подразделения ВВС и ВМФ Минобороны России, ФСБ России, федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России, а также оперативные штабы в Краснодарском крае, Ростовской, Калининградской и Мурманской областях. Обеспечение вопросов взаимодействия с зарубежными партнерами возложено на МИД России.