Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Информационное сообщение

Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве Совета Россия-НАТО

7 июня 2011 года / Национальный антитеррористический комитет / Aviation EXplorer
 

В начале 90-х годов процесс улучшения сотрудничества между НАТО и Россией был отмечен рядом событий. Ключевыми из них стали:

1) подписание   в   июне   1994   г.   Россией   «Рамочного   документа по партнерству ради мира»;

2) подписание в мае   1997 г. «Основополагающего акта о взаимных отношениях,   сотрудничеству   и   безопасности   между   НАТО   и   Российской Федерацией»,     определившего     основные     руководящие     принципы     по партнерству, консультациям и сотрудничеству. В дальнейшем произошли и другие важные события в направлении совершенствования сотрудничества.

Так, 28 мая 2002 г. страны-члены НАТО и Российская Федерация официально учредили Совет Россия-НАТО (СРН) с оговоренной организационной структурой и правилами проведения процедур для осуществления согласованных проектов.

11 июня 2002 г. СРН на уровне послов сформировал Рабочую группу Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (РГ ИСВП) для того, чтобы:

1) определить способы обмена данными по гражданскому и военному воздушному движению;

2) обсудить    пути    совершенствования    сотрудничества    в    области управления использованием воздушного пространства и тем самым повысить возможности по борьбе с террористическими угрозами гражданской авиации.

В Российской Федерации деятельность по созданию указанной системы осуществляется на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 14 февраля 2004 года № 62 - рпс «Об организации работы по реализации Римской Декларации «Отношения Россия - НАТО: новое качество».

Цели и задачи ИСВП

Цель ИСВП - способствовать сотрудничеству между странами СРН в сфере наблюдения за воздушным пространством и координации воздушного движения с исходной целью повышения прозрачности, предсказуемости и усиления коллективных возможностей борьбы с террористическим воздушными угрозами.

Главными задачами проекта являются:

разработка и реализация совместных возможностей по взаимодействию в сфере организации воздушного движения между НАТО и Российской Федерацией для обеспечения взаимного обмена данными о воздушном движении;

разработка и реализация операционной концепции ИСВП (включая аспекты подготовки персонала и проведения учений) и Координационных процедур по противодействию террористическим угрозам гражданской авиации.

Участники ИСВП

География ИСВП в Европе определяется границами районных центров (РЦ) организации и обслуживания воздушного движения в примыкающих районах полетной информации (РПИ), а именно:

-       Буде (Норвегия) и Мурманск (Россия):

-       Варшава (Польша) и Калининград (Россия):

-       Анкара (Турция) и Ростов-на-Дону (Россия).

Участие в реализации проекта со стороны НАТО принимают Венгрия, Греция. Италия. Канада. Норвегия. Польша. США. Турция и Франция.

Наблюдателями являются Финляндия. Украина. Латвия. Литва. Эстония.

Основные этапы программы ИСВП

В своем развитии проект ИСВП уже прошел следующие этапы:

Фаза I (2004-2005 гл) - исследование реализуемости проекта.

Фаза II (2006-2008 г.г.) - техническая реализация, разработка концепций и процедур. На этой фазе была создана системы обмена данными, разработаны операционная концепция, концепция учений и координационные процедуры, меморандум о взаимопонимании, критерии информационного обмена.

В настоящее время проект перешел в фазу тестирования и упражнений (Фаза III). В ходе этой фазы, которая продлится до конца 2011 года, предстоит выполнить программу многоуровневых учений с участием стран-партнеров.

По окончании реализации Фазы III будет объявлено о полной эксплуатационной готовности проекта, проект перейдет в фазу штатной эксплуатации системы информационного обмена и развития ИСВП.

Основа ИСВП - Система информационного обмена

С момента определения проекта перед участниками была поставлена задача создания технической основы ИСВП - Системы информационного обмена (СИО) между объектами ИСВП НАТО и России для того, чтобы улучшить прозрачность авиационной деятельности в воздушном пространстве граничащих РПИ, а также для повышения уровеня сотрудничества и координации действий в ситуациях возникновения террористических воздушных угроз. Этот информационный обмен не предназначен для замены существующего обмена данными о воздушном движении, регламентированного международными правилами по организации и обслуживанию воздушного движения и соответствующими соглашениями.

Задачи СИО
Задачами СИО являются:

-   раннее обнаружение и уведомление сторон о ситуациях с воздушными судами (ВС) - нарушителями или иными потенциально угрожающими ВС;

-       координация    действий    партнеров    по    ИСВП    в    ситуациях    с потенциальными воздушными судами-нарушителями (Renegade) или другими потенциально угрожающими ВС;

-       обеспечение непрерывности информации о треках воздушных судов в режиме реального времени в целях осуществления такой координации;

-       получение тревожных уведомлений по воздушным судам, которые находятся за пределами соответствующих границ зон оперативного интереса сторон   и   подозреваются в   использовании   в   качестве орудия совершения террористических атак, чтобы облегчить отслеживание возникновения угрозы воздушного терроризма и координацию.

Выполнение этих задач будет достигаться посредством обмена информацией наблюдения и планов полетов в соответствии с разработанными участниками проекта соглашениями, правилами и процедурами.

Обмен информацией может производиться как по гражданскому, так и военному воздушному движению, при этом информация отвечает определенным критериям отбора1. На каждом из взаимодействующих объектов имеются возможности для предотвращения передачи той информации о воздушном движении, которая считается конфиденциальной.

Инфраструктура объектов СИО

В настоящее время обмен информацией происходит по каналам связи и передачи данных, развернутым между объектами СИО. Информация из центров организации и обслуживания воздушного движения поступает в локальные координационные пункты (ЛКП), а оттуда в Координационные центры, размещенные в Варшаве и Москве.

Оперативная роль Координационных центров состоит в осуществлении контроля и координации на региональном или стратегическом уровне. На локальном (тактическом) уровне в центрах организации и обслуживания воздушного движения (ЛКП) осуществляется тактическая координация, включающая взаимодействие по опознаванию ВС, тревожному оповещению и согласованию действий по обеспечению безопасности окружающего воздушного движения.

Размещение объектов СИО НАТО и РФ

Объекты ИСВП НАТО размещены на площадях национальных органов организации и управления воздушным движением в Анкаре, Варшаве и Будё.

Объекты ИСВП российской стороны также размещены на площадях национальных органов организации и обслуживания воздушного движения созданы в Москве, Калининграде, Мурманске и Ростове-на-Дону.

Отображение воздушной обстановки

Воздушная обстановка отображается на индикаторах, размещенных на рабочих местах операторов.

Подход к проведению Фазы III

В настоящее время проект находится на стадии реализации Фазы III фазы обучения персонала и проведения необходимых тренировок. В ходе ее выполнения   планируется   осуществить    поэтапное   проведение   учений    с наращиванием     сложности     задач,     проверкой     действии     персонала     и функционирования системы СИО. При этом будут использоваться как данные моделирования, так и реальные данные о воздушной обстановке. Основные подходы к реализации Фазы III:

-       участие центров организации и обслуживания воздушного движения;

-       последовательное наращивание сценариев;

-       использование имитационных и реальных данных;

-       отладка   процедур    по    цепочке:    обнаружение   -   координация   -
реагирование - координация.

По окончании ее реализации ожидается объявление полной эксплуатационной готовности системы.

Преимущества и ожидания

К положительным сторонам ИСВП, которые позволяют считать ее одним из наиболее результативных и перспективных совместных проектов Российской Федерации и НАТО, можно отнести:

-       повышение уровня   доверия   и   сотрудничества между участниками
ИСВП:

-       повышение региональной стабильности:

-       содействие региональному сотрудничеству в воздушном пространстве;

-       улучшение международного гражданского/военного сотрудничества;

-       поощрение   совместного   использования   гражданского   и   военного оборудования по организации и обслуживанию воздушного движения;

-       упрощение   совместного   использования   информации   о   воздушном пространстве внутри страны и с соседними государствами;

-       содействие   интеграции   гражданской   организации   и   обслуживания воздушного движения в Западной Европе и России;

-       облегчение   будущего   обмена   данными   о   воздушной   обстановке гражданского и военного назначения с НАТО;

-       регулярное обсуждение путей улучшения сотрудничества по контролю за воздушным пространством и, тем самым, повышения возможностей по борьбе с террористическими угрозами гражданской авиации. 

Замысел проведения международного антитеррористического учения «Бдительное небо - 2011» («VigilantSkies - 2011»).

Учение «Бдительное небо - 2011» предусматривается провести в несколько этапов с последовательным участием Российской Федерации и стран-членов НАТО - Польши, Турции и Норвегии, в период с 6 по 10 июня 2011 года на территории различных регионов.

На всех этапах учения руководство и управление задействованными силами и средствами осуществляется в Москве с Координационного центра системы сбора информации о воздушной обстановке Российской Федерации и взаимодействия с координационным центром НАТО ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Минтранса России, а со стороны НАТО - с аналогичного Координационного центра в Варшаве.

6 июня (Iэтап), была проверена готовность системы информационного обмена и средств связи к обеспечению реальных действий задействованных сил и средств, а также выполнены другие подготовительные мероприятия. Во второй половине дня проведены имитационные учения в центральном (между Россией и Польшей) и южном (между Россией и Турцией) районах ИСВП, без полетов авиации, с использованием тех же сценариев, которые запланированы на последующие дни в реальных учениях.

Активная фаза учений с реальными полетами будет проведена в течение двух дней:

- 7 июня (II этап) польский самолет, выполняя роль «самолета-нарушителя», взлетит в Кракове (Польша). После отклонения от плана полета и потери связи с экипажем польские истребители осуществят перехват самолета и позже передадут его для сопровождения российскими истребителями. В результате квалифицированных действий экипажа «захваченного» самолета террористы будут обезврежены, но навигационное оборудование получит повреждения. «Самолету-нарушителю» потребуется помощь российских истребителей в возвращении в воздушное пространство Польши. В завершении данной фазы учений самолет выполнит посадку в Мальборке (Польша);

- 8 июня (III этап) в восточной части Черного моря произойдет отклонение от плана полета и потеря связи с турецким «самолетом-нарушителем», взлетевшим в Инжирлике (Турция). Сценарий развития обстановки на борту «захваченного» лайнера аналогичен польскому варианту. В данном районе также будут выполняться координированные перехваты и сопровождение самолета турецкими и российскими истребителями. Турецкому «самолету-нарушителю» будет оказано содействие в возвращении в воздушное пространство Турции. По завершении этого этапа учений самолет выполнит посадку в Мерзифоне (Турция).

9 июня (IV этап) будут проведены имитационные учения в северном (между Россией и Норвегией) районе ИСВП, без полетов авиации, по специально разработанным сценариям, в которых будут отрабатываться совместные действия при полете «самолета-нарушителя» как из воздушного пространства Норвегии в воздушное пространство Российской Федерации, так и наоборот.

К участию в учении с российской стороны привлечены органы управления и подразделения ВВС и ВМФ Минобороны России, ФСБ России, федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России, а также оперативные штабы в Краснодарском крае, Ростовской, Калининградской и Мурманской областях. Обеспечение вопросов взаимодействия с зарубежными партнерами возложено на МИД России.


Национальный антитеррористический комитет



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9YdU
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, смотреть варианты >>
http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/nedorogo/: смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer