Уважаемые коллеги! Я вчера испытал интересные ощущения, поскольку впервые был пассажиром на борту самолета Ан-148 UR-NTA, на котором сам летаю уже шесть лет. За деньги был куплен билет на рейс из Киева в Санкт-Петербург и… летчик-испытатель полетел на своем самолете как пассажир. Удивительные чувства! Вообще, с этим самолетом у меня многое связано. Помню, как выдавали первый допуск первому командиру воздушного судна ГТК «Россия» - я выдавал, а это сопряжено с чувством ответственности: как он будет самостоятельно летать?
Мы относимся к Вам, первым эксплуатантам, очень внимательно. И сейчас, выступая перед Вами, я сильно волнуюсь. Мы принимаем все, что касается Ан-148, близко к сердцу, переживаем моменты, часто от нас независящие… Мы вынуждены эти моменты переживать, потому, что если мы, участники программы Ан-148, которые работали по ней с самого начала, не будем этого делать, то проект, в принципе, не будет жить, не будет развиваться. Кто-то должен это делать - все через себя «пропускать». Мы так и поступаем.
Почему-то сегодня в выступлениях представителей ГТК «Россия» не прозвучали цифры экономические: какой получается расход топлива, какова средняя скорость? Хотел бы для всех присутствующих назвать наши цифры, с надеждой, что это будет Вам интересно. У нас ведется анализ, сделанный на основе эксплуатации самолетов Ан-148 в Украине с момента начала коммерческой эксплуатации 1 июня 2010 г. Мы имеем устойчивый расход топлива, на блок-час 1760 кг. Так продолжается из месяца в месяц, «плюс-минус» сто килограмм. Мы выполнили более тысячи рейсов с пассажирами на борту. Средняя продолжительность рейсов тоже, кстати, небольшая: один час двадцать минут. Средняя скорость – 700 км/час. Вот что мы получили за год эксплуатации.
Насчет выхода самолета на международные линии: мы уже выполняем полеты в следующие города: Стокгольм, Вильнюс, Рига, Варшава, Будапешт, София, Белград, Стамбул, Афины, Родос, Салоники, Тбилиси, Москва (во Внуково и в Шереметьево). У нас уже неоднократно были инспекции SAFA, замечаний к самолету нет. Лично у меня была инспекция SAFA в Софии, приходили два инспектора, у них замечаний не было ни одного.
По подготовке летного состава. Безусловно, самым безопасным устройством является хорошо подготовленный летчик. Сейчас, на данном этапе, мы имеет тренажер, который установлен и работает в Киеве. Правда и то, что он несовершенный. В этом я согласен с выступавшими: абсолютно правильное замечание. Но, к сожалению, другого тренажера у нас нет. Пока нет. Постараюсь Вас немного успокоить: к концу текущего года мы планируем получить тренажер с великолепной визуализацией, полностью соответствующий всем международным стандартам (level D), о которых Вы высказывались в своих пожеланиях.
Тем не менее, тот тренажер, который мы имеем в Киеве, дает возможность готовить летчиков. Как Вы знаете, мы уже подготовили летчиков авиакомпаний «Аэросвит» и ГТК «Россия». Недавно закончили обучения второй группы, еще 17 человек. А до этого, если память мне не изменяет, было две группы по 14 человек.
И здесь, в ходе занятий, мы выполняем то, что мы не смогли показать на тренажере – выполняем аэродромные тренировки, которые, на мой взгляд, являются очень качественными. Я думаю, что те летчики, которые их прошли, довольны. Довольны тем, что они изучили самолет в полном объеме. И я уверен в том, что, так как они изучали самолет Ан-148 во время аэродромной тренировки, так они не знают самолетов западных, если кто переучивался на машины Airbus или Boeing. Мы показываем «вживую» режимы, которые дают понять, почувствовать, узнать этот самолет, начать его любить, уважать. И просто его не бояться. Конечно, летчик осторожно относится к самолету, на котором он летает первый раз.
Завтра мы начнем готовить еще одну группу летчиков, будем летать здесь, в Пулково. С нашей стороны, мы желаем и надеемся, чтобы новым летчикам ГТК «Россия», которые начнут летать на Ан-148, самолет также безусловно понравится, как он нравится тем, кто на нем уже летает.
Опыт нашей эксплуатации показал, что пассажиры очень уважительно относятся к нашему самолету. Есть и постоянные пассажиры нашего самолета, в том числе люди часто летающие. И мы наблюдаем у них только положительные эмоции по завершению полета.
Когда люди – и сотрудники авиакомпаний, и пассажиры - видят наш самолет, они говорят: «Ну, слава Богу! Наконец-то появился самолет, который летает под позывными «ромио и альфа» (RA), а не «виктор пэ» (VP), - выполняя перевозки российских пассажиров на самолете регистрации Бермудских Островов. Слава Богу, что появились самолеты российской регистрации, сделанные в России!» Похожие же слова произносят и украинские пассажиры, путешествующие рейсами авиакомпании «Аэросвит» на самолетах украинской постройки и регистрации: UR-NTA и UR-NTC.
По поводу тех отказов, о которых говорили специалисты ГТК «Россия». У нас, на самолете UR-NTA, за полный год его эксплуатации на регулярных линиях, их не наблюдалось. Выключения двигателей - не было. Невыпуск шасси – у нас тоже не было таких случаев. Динамику изменения потока отказов на самолетах Ан-148, эксплуатируемых в Украине, можно проследить на приведенном графике. Тут уже, действительно, вопрос именно больше к изготовителям самолета и комплектующих. Надеемся, что производственные вопросы будут решены.
Немножечко обидно, что нам, летчикам-испытателям и инструкторам ГП «Антонов», как гражданам Украины, не позволяют летать, в процессе рейсовой подготовки не дают возможность «вывозить» летчиков из Пулково. Нам не дали возможности передать нашим коллегам из Пулково тот богатый опыт, который мы накопили. Поверьте: многих проблем, о которых сегодня говориться, просто не было бы, если бы на борту находился третий член экипажа – летчик-испытатель ГП «Антонов». Перед началом эксплуатации самолетов Ан-148 в ГТК «Россия» мы обращались к авиационным властям России, писали письма, в которых просили, умоляли, чтобы пустили киевских летчиков… Но, к сожалению, наши просьбы не были удовлетворены.
Вот, что я хотел Вам сказать. Эмоционально, конечно. Но поймите меня: что значит для летчика-испытателя, который знает все режимы, который знает поведение самолета и зимой, и летом (а мы проводили испытания в различных климатических условиях), не быть допущенным к процессу обучения своих коллег только лишь из-за того, что у него «не тот» паспорт…
Ну, слава Богу, что россияне сами стали летать на этом новом типе самолета, и здесь, в России, появились собственные летчики-инструкторы. Надеюсь, что у Ан-148 будет долгая жизнь в небе России.