Самая развитая и эффективная система вертолетной скорой медицинской помощи (ВСМП) сегодня работает в Северной Америке. В США вертолетная СМП – это весьма прибыльный ($2,5млрд. ежегодно) и очень диверсифицированный бизнес. Многообразие форм организации и собственности операторов ВСМП настолько велико, что невозможно найти даже двух похожих друг на друга компаний. В столь запутанном деле в одиночку разобраться невозможно, поэтому воспользуемся материалами журнала Rotor&Wing. Вот, что получилось.
Общая численность вертолетов СМП в США – очень «скользкая» цифра. Даже доступные статистические данные о количестве воздушных судов санитарной авиации постоянно меняются в зависимости от источника. Федеральная авиационная администрация FAA США насчитала 840 единиц, включая вертолеты общего назначения. По данным Air Methods, 861, из которых 170 – общего назначения. По данным HeliCAS, около 960, включая государственные (сюда могли попасть вертолеты, которые в настоящее время не оборудованы в медицинском варианте или находятся на хранении), из них 61% приходится на American Eurocopter, что составляет 585. По данным Bell Helicopter, 850 негосударственных и 150-170 – государственных вертолетов, среди которых доля Bell составляет 40%. В целом, численность вертолетов СМП США «гуляет» от 840 до 1010.
Всех операторов ВСМП можно условно разделить на две категории. В первую (около 90% парка, более 770 вертолетов) – вошли 10 крупнейших негосударственных операторов, у которых более десятка вертолетов, в их числе пятеро – более 50. Остальные игроки (менее 10% парка) владеют менее 10 вертолетов, поэтому не играют ключевые роли и не попали в анализ.
Итак, первая десятка (ТОП-10) операторов ВСМП:
- Air Methods. Бесспорное первое место численности парка, налету и доходам (компания заслуживает отдельного рассмотрения). Парк вертолетов насчитывает 306 вертолетов (на 31.12.09г. было 314). Компания использует 113 общественных и 125 госпитальных площадок. По вертолету на базу, остальные 68 вертолетов используются для обучения, ожидают запасные части или продажи и т.д. В компании заняты 957 линейных пилотов, 765 авиационных медиков и 493 техника. Кроме техников, осуществляющих оперативное ТО, есть пять мастерских и центр комплектации. Оборудование: из 306 вертолетов, 195 – оснащены очками ночного видения (ОНВ), 130 – системой предупреждения о столкновении HTAWS, 156 – спутниковыми приемниками погоды, 289 – GPS приемниками навигации, 279 – спутниковой системой слежения по маршруту, 189 – резаками проводов. В 2009 году налет составил 129143 часа (в августе 2010 г. было 82582 ч.). Компания перевозит до 100000 пациентов в год. Доходы в 2009 г. составили $511 млн.
- Air Evac Lifeteam. 110 вертолетов, 93 базы в 14 штатах. По вертолету на базу, остальные 17 используются для обучения, на ремонте или модернизации. 367 пилотов, 215 техников, 358 бортовых медиков и 345 медицинских работников. 100% вертолетов оборудованы ОНВ и спутниковой навигацией. В программе компании задействовано 800000 чел. (плата $50 в год). По оценкам оператора, в 2010 году ожидаемый налет составит 58000 ч. Доходы за 2009 г. – $225 млн.
- Omniflight. 90 вертолетов (средний возраст менее 10 лет). 72 базы (44 общественные + 28 госпитальные) в 19 штатах, 290 пилотов, своя мастерская по выполнению трудоемкого ТО. Предлагаемая плата за участие в программе $49 в год.
- PHI AirMedical. 82 вертолета (75% - 2003 года выпуска и менее), исправность – 98%, 70 баз в 18 штатах. 290 пилотов, 101 техник и 55 – медработников. Оборудование: ОНВ + спутниковая навигация. Перевозит 30000 пациентов в год.
- Metro Aviation. 62 вертолета, из которых 55 двух двигательные (60% - госпитальные) преобладают вертолеты ЕС Исправность 98,6%. 49 баз в 15 штатах (10% - госпитальные). 242 пилота 94 техника + 85-90 дополнительных механиков. 100% вертолетов оборудовано ОНВ, и спутниковой навигацией. Налет 32000-33000 часов в год. Ожидается, что в 2010 году перевезет 27000 пациентов.
- Med-Trans занимает шестое место. 43 вертолета (средний возраст 4 года). Оператор использует гибридные модели работы: общественные + госпитальные программы. 35 баз в 16 штатах, 160 пилотов. Вертолеты на 100% оборудованы ОНВ + спутниковая навигация, 70% - HTAWS. В 2010 году – 15000 пациентов.
- EraMED. 29 вертолетов – все госпитального базирования. 15 баз в 6 штатах. В 6 программах задействовано, 70 пилотов вертолетов, 28 техников и 0 медработников. В 2010 году – 12000 часов.
- STAT MedEvac. 21 двух двигательный вертолет, исправность 98%, 75 пилотов, 31 техник, 110 медсестер и 90 бортовых медиков. В 2009 году налет составил 12536 часов, перевезено 9666 пациентов.
- Reach. 16 вертолетов, базируется в Санта Роза шт. Калифорния.
- EagleMed 12 вертолетов AStar, 100 пилотов, 15 баз. На 100% общественные программы.
Несмотря на многообразие, запутанность и динамику прослеживаются общие закономерности: число вертолетов на 1 базе 1,17-1,93 (на практике из-за выполнения работ по ТОиР на один исправный вертолет – одна база); число пилотов на 1 вертолет – 2,41-3,72; соотношение пилотов и техников – 1,35-2,87; годовой налет на 1 вертолет – 414-596 часов; число пострадавших, доставленных в медучреждения 1 вертолетом в год – 326-435 чел. В результате, получается формула современного вертолета СМП: 1 вертолет СМП, 1 база, 3 пилота, 1,36 техника (на 4 вертолета – 3 техника), налетывает 500 часов в год и перевозит в среднем 367 пострадавших. Все просто: Ежедневно на один вертолет – один спасенный (на 1000 вертолетов почти 400000 спасенных в год)! Но не нужно обольщаться, в тех же США десятки миллионов человек не имеют доступа в травма центры 1 и 2-го уровня. Кстати, и небольшие компании работают по тем же закономерностям, что и крупные. Например, HealthNet Utilizes Helicopters, располагающая 8 вертолетами, которые обслуживает Air Methods, и 7 базами (3 из них госпитальные), перевозит 3500 пациентов в год.
Некоторые тенденции отрасли. До кризиса ВСМП демонстрировала серьезный рост. За последние 10 лет парк вертолетов удвоился, а за последние 5 лет – вырос на треть (35%). Однако в 2008-2009 г.г. рост составил всего 2%. Начиная с 2008 года, спрос на медицинские вертолеты – слабый. В 2008 г. число пациентов сократилось на 10%, в 2009 г. – еще на столько же. Первые признаки стабилизации появились летом прошлого года.
Однако бизнес качается как на волнах - то вверх, то вниз. Причин для колебаний множество, в том числе снижение рождаемости, повышение эффективности госпиталей и рост аварийности. Аварии и катастрофы санитарной авиации принесли большую «ложку дегтя». Высокая аварийность напугала самоуверенных американцев. В 2008 году в 16 авариях и катастрофах погибло 28 человек, из них 5 – пациенты. Это рекорд первого десятилетия, в 2004 году погибло 31 чел. (в самолетах и вертолетах). Если в 2009 году погибло 6 чел. (1 самолет и 9 вертолетов), то в 2010 году уже погибло 21 чел. Только за лето произошли 4 катастрофы санитарной авиации: 4 июля, шт. Техас, в результате катастрофы санитарного самолета погибло 5 чел.; 22 июля шт. Оклахома катастрофа унесла жизни 2 чел.еще один – серьезно пострадал; 28 июля в Аризоне в катастрофе вертолета AS350B3 Air Methods погибло 3 чел., 31 августа в шт. Арканзас в вертолете Bell206 компании Air Evac Lifeteam погибло 3 чел. Проведенные исследования 55 аварий и катастроф санитарных вертолетов, которые произошли в период 2002-2005 г.г. показали, что 15 (или 27%) из них могли быть предотвращены.
Сегодня авиационные власти США предпринимают огромные усилия по обеспечению безопасности полетов. Главный упор на оборудование, предоставляющее экипажу информацию о подстерегающих его опасностях. Американцы пришли к пониманию, что без решения проблемы аварийности не возможно дальнейшее продвижение санитарной авиации.
Рынок ВСМП рискованный. На ряд рисков (например, погода) оператор не в силах повлиять. Более того, выполнение полетов днем и ночью, в опасных зонах, с неподготовленных площадок делает их еще более опасными. Ужесточение государственного регулирования (повышение требований), по мнению специалистов, лишь приведет к увеличению расходов. Плюс ВСМП в последнее время испытывает усиление давления от сокращения государственного бюджета и финансирования медицинских учреждений. Будущее ВСМП зависит от медицинских компенсаций и бюджетного урезания. Новости, приходящие с главных торговых площадок и из залов основных медицинских конференций, обнадеживают. Операторы стали покупать новые медицинские вертолеты, пусть не столь активно, чем до кризиса, но в конце года американская воздушная медицина «разродилась» целым букетом новых приобретений:
- Air Medical Holding Group (Air Evac Lifeteam) подписала соглашение на 16 вертолетов Bell206L4 LongRanger IV;
- Air Methods Corp – соглашение на закупку 15 вертолетов Bell407;
- Metro Aviation Inc. подписала соглашение на 12 вертолетов, в т.ч. ЕС130, ЕС135 и ЕС145.
- EastCare поставлены три вертолета: 2 ЕС145 и ЕС135Р2+
- MedCenter Air – завершил перевод парка на вертолеты ЕС135.
Налицо замена двух двигательных на однодвигательные вертолеты, объединение госпитальных программ.
Европа. Пока американцы собираются, Европа не на словах, а на деле демонстрирует консолидацию. В целом по Европе в докризисный период (2006-2008г.г.) наблюдался устойчивый консолидированный ежегодный рост санитарных вертолетных перевозок:
- Нидерланды +11,1%,
- Чехия +10,8%,
- Германия +6,7%,
- за исключением Австрии –1% (были сложные погодные условия).
В среднем по Европе +5-6% в год (это серьезно). На общем благоприятном фоне позитивно выглядят страны Восточной Европы. После провала в конце 1980 начале 1990-х они постепенно налаживают санитарную авиацию (Чехия, Польша, Прибалтика). До кризиса санитарная авиация Европы росла и росла сообща, не обращая внимания на административные границы. Рост объясняется унификацией и снятием пограничных кордонов. Сегодня стали появляться первые признаки роста в Европе (немецкий оператор DRF, по сравнению с 2008 г., в 2009 году увеличил число перевозок на 3,1%, другой оператор ADAC – на 1,5%). По мере завершения кризиса ВСМП в США и Европе будут постепенно выбираться, за ними потянутся страны БРИК, Ближнего Востока и ЮВА…
Россия. Нам предстоит возрождать санитарную авиацию. Слепое копирование или сплошное отрицание ни к чему хорошему не приведет. Вопросы санитарной авиации требуют серьезного изучения. Одними «чапаевскими» наскоками: «давай вертолеты, строй площадки, потом разберемся», проблем не решить. Только внедрение вертолетных программ, построенных на современных вертолетных и медицинских технологиях, на базе страховой медицины и с учетом накопленного опыта, способно поднять СМП на достойный и доступный уровень для всего населения, а не отдельных его представителей. Лишь тогда, в случае беды, после набора «03», в эфире раздастся уверенный голос: «Ангелы» в воздухе, разрешите работать»? Работайте, «Ангелы»!