Путин заверил собравшихся, что государство продолжит поддержку транспортной отрасли, в частности, авиации, которая играет очень серьезную роль в развитии страны. «Очень важная составляющая заключается еще и в том, что перевозки воздушным транспортом должны опираться на отечественную продукцию, на отечественную технику», — приводит высказывание РИА «Новости».
Президент сообщил о том, что в свое время ему пришлось ругаться с главой минтранса Савельевым по вопросу закупок именно российской техники. Впрочем, добавил глава государства, министру в результате удалось сохранить авиационную отрасль.
Впрочем, довольствоваться только сохранением авиационной отрасли нельзя. «В условиях, в которых мы живем,… мы не можем руководствоваться такими малыми задачами, как сохранение чего-то. Мы должны обеспечить развитие. И оно будет обеспечено», — подчеркнул Путин.
Он также выразил надежду, что российская промышленность обеспечит своевременные поставки МС-21, «Сухой Суперджет-100» полностью на отечественной базе, Ил-114, Ту-214, легкого многоцелевого самолета «Байкал», а также вертолетов Ка-62, Ми-38 и «Ансат».
В январе этого года вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставит «Аэрофлоту» в течение ближайших трех лет, до 2025 года включительно, 63 отечественных самолета — 34 импортозамещенных Superjet, 18 единиц МС-21, а также 11 Ту-214.
А в конце января появилась информация, что «Аэрофлот» к 2030 году может списать более половины своего нынешнего парка — 188 самолетов из 349 по причине потенциальных проблем с их обслуживанием. Всего же компания надеется увеличить свой самолетный парк до 500 бортов. Эти данные содержатся в стратегии развития авиагруппы, утвержденной советом директоров.
Как рассказал авиационный эксперт, главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров, программа развития производства отечественных самолетов сверстана, озвучена, даже подписаны первые контракты.
— Скажем, «Аэрофлот» уже заказал 339 самолетов. Всего к 2030 году наши промышленники обещают построить более тысячи воздушных судов различного класса. Теоретически промышленность могла бы начать поставлять их уже в ближайшее время — Superjet, МС-21. Но эти планы пришлось пересмотреть из-за наличия у российских судов импортных комплектующих, которые бы позднее пришлось переставлять. Поэтому было принято решение провести полное импортозамещение, заменить иностранные запчасти на отечественные, и по плану ОАК начало поставок намечено на 2024 год.
«СП»: — То есть, поставки сдвигаются с нынешнего года на будущий?
— Да. В прошлом году было поставлено десять «Суперждетов» в том виде, в котором он существует сегодня, с импортным двигателем и прочими компонентами. В настоящее время уже собирается модель Superjet New, который должен взлететь в этом году, полностью с российскими комплектующими.
Потом будут проходить летные испытания и сертификация. Аналогичная ситуация и с МС-21. Соответственно, с 2024 года начнется серийное производство, которое, кстати, никогда не начинается сразу с сотен самолетов в год. Это такой маховик, который надо раскручивать в течение нескольких лет.
К 2028 году планируется выйти на темпы производства около ста самолетов в год. И минимум на половину наш самолетный парк будет состоять из отечественных машин — то есть, произойдет такая ротация. А дальше, в течение трех-четырех лет — уже на все сто процентов, когда промышленность нарастит объемы выпуска.
«СП»: — В прошлом году сообщалось о налаживании сотрудничества с Ираном в авиационной отрасли. Тогда некоторые решили, что речь идет о приобретении техники.
— Нет, это другая история. Если говорить о поставках самолетов, то Россия, несмотря на небольшие объемы производства, технологически находится в числе мировых лидеров, в которые Иран все-таки не входит. Мы, несмотря на сложности, создаем новые самолеты, новые двигатели.
«СП»: — Чем тогда нам может быть полезно сотрудничество с Ираном?
— Прежде всего опытом эксплуатации иностранных самолетов в условиях санкций. В этом они сильно преуспели. И в плане замещения импортных компонентов на отечественные, в том числе их производства, а также ремонта иностранных судов. В этом плане сотрудничество, убежден, предполагается и не отменяется. Иранский опыт нам будет чрезвычайно полезен, ведь еще в течение примерно десяти лет мы будем эксплуатировать импортные самолеты.
«СП»: — Насколько наши самолеты будут отвечать современным требованиям? Скажем, некоторые пилоты, летавшие на Boeing 737−800, говорят, что машины просты в управлении, несмотря на обилие компьютеров и прочей «электроники.
— Знаете, среди пилотов распространена такая привычка — кто на чем летает, тот свою машину и хвалит. Скажем, летавшие на советских лайнерах, упорно не принимали «Боинги». Потом привыкли к «Боингам» — не могли понять, зачем нужны «Эйрбасы», которые сейчас некоторым представляются наиболее совершенными.
Однако сейчас пилоты уже хвалят Superjet — говорят, что очень летучий, если так можно выразиться, приятный и комфортный в управлении. Это современный, компьютеризированный самолет, был сделан, кстати, как наш ответ западным моделям. А МС-21 — это уже шаг вперед. Можно сказать, квинтэссенция самых передовых технологий. Следует заметить, что Boeing, Airbus новых самолетов в этом сегменте давно не создавали, они занимаются модернизацией уже существующих моделей.
Но не стоит забывать, что у всякой конструкции есть модернизационный предел. И с этим столкнулся Boeing в самолетах MAX, когда в 2018—2019 годах получил две катастрофы, потом почти два года не выпускал их. Это произошло именно по причине достижения модернизационного предела.
«СП»: — Значит, им нужно создавать новые самолеты.
— Это очень долго и дорого. Понимая ситуацию, мы в свое время решились на создание самолета с нуля — я имею в виду МС-21. И он не просто не уступает западным аналогам, тому же Airbus, но по ряду показателей превосходит их. Напомню, что санкции против этого самолета начали вводиться еще с 2018 года. На Западе вообще делали все, чтобы он не пошел в производство.
Пытались организовать информационный прессинг — пресса гудела, что была якобы украдена модель двигателя. А в прошлом году, как известно, были введены тотальные санкции. Блокируется вопрос сертификации. То есть, всеми силами стремятся не пустить его на рынок. Однако сделать этого у них не получится — пусть немного позже, но МС-21 займет на нем свое место.
«СП»: — Кстати, президент на встрече с работниками авиапрома сообщил, что «ругался с Савельевым». У вас нет догадок, что имелось в виду?
— Думаю, здесь столкнулись вопросы необходимости и экономической целесообразности. Все-таки некоторые аспекты работы с нашей техникой многим до конца непонятны. Например, вопросы эксплуатации, включая так называемые «детские болезни». А коммерческие компании интересует экономика — как они летают, каковы расходы, как на них зарабатывать деньги. Думаю, такого рода моменты имелись в виду.
Источник: Свободная пресса