Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 1 (НАТО)

15 декабря 2019 года15 декабря 2019 года15 декабря 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Использовать серийный двигательный блок неуправляемой авиационной ракеты (НАР) и, по возможности, еще и ее боевую часть, при создании корректируемого боеприпаса – подобный подход обещает значительное снижение затрат в расчете на одну пораженную цель. Звучит заманчиво, многие пытаются… реальных положительных примеров – единицы.

Более восьмидесяти лет тому назад, в ходе битвы на Халхин-Голе, советские летчики первыми в мире успешно применили против реального противника неуправляемое ракетное оружие (НАР). С тех пор оно достаточно динамично развивается, и сегодня представляет сравнительно недорогим и достаточно эффективным средством поражения. Присутствует в арсенале практически всех государств, располагающих военно-воздушными силами. Наряду со многими достоинствами, НАР обладает и существенным недостатком – большое отклонение от точки прицеливая. Для большинства моделей, стоящих на вооружении, включая С-5 и С-8 первого поколения, расчетный параметр рассеивания составляет примерно 0,3% от дальности стрельбы. На удалении шесть километров вероятное отклонение получается 18 метров. Для условий вооруженного конфликта между высокотехнологичными противниками нашего времени – многовато.

Между тем, все более широкое применение на поле боя находят высокоточные средства поражения. Первые примеры успешного применения корректируемых авиационных боеприпасов по столь важным целям, как боевые корабли на ходу в море, имели место в ходе Второй мировой войны. Так, 9 сентября 1943 года экипажи германских бомбардировщиков Dornier 217 сумели добиться прямых попаданий управляемых по радио планирующих авиабомб Fritz-X в шедший сдаваться союзникам итальянский линкор Roma. В результате полученных повреждений стальной гигант полным водоизмещением 44500 тонн отправился на дно Средиземного моря.


AGM-65 Maverick

Другой вид высокоточного оружия – управляемые ракеты (УР) класса «воздух-поверхность». Они стали массово использоваться американцами в ходе войны во Вьетнаме. Сначала это были сравнительно простые AGM-12 Bullpup c радиокомандным наведением (выпущено более 22 тыс.), под конец боевых действий – гораздо более продвинутые в техническом оснащении AGM-65 Maverick (варианты с электро-оптическими, тепловыми и лазерными головками самонаведения). Недостаток оружия данного типа – высокая стоимость как соответствующей бортовой аппаратуры на летательном аппарате, так и самой ракеты. Она формируется из больших расходов на этапе НИОКР, испытаний и постановки производства. Кроме того, приличных затрат требует обучение наземного и летного состава, поддержание и развитие приобретенных ими навыков по мере прохождения воинской службы.

Проанализировав преимущества и недостатки НАР и УР, военные специалисты ведущих стран-производителей приняли следующую практику, применительно к арсеналам тактической авиации. Дорогие и сложные управляемые ракеты создаются для поражения важных, хорошо защищенных целей, главным образом – подвижных и легко перемещаемых. Таких как зенитные ракетные комплексы, основные боевые танки, артиллерийские установки, машины различных систем связи и управления и т.п. А дешевые неуправляемые ракеты идут в основном для залповой стрельбы по площадям. И пусть, в отличие от УР, вероятность попадания единичного снаряда в реальных боевых условиях далеко не 70-90%, хорошо «уложенный» по вражеским позициям пакет НАР причинит противоборствующей стороне ущерб, значительно превышающий затраты со стороны атакующих.

Отметим, что критерий «стоимость/эффективность» был, есть и в обозримом будущем останется важнейшим при выборе оружия для поражения выбранной вражеской цели, особенно на линии фронта и в тактической глубине. «Уничтожить любой ценой» - красивый лозунг, слабо подходящий для длительного противостояния больших армий. Стрельба дорогими боеприпасами по всему, что представляет угрозу, считается слишком затратной даже для таких богатых государств мира, как Соединенные Штаты Америки.

«Усовершенствованная система высокоточного поражения»

Мы не зря перевели разговор на США. Именно в головах заморских стратегов первой появилась мысль об использовании свободнопадающих авиабомб в качестве боевой части систем управляемого оружия тактической авиации. Здесь был двойной расчет. Во-первых, снижение стоимости конечного изделия за счет использования компонентов массового выпуска. Во-вторых, обеспечение высокой надежности боеприпаса на предмет его срабатывания. Считалось, что использование серийных свободнопадающих авиабомб в качестве боезаряда – лучше, чем разработка полностью новой боевой части специально под новый боеприпас.

Логическим продолжением вышеупомянутых работ стала программа Пентагона под названием Advanced Precision Kill Weapon System (APKWS), в нашем (литературном) переводе: «Усовершенствованная система высокоточного поражения». Перед фирмами-участниками соответствующего конкурса изначально ставилось условие по использованию массово выпускаемых неуправляемых ракет калибра 70мм в качестве базы для создания высокоточных боеприпасов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы стартовали на рубеже веков и затянулись почти на десятилетие. Победителем соревнования вышла британская фирма BAE Systems, выступавшая совместно с американскими Northrop Grumman и General Dynamics.


Advanced Precision Kill Weapon System

Основой для APKWS выбрали НАР типа HYDRA-70. Ранее опубликованная сайтом AEX.RU статья по теме неуправляемого ракетного оружия утверждала, что данная модель – наиболее популярная среди самого распространенного в НАТО семейства НАР калибра 70 мм. Согласно информации на сайте General Dynamics, в период с 1996 года фирма выпустила более четырех миллионов HYDRA-70. Подобные ракеты широко применялись вертолетами огневой поддержки АН-64 Apache, многоцелевыми Black Hawk и разведывательными в Афганистане, Сирии и Ираке.

Декларируемая максимальная дальность пуска данной НАР в зависимости от применяемой головной части составляет 8-10 км. Понятно, что данные цифры носят чисто рекламный характер, ведь на таком удалении рассеивание от точки прицеливания получается слишком большим. На практике вооруженных конфликтов, летчики результативно выстреливали эти и им подобные НАР с дистанции от нескольких сот метров до двух километров. Как раз таки повысить точность на конечном участке и было главной целью программы «Усовершенствованной системы высокоточного поражения».

Специалисты BAE Systems решили задачу путем введения в конструкцию HYDRA-70 дополнительного отсека WGU-59/B цилиндрической формы весом 4,1 кг и длиной 47 см. Он вставляется между головной частью (с поражающими элементами) и двигательным отсеком М66. При хранении доработанной подобным образом ракеты четыре (дополнительные) рулевые поверхности находятся внутри, будучи вписанными в диаметр цилиндрической части. После пуска они раскрываются, выходя наружу через прорези в обшивке отсека. Управление их положением ведется при помощи элементов система наведения посредством силовых приводов.

Решение с дополнительным блоком повысило общую длину ракеты до 1,87 метра, массу – до 15 кг. Доработке подлежат не все варианты исполнения HYDRA-70, а лишь те, что оснащены боевыми частями M149 (стреловидные поражающие элементы), M151 или M152 (осколочно-фугасного действия) в комплекте с взрывателями M423 или M435. Кроме того, ограничен и выбор силовой установки – им может стать лишь твердотопливный ракетный двигатель M66 варианта Mod 4 или более современный. Блоки выпускаются BAE Systems и поставляются в виде набора для проведения доработок непосредственно в войсках.

Особенности боевого применения

Для точного наведения на цель доработанной ракете необходимо стороннее указание. Если же таковое отсутствует, снаряд движется по баллистике, и, ввиду увеличенной массы и возросшей смоченной поверхности, показывает характеристики худшие, чем исходная HYDRA-70. Стороннее указание осуществляется при помощи подсвета поражаемого объекта лазерным лучом. Соответствующая аппаратура может быть установлена как на борт летательного аппарата, так и использоваться наземным оператором в виде переносного пульта.

Система наведения - пассивная, с распределенной апертурой. Захватывает цель после пуска, когда снаряд принимает конфигурацию с выпущенными из дополнительного отсека рулями. Их постановка в нужную позицию (размах 24 см) занимает полсекунды, считая от момента выхода ракеты из пускового блока. В носовые кромки аэродинамических рулей блока WGU-59/B встроены приемные линзы. Информация с них через оптоволоконную проводку поступает на приемник лазерного излучения, находящийся внутри корпуса ракеты. Приемник ведет обработку поступающей информации и как бы «собирает» ее в единое изображение.

Первоначально APKWS предполагалось применять, прежде всего, с беспилотного боевого вертолета палубного базирования MQ-8 Fire Scout. Он мог быть задействован в качестве средства огневой поддержки разведывательно-диверсионной группы (ДРГ) или десанта, причем ракеты получали бы указание на цель от наземных наводчиков. Огневые испытания велись, начиная с 2007 года. Спустя три года BAE Systems получила контракты Пентагона на подготовку серийного производства и выпуск установочной партии для войсковых испытаний. По их завершению в 2012 году система APKWS отправилась воевать в Афганистан.

К тому времени выяснилось, что MQ-8 Fire Scout не полностью оправдал ожидания заказчика и будет выпущен ограниченным тиражом. На первый план в качестве носителей вышли пилотируемые летательные аппараты. Среди армейской авиации, заявляется применимость системы к следующим типам вертолетов: Bell 407GT, UH-1, AH-1, AH-64, морской - MH-60. Среди самолетов тактической авиации - к штурмовикам A-10, истребителям-бомбардировщикам аэродромного базирования F-16 и палубного F/A-18. Эффективная дальность пуска APKWS с вертолета – от одного до пяти километров, в последнем случае время полета составляет порядка пяти секунд. За счет более высокой кинетики носителя, практическая дальность пуска с самолетов возрастает до 11 км.

Круговое вероятное отклонение (КВО) производитель сначала называл равным двум метрам, но позднее уменьшил показатель до полуметра-метра, в зависимости от условий стрельбы и внешних факторов. В реальных боевых условиях отмечались многочисленные случаи прямых попаданий в цели типа «автомобиль». Выяснилось, что точность стрельбы APKWS не уступает широко известной управляемой ракете AGM-65 Maverick. Выпуск последней в 1972-1999 гг. составил 75 тысяч штук, поставки шли как Пентагону, так и десяткам стран-союзниц США. На заключительном этапе производства цена единицы продукции варьировалась в пределах 45-70 тысяч долларов, а при поставках на экспорт достигала 110 тысяч. При этом AGM-65 калибра 305 мм со стартовой массой 200-300 кг (в зависимости от варианта исполнения) представляет собой снаряд значительно крупнее HYDRA-70/APKWS, а дальность пуска достигает внушительного значения 30 км.

Между тем, стоимость дополнительного блока WGU-59/B серийного изготовления сначала называлась десять тысяч долларов, а по состоянию на текущий год увеличилась до тридцати тысяч. Сообщается, что на февраль 2019 года выпущено свыше двадцати пяти тысяч комплектов APKWS для доработки серийных ракет.

Согласно релизам так называемой «международной коалиции» под руководством США, в период с июня 2016 по январь 2017 гг. по объектам террористической организации «Исламское Государство» (запрещенное в РФ) было выпущено двести APKWS, в том числе шестьдесят в ходе Битвы за Мосул.


НАР калибра 70 мм и пусковой контейнер к ним на стенде израильских фирм

Как показало боевое применение APKWS, при грамотном использовании системы обеспечивается прямое попадание в цель с дистанции до 5 км при пуске с вертолетов и до 11 км с самолетов. Это значительно лучше типичного показателя эффективной дальности стрельбы для исходной неуправляемой ракеты, составляющей один-два километра - в этих условиях круговое отклонение по отношению к точке прицеливания составляет три-шесть метров. Между тем, пуск ракет на дистанции 5-11 против 1-2 км значительно снижает риск повреждения летательного аппарата огнем средств ПВО противника. Сказанное в полной мере относится к Сирии, где линия фронта «нашпигована» большим количеством крупнокалиберных пулеметов и скорострельных зенитных орудий ЗУ-23-2.

Ракета «Зуни» с лазерным управлением

Еще одним примером доработки серийной неуправляемой ракеты в корректируемый вариант является Laser Guided Zuni Rocket (буквально «Ракета «Зуни» с лазерным управлением»). Она велась по заказу Корпуса Морской Пехоты США. За основу взята пятидюймовая ракета Zuni, о которой мы рассказывали в одном из наших прошлых материалов. Опытно-конструкторские работы завершились в 2009 году, а следующей осенью прошли огневые испытания. Доработанные ракеты продемонстрировали практические возможности по поражению как стационарных, так и подвижных целей. Производство Laser Guided Zuni Rocket поручено американскому отделению западноевропейской ракетостроительной фирмы MBDA.

Фактически, от серийной НАР берется лишь двигательный отсек. Головная часть – специально спроектированная новая с приемником отраженного лазерного луча в носовом конусе. Она обозначается как «Секция наведения и управления WGU-58/B». Таким образом, масса доработанной ракеты составляет 68 кг. Никаких доработок летательного аппарата под ее применение не требуется (все они и так штатно комплектуются лазерным дальномером - целеуказателем и баллистическим вычислителями). Как и в случае с серийными Zuni, корректируемый вариант выстреливается из стандартного пускового блока LAU-10 с четырьмя трубчатыми направляющими.

Главной целью создания управляемого варианта Zuni была не столько экономия средств, сколько расширение огневых возможностей стоящих на вооружении морпехов истребителей-бомбардировщиков – носителей LAU-10. Вместо одной (максимум – двух) ракет AGM-65 (или ей подобных) на одном пилоне навески вооружений может располагаться пусковой блок, снаряженный четырьмя Laser Guided Zuni Rocket. Каждая из них способна, с высокой точностью, навестись и поразить хорошо защищенную компактную цель на линии фронта.


Laser-Guided Zuni Rocket

Заметим, что подобные разработки применительно к НАР меньшего калибра вели и многие другие западные компании. Отдельные проекты дошли до стадии огневых испытаний, еще меньше – выпуска ограниченной поставочной партии. Основная причина низкого интереса со стороны потенциальных потребителей – высокая конечная стоимость, сравнимая с расценками на крылатые ракеты специального проекта. На практике экономия, по факту использования двигательного отсека от серийной НАР, получается небольшой. Ведь основные расходы по созданию и производству такой ракеты приходятся на полностью новую головную часть с встроенными сенсорами, системой управления траекторным движением и боевым зарядом.

Во второй части обзора мы расскажем о российских (советских) проектах в той области. Следите за нашими анонсами.

Публикации по теме:


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq6yF
Сколько стоит вызов сантехника на дом на http://remont.youdo.com/plumbers/service/call/price/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer