Иранская гражданская авиация находится на пороге огромных перемен в свете заключенных в 2016-2017гг. крупных контрактов на поставку самой современной авиационной техники от крупнейших мировых производителей. Только авиакомпаниями Iran Air и Iran Aseman подписаны сделки с Airbus, Boeing и ATR на поставку более двухсот авиалайнеров оценочной стоимостью свыше шестидесяти миллиардов долларов США. Все они придут новенькими прямо с заводской линии. Первые экземпляры A321, A330 и ATR72 поступили ранее в этом году и уже приступили к пассажирским перевозкам.
Столь массовые закупки новой авиатехники страна не вела с шахских времен. Напомним, что после победы Исламской Революции 1979 года отношения Ирана с Западом серьезно ухудшились, и на протяжении почти сорока лет новые гражданские лайнеры для авиакомпаний не закупались вовсе. Подробно c состоянием и перспективами развития системы воздушного транспорта ИРИ можно ознакомиться в наших предыдущих публикациях: Персидский путь. Часть 1 и Персидский путь. Часть 2.
Правда, новые летательные аппараты от заграничных производителей приобретались для Вооруженных Сил ИРИ и Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР). Однако даже эти структуры закупили не так уж и много. Поступления авиатехники непосредственно с заводов в девяностые годы прошлого и в начале нынешнего века ограничились сравнительно небольшим числом – около сотни – самолетов и вертолетов. В это число вошли истребители МиГ-29, штурмовики Су-25ТМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М, военно-транспортные Ан-74 и Ил-76. Кстати, ко всем вышеназванным типам на мощностях предприятий оборонно-промышленного комплекса выпускаются авиационные покрышки, образцы которых выставлялись на МАКС-2017. Новые вертолеты приобретались небольшими партиями в России (Ми-17) и штучно – во Франции (Ecureuil).
Если все пойдет по плану, то в ближайшие несколько лет темп поступления новых авиалайнеров в страну составит 80-90 машин ежегодно. Чтобы справится с освоением законтрактованных «аэробусов» и «боингов», местным авиакомпаниям нужна помощь и поддержка иностранных специалистов.
Выставка Aero Persia
Специально, для облегчения контактов между местными и иностранными компаниями, специализирующимися в области гражданской авиации, и проводится выставка International Civil Aviation Exposition “Aero Persia” («Международная Выставка Гражданской Авиации «Аэро Персия»). Первое подобное мероприятие пройдет 15-17 сентября в выставочном комплексе (аналог московского ВДНХ), расположенном в северной части столичного города. Подробнее с целями и программой организаторов – отделение International Exhibitions Company of Iran - можно ознакомиться на сайте www.aeropersia.com.
Среди спонсоров и участников сентябрьского форума называются авиакомпании Iran Air, Iran Aseman Airlines, EP – Iranian Airlines, а также администрация столичного аэропорта имени Имама Хомейни (обслуживает более 850 рейсов в неделю). На выставке также будут представлены с собственными стендами государственные структуры, включая Организацию Гражданской Авиации ИРИ (CAO.IRI), Аппарат Вице-президента ИРИ по Науке и Технологиям, Организация Авиационной Промышленности (аналог российского ОАК) и специализированные структуры Министерства Обороны ИРИ.
«Международная Выставка Гражданской Авиации «Аэро Персия» задумывается как дополнение к аэрокосмическому салону на курортном острове Киш, который проводится каждые два года. Кстати, в прошлом году в салоне с большим успехом участвовала группа высшего пилотажа ВКС России «Русские Витязи» на тяжелых многоцелевых истребителях Су-27, причем, это было одно из самых последних выступлений кубинских летчиков перед переходом на более современные Су-30СМ. Попутно заметим, что данный тип летательного аппарата называется самими персами в качестве основного претендента для будущих закупок в России и производства по лицензии.
Присутствие знаменитой группы из России подвигло Министерство Обороны ИРИ принять долгожданное среди посетителей салона решение – разрешить летчикам ВВС Ирана показать собственное мастерство. Так в летной программе Kish Airshow появился пункт «имитация ближнего маневренного боя», в котором против тяжелого истребителя американского производства F-14A Tomcat выступал легкий фронтовой МиГ-29.
Если аэрокосмический салон на курортном острове в основном рассчитан на показ натурных образцов авиатехники, для чего в качестве площадки выбран местный аэропорт, то выставка в Тегеране проводится в крупном выставочном комплексе в сплошной городской застройке. Конечно, это снижает зрелищность мероприятия, но делает его более удобным для бизнесменов и специалистов. Кроме того, это гарантирует посещение большим количеством чиновников.
В приветственном слове к участникам и посетителям AeroPersia, глава оргкомитета Dr. Vali Oveisi выразил уверенность, что тегеранская выставка послужит удобной площадкой для установления связей между местными и иностранными структурами, особенно в сфере авиационного бизнеса.
Оценка рынка
По мнению организаторов AeroPersia, настало время для установления взаимовыгодных отношений между иностранными и местными игроками в таких областях как техническое обслуживание и ремонт, производство полетов, логистика, продажи и маркетинг, обучение кадров, а также развитие регулярных и туристических авиаперевозок. Согласно их подсчетам, необходимый объем инвестиций в инфраструктуру иранской гражданской авиации на десятилетний период оценивается весьма приличной суммой – 7 миллиардов долларов США.
Расчет произведен на основании долгосрочного прогноза развития системы воздушного транспорта, выполненного государственными структурами страны, включая Организацию Гражданской Авиации ИРИ (CAO.IRI). Считается, что парк пассажирских и грузовых судов увеличится до пятисот, их совокупный налет на прогнозный период в десять лет составит более полутора миллиона часов, а ежегодный объем пассажирооборота увеличится до 92 миллионов человек, грузопоток – до двух миллионов тонн. Чтобы достигнуть этих показателей, объем оказываемых услуг в системе воздушного транспорта должен вырасти троекратно по сравнению с уровнем 2016 года.
Сегодня в стране имеется 60 аэропортов и 26 крупных вертолетных площадок для коммерческого использования. Количество специалистов, занятых в различных областях авиационной и авиакосмической промышленности с 2010 по 2015 год в ИРИ выросло почти вдвое с 38000 до 78000 человек. Более 200 научно-исследовательских центров в Иране занимаются разработками, ассоциированными с потребностями авиационного сектора экономики.
Ожидается, что первая авиационная выставка в Тегеране привлечет порядка трех тысяч деловых посетителей за пару дней «для специалистов» и еще пятнадцать тысяч зрителей в выходной день. На стендах общей площадью 850 тысяч квадратных метров (а таковую организаторы способны выделить в случае наличия заявок от фирм-участников) будут представлены компании 26 стран мира, в том числе 20 авиакомпаний и лизинговых фирм.
Оборонно-промышленный комплекс
Посетители аэрокосмического салона МАКС-2017 могли получить представление о масштабах авиационно-космического кластера иранской промышленности и техническом уровне его изделий, ознакомившись с информацией, представленной не стенде в выставочном павильонe D-3, а также поговорив со стендистами. Собственно, мы так и поступили.
За годы после Исламской Революции 1979 года, персы создали мощный оборонно-промышленный комплекс, включающий 180 предприятий, занимающихся аэрокосмическими программами, включая 125 специализирующихся на разработке, производстве авиационной и ракетной техники. Большинство входят в систему Министерства Обороны и Министерства Науки, Исследований и Технологий.
Шестнадцать компании и организаций страны, включая ключевых производителей военной техники, представили образцы своей продукции на объединенном стенде. В один из дней работы аэрокосмического салона его почтили своим присутствием глава Организации авиационной промышленности Ирана (IAIO) при Министерстве обороны ИРИ Абдолкарим Банитарафи и Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в России Мехди Санаи.
Причем некоторые из них, включая два экспоната, о коих речь пойдет ниже, за пределами страны выставлялись впервые.
Бомба с ракетой
Корректируемая (управляемая) авиабомба Sadid массой 34 кг и длиной 1,6 метра специально спроектированная для ударных беспилотных летательных аппаратов. Она выпускается на производственных площадках государственной холдинговой компании Defense Industries Organization. КАБ имеет цилиндрическое тело диаметром шесть дюймов (152мм), выполненное из композиционных материалов, на котором закреплены четыре неподвижных и четыре подвижных аэродинамических поверхности.
Боевая часть – типа «smart fragmentation», то есть выполнена с предварительной подготовкой поражающих элементов, конфигурация которых и направление разлета определяются в зависимости от типа цели. Бомба предназначается для уничтожения самолетов, как на отрытых площадках, так и ангарах, а также бронемашин и транспортных средств противника.
Представленный образец оснащен оптической головкой самонаведения; имеется вариант с лазерным подсветом. В том и другом случаях обеспечивается попадание в квадрат со сторонами 2,5 метра. Применяются ли подобные средства поражения с иранских БПЛА типа Shahed 129 и других, задействованных против террористов в Сирии и Ираке? На наш вопрос персидские стендисты дали утвердительный ответ, но в подробности не вдавались.
Кроме того, вниманию посетителей МАКС-2017 предлагалась управляемая ракета Ghaem-M стартовой массой около 20 кг. Максимальная дальность стрельбы 6 км, которая преодолевается за 26 секунд. Скорость на маршевом участке полета составляет 240…310 метров в секунду. Управление осуществляется оператором, использующим оптико-электронный прицел. Целеуказание лазерным лучом ведется в полуавтоматическом режиме оператором. В отличие от Sadid, подрыв головной части осуществляется не в момент физического контакта с целью, а при помощи дистанционного взрывателя. Боевая часть массой 1,7 кг содержит 500 подготовленных осколков.
Ракета Ghaem-M предназначена для уничтожения вертолетов и беспилотных летательных аппаратов противника, летящих с превышением над носителем до 2000 метров. Применяется с вертолетов и наземных средств, например – стандартного пускового устройства для противотанковых ракет семейства TOW.
Ghaem-M – новая прибавка к обширному семейству ракет TOW (сокращение от Tube-launched Optically-tracked Wire-guided). Первоначальная BGM-51 была разработана в семидесятые годы для армии США, но впоследствии нашла широкий спрос по всему миру. Основной вариант управления – по проводам, но есть версии с радиокомандным и лазерным наведением. В процессе эволюции дальность стрельбы в три километра была удвоена, а пробиваемость брони возросла многократно.
На основе образцов, полученных еще при шахе, а также более современных, приобретенных на вторичном рынке, персы наладили серийный выпуск TOW под созвучным обозначением Toofan. Производитель - Aerospace Industries Organization. Ракеты иранского производства в большом количестве поставляются Сирии. Попутно заметим: на территории многострадальной страны «туфаны» используются наряду с американскими «оригиналами», что огромными партиями отгружаются в адрес мятежников на средства «спонсоров» из числа монархических государств Персидского Залива.
Оценка перспектив
Авиасалон МАКС-2017 посетили глава Организации авиационной промышленности Ирана (IAIO) при Министерстве обороны ИРИ Абдолкарим Банитарафи и Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в России доктор Мехди Санаи. А два года назад правительственную делегацию возглавлял вице-президент Ирана по науке и технологиям господин Сорена Саттари. Словом, налицо снижение «уровня представительства». О причинах можно только догадываться. Возможно, среди них есть невыполнение персидской стороной обещаний по закупке самолетов семейства Sukhoi Superjet 100, о чем речь шла на многочисленных встречах между высокопоставленными руководителями РФ и ИРИ, включая президентов Владимира Владимировича Путина и Хасана Рухани.
Как нам показалось, члены иранской делегации на МАКС-2017 не столько представляли продукцию собственной промышленности, сколько изучали российскую. Персы не скрывают желания «подтянуть» собственный ОПК до уровня передовых промышленно развитых государств мира, и для достижения поставленной цели готовы плотно сотрудничать с россиянами. Однако на пути нашего взаимодействия стоят международные санкции. Персы с нескрываемым нетерпением ждут их ослабления и, в перспективе следующих трех лет, полной отмены, надеются, что это откроет путь к более широкому взаимодействию между оборонно-промышленными комплексами наших стран.
Что же касается нашей гражданской продукции, то по факту она персов практически не интересует. Здесь они настроены ориентироваться главным образом на Запад, особенно на Францию с Германией. Во всяком случае, подобное представление у нас возникло в процессе общения с иранскими гостями на МАКС-2017. А как получится по факту – покажет время.