Негативная тенденция: «Падение цен на нефть». Приступая к разговору о вертолетах, несколько слов нужно сказать про нефть. Нефть и вертолеты взаимосвязаны гораздо теснее, чем это может показаться на первый взгляд. Именно нефтегазодобыча дает вертолетчикам работу. Падение цен на нефть затормозило рост, а в некоторых странах даже привело к снижению нефтедобычи. В США (один лидеров рынка добычи), по официальным данным, ежедневная добыча нефти снизилась с 9,4 млн. баррелей в 2015 году до 8,7 млн. баррелей в 2016 году. В 2017 году ожидается дальнейшее снижение еще на 8,2 млн. баррелей. Торможение добычи стало поводом для сокращения буровых платформ. А буровые для вертолетчиков – это «хлеб с маслом». По одним источникам, количество нефтяных платформ в мире сократилось с 2986 ед. (2607 наземных и 379 морских) в 2015 году до 1761 (соответственно 1507 и 254) в 2016 году. За год – минус 40%. В США – минус 60%. По другим данным, сокращение буровых за прошедший год менее существенно, но более наглядно представлено в таблице 1.
Таблица 1
Буровые
|
на сентябрь 2016
|
Снижение за год
|
Изменение, %
|
США
|
508
|
340
|
Минус 40,0
|
Канада
|
134
|
51
|
Минус 27,6
|
Остальной мир
|
937
|
200
|
Минус 17,6
|
Итого
|
1579
|
591
|
Минус 27,2
|
Столь резкое (несмотря на расхождение данных) сокращение буровых не могло не сказаться на сворачивании парка вертолетов.
По словам ведущего аналитика рынка Ричарда Абулафия, парк вертолетов в 2015 году, по сравнению с 2014 годом сократился на 9,4%, в 2016 году еще минус 6,3%. Проблема усугубляется тем, что предложение новых моделей вертолетов превышает потребности отрасли.
Сворачивание парка повлекло за собой падение спроса на рынке вертолетов. По данным GAMA, в первом полугодии 2016 года гражданский рынок упал по объему поставок вертолетов на 16,1% (до 393 вертолетов), а по стоимости еще хуже, минус 32,6% (до 1,4 млрд. долларов). Структура поставок впечатляет: 116 поршневых вертолетов плюс 152 вертолета с 1 ГТД и 125 вертолетов с 2 ГТД. Однако средних (СВ) и тяжелых вертолетов (ТВ) (взлетной массой более 7 т) поставлено всего 5 вертолетов (Н175, Н225, AW189 и 2 S92).
Снижение спроса на вертолеты ударило по ценам на вертолеты. Цены на б/у вертолеты рухнули в среднем на 30%. Отдельные модели буквально упали «ниже плинтуса». Bell230 на 80%, Bell222 – 67%, AS350 B3 – 40%, AS365 N2 – 30%. Обвал цен коснулся всех моделей. Изменение цен (за два месяца: декабрь 2015 года – февраль 2016 года) представлено в таблице 2.
Таблица 2
Производитель
|
Вертолет
|
Снижение, в долл.
|
дельта, в %
|
Airbus
|
EC135T2
|
700000
|
минус 30%
|
Robinson
|
R44 Raven 2
|
50000
|
минус 25%
|
Bell
|
205 A-1
|
490000
|
минус 20%
|
Airbus
|
EC135P2
|
400000
|
минус 17%
|
Bell
|
412EP
|
520000
|
минус 15%
|
Airbus
|
EC135P1
|
150000
|
минус 13%
|
Airbus
|
EC135T1
|
150000
|
минус 13%
|
Agusta
|
109E Power
|
120000
|
минус 11%
|
Bell
|
412HP
|
255000
|
минус 11%
|
Bell
|
204B
|
80000
|
минус 10%
|
Agusta
|
109S
|
220000
|
минус 10%
|
(по данным журнала Rotor).
Примечание – в таблице представлены вертолеты, цены на которые упали на 10% и более.
Падение цен на нефть нанесло столь серьезный удар по вертолетостроению, от которого отрасль не оправится лет 10! Это плохая новость, а хорошая?
Хорошая новость: Рост военных заказов. Одновременно с падением спроса на гражданские вертолеты, повышается активность на рынке военных вертолетов.
Ричард Абулафия предсказывает увеличение объема поставкой военных вертолетов на 8%.
Тенденция роста спроса на военные вертолеты нашла свое отражение в финансировании вертолетных программ главного заказчика – США.
После спада 2014 года, все основные военные вертолетные программы США, начиная с 2015 ф.г., пошли вверх.
По прогнозу Flight International в период 2016-2025 г.г. будет поставлен 4791 СВ/ТВ вертолет (массой более 6800 кг.) на общую сумму 115,7 млрд. долларов.
Таблица 3
Производители
|
Количество, ед.
|
Доля, %
|
Стоимость, млрд. долл.
|
Доля, %
|
Всего
|
4791
|
100
|
115,7
|
100
|
Вертолеты России
|
1767
|
36,7 (1 место)
|
29,8
|
25,7 (2 место)
|
Sikorsky
|
1271
|
26,5 (2 место)
|
32,1
|
27,7 (1 место)
|
Boeing
|
399
|
8,3 (3 место)
|
14,2
|
12,3 (3 место)
|
Avicopter
|
351
|
7,3
|
||
Bell-Boeing
|
11,9
|
10,2
|
Ежегодные поставки военных СВ/ТВ вертолетов снизятся с 578 ед. (в 2016 г.) до 410 ед. (в 2025 г.). В лидерах – государственные поставщики: «Вертолеты России» на первом месте по количеству вертолетов, Sikorsky – по стоимости.
А что наши?
По словам Ричарда Абулафия, Российские вертолеты падают со своего пика, как и большинство производителей всего мира. Это во многом (объясняется) устойчиво низкими ценами на нефть и газ. Однако с точки зрения продукции и возможностей российские вертолетостроители находятся в хорошей форме. Ожидаю, что цифры возвращения связаны с российской экономикой и ценами на (энерго) ресурсы. К сожалению, эти два фактора тесно связаны между собой…
Вместо заключения. Падение цен на нефть не только разделило отрасль, но и раскололо вертолетное сообщество. Одни говорят: нужно «переждать», вторые - «менять». Поэтому любое возвращение цен у одних порождает излишний оптимизм, им кажется, что кошмар вот-вот закончится. По мнению других, возвращение цен на нефть не сулит быстрых инвестиций в вертолеты. В первую очередь нефтяники будут вкладываться в оперативные способы добычи. А это значит, что нефтедоллары не скоро вернутся к вертолетам. Здесь нет простых решений. Нужно готовиться к медленному, постепенному возвращению с жестким противостоянием на рынке. Легких путей выхода не будет…