Cамолет Ил-76 находится в эксплуатации более 45 лет (с 25.03.1971г.). За это время было изготовлено около 950 самолетов этого типа различных модификаций (36 модификаций). Благодаря своим уникальным рабочим качествам Ил-76 стал самым распространенным военно-транспортным самолетом в мире.
В настоящее время в мире в эксплуатации находится 238 самолетов семейства Ил-76Т/ТД:
-
в авиакомпаниях России - 31 самолет (из них 7 самолетов с двигателями ПС-90А-76);
-
в МЧС России - 6 самолетов;
-
в иностранных авиакомпаниях и «силовых» структурах (27 стран мира) - 201 самолет.
Как прогнозируют специалисты ГосНИИ ГА, к 2034 году грузооборот российских авиакомпаний может утроиться. При этом потребуется до 150-и грузовых самолетов различной грузоподъемности, в том числе до 50-и - грузовые модификации широкофюзеляжных самолетов и столько же рамповых (без учета сверхбольших Ан-124).
Транспортные возможности новой модификации Ил-76 - Ил-76ТД-90А существенно превосходят возможности других моделей семейства. Она создается на базе уже серийного военно-транспортного Ил-76МД-90А.
Основные конструктивные отличия самолета
- Новое крыло с применением длинномерных панелей кессона позволило:
- увеличить максимальный взлётный вес самолёта на 10,5 %,
- увеличить максимальный посадочный вес самолёта на 9,5 %;
- увеличить максимальную полезную нагрузку на 25%;
- Новые серийные маршевый ТРДД ПС-90А-76 обеспечивают более интенсивную эксплуатацию самолета с увеличенной топливной эффективностью и надёжностью.
- Новый прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол Ш-76М(А)» позволяет автоматизировать выполнение поставленных задач и осуществлять полеты по международным трассам без ограничений, в соответствии с существующими требованиями IСАО;
- Новый цифровой программируемый комплекс связи обеспечивает:
- организацию и ведение в автоматическом режиме с гарантированным качеством телефонной радиосвязи;
- автоматический обмен данными с воздушными судами и наземными пунктами управления.
- Модернизированные шасси и тормозная система:
- усиленны опоры шасси под массу 210000 кг и доработаны крепления основных опор шасси к фюзеляжу для увеличения
жесткости и снижения величин боковых перегрузок при тряске; - на основных опорах применены новые колеса с тормозами увеличенной энергоёмкости КТ-199.
- усиленны опоры шасси под массу 210000 кг и доработаны крепления основных опор шасси к фюзеляжу для увеличения
- Новая топливная система обеспечивает;
- эффективную, более полную выработку топлива,
- повышает безопасность полёта за счёт введения режима срочного слива топлива в аварийных ситуациях,
- Модернизированная система электроснабжения обеспечивает увеличение:
- общей мощности электроснабжения на 40%;
- Гидравлическая система: модернизирована для подключения к цифровой общей самолётной системе объективного контроля.
- Новый цифровой автопилот САУ-76 - обеспечивает требуемые в настоящее время точности самолетовождения в автоматическом режиме и позволяет осуществить заход на посадку по II категории ICAO.
- Новая система управления приводами механизации - позволяет реализовать функции управления, защиты и контроля системы, информационного обмена с самолетными системами и уменьшить массу системы.
- Новая вспомогательная силовая установка на базе серийного ВГТД ТА-12А:
- позволила увеличить высотность запуска до 7000 метров (в 1,5 раза):
- время непрерывной работы увеличилось в 5 раз;
- уменьшился расход топлива.
- Новая система регистрации полетной информации:
- выполнена на современной элементной базе;
- возможность записи цифровых сигналов;
- твердотельные накопители увеличили надежность работы системы и объёмы фиксируемой информации.
- Прицельно-навигационный пилотажный комплекс:
- высокопроизводительная сдвоенная управляющая вычислительна система, обеспечивающая решение задач самолетовождения и десантирования;
- внедрение комплексной системы электронной индикации и сигнализации;
- возросла производительность вычислительных средств;
- пропускная способность каналов информационного обмена обеспечивает выполнение современных требований;
- унификация вычислительных средств;
- повышение точности в основных режимах навигации и самолетовождения;
- внедрены режимы автоматического обмена данными по каналам комплекса связи,
- что снизило нагрузку на экипаж.
Основные летно-технические характеристики самолета Ил-76МД-90А
Ил-76МД-90А
|
|
Двигатели
|
ПС-90А-76
4 x 16000 кг
|
Максимальная взлетная масса
|
210 т
|
Максимальная масса полезной нагрузки
|
60 т
|
Дальность полета:
- нагрузка 60 т
- нагрузка 52 т
- нагрузка 40 т
- без нагрузки
|
4000 км
5000 км
6500 км
9700 км
|
Крейсерская скорость
|
750-780 км/ч
|
В авиакомпании «Волга-Днепр» имеется 10-летний опыт эксплуатации предыдущей модификации самолета Ил-76 - Ил-76ТД-90ВД. Первый самолет поступил в эксплуатацию в июне 2006 г. В настоящее время имеет наработку: 9580 часов, 2380 посадок. Пятый самолет поступил в эксплуатацию в апреле 2012 г. и сегодня имеет наработку: 3420 часов. 790 посадок. Наработка парка пяти самолетов Ил-76ТД-90ВД составила - 31200 часов, 7520 полетов, средний налет на 1 посадку составил 4,2 часа.
Установленные ресурсы и срок службы самолетов: 25 000 часов, 8000 посадок, 25 лет. Самолеты эксплуатируются по безремонтной технологии и, в отличие от самолетов Ил-76ТД; не имеют ограничений по географии полетов. Самолеты авиакомпании сегодня летают в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, включая США, Японию и Антарктиду. Самолеты доставляют грузы, как посадочным способом, так и с помощью парашютного десантирования.
Вместе с тем, исходя из опыта эксплуатации самолетов Ил~76ТД-90ВД, авиакомпания высказывает ряд пожеланий по улучшению конструкции самолета и его эксплуатации:
- необходимо увеличить объем грузовой кабины, создав в будущем дальнейшую модификацию самолета Ил-76ТФ-90А;
- сократить летный экипаж до трех человек
- обеспечить самолет более удобным туалетом и гардеробным модулем;
- для снижения массы планера самолета демонтировать правую входную дверь, шахту аварийного покидания и аварийный люк
- постоянно проводить модернизацию пилотажно – навигационного оборудования с целью соответствия международным требованиям концепции CNSATM,
- улучшать послепродажный сервис и увеличить сроки периодического обслуживания самолета.
Сравнение ЛТХ самолетов Ил-76ТД и Ил-76ТД-90А
Самолет
|
ИЛ-76ТД
|
ИЛ-76ТД-90А
|
||
Двигатели
Количество х взлетная тяга |
кол. х кг
|
Д-30КП
4x12000
|
ПС-90А-76
4x16000 (14500)
|
|
Размеры грузовой кабины
|
м
|
3,45x3,4x20,0
|
3,45x3,4x20
|
0
|
Покрытие ВПП
|
бетон
|
грунт
|
||
Максимальная нагрузка
Дальность полета с резервом топлива,
- с максимальной нагрузкой
- с нагрузкой 52 т
- с нагрузкой 40 т
- без нагрузки
|
т
км
|
50
3700
5000
9300
|
60
4000
5000
6500
9700
|
33
2600
4200
5500
7000
|
Скорость крейсерского полета,
Высота полета |
км/час
м
|
750 - 800
до 12100
|
750 - 800
до 12100
|
|
Потребная длина ВПП
Длина разбега
|
м
м
|
2250
|
2150
|
1150
|
Коэффициент топливной эффективности, г/(т*км)
|
233
|
187
|
||
Взлетная масса
|
т
|
190
|
210
|
159
|
Нагрузка - практическая дальность
Технико-экономические показатели
Пилотажно-навигационный комплекс
Основные задачи ПНК:
-
Автоматическое, директорное и ручное самолётовождение с выполнением действующих и перспективных норм продольного, бокового и вертикального эшелонирования при полетах по трассам РФ, международным трассам и вне трасс в любых физико-географических условиях, в любое время суток и года, на всех этапах полета;
-
Выполнение полетов в соответствии с нормами RNAV10 (RNP10), RNAV5, RNAV2, RNAV1, RNP4, RNP2, PBN, VNAV."
-
Автоматизированный ввод и хранение не менее двух глобальных аэронавигационных баз данных (АНБД) в формате ARINC 424, базы магнитных склонений, пользовательских баз данных маршрутов и навигационных точек (НТ).
-
Автоматизация решения задач самолетовождения на всех этапах полета по запрограммированной траектории;
-
Автоматизированный наземный предполетный контроль работоспособности комплекса, выявление неисправного конструктивно-сменного блока и линий связи.
-
Навигация, в том числе вертикальная по внутренним и международным воздушным линиям в соответствии с действующими требованиями ICAO при автоматическом, директорном и ручном управлении полетом:
-
при полете по запрограммированным маршрутам;
-
при маневрировании в зоне аэродрома (SID, STAR; HOLD, APPR).
Двигатель ПС-90А-76 сертифицирован в 2003 году - дополнение к сертификату типа ПС-90А, имеет модульную конструкцию. Тяга - 14 500 кгс, с возможностью увеличения до 16 000 кгс, а у двигателя Д30-КП - 12 000 кгс. Двигатель ПС-90А-76 соответствует требованиям ИКАО по шуму и эмиссии. Для двигателя ПС-90А-76 не устанавливаются фиксированные ресурсы. Назначенные ресурсы основных деталей «холодной» части - 5 000 … 48 000 циклов; «горячей» части - 3 600 ... 10 000 циклов. Вспомогательная силовая установка ТА-12А - межремонтный срок службы - 10 лет, межремонтный ресурс - 1000 часов, 1500 запусков.
Самолет Ил-76ТД-90А может эксплуатироваться по техническому состоянию. Назначенный срок службы - 40 лет, ресурс - 30 000 л/час, 10 000 полетов. Силовая установка самолета эксплуатируется по техническому состоянию. Серийное производство самолетов предусмотрено в широкой кооперации на заводах ПАО «OAK» с финальной сборкой на ЗАО «Авиастар-СП».
Предприятие приступило к производству самолета Ил-76МД-90А в 2008 году. Первый полет первого самолета Ил-76МД-90А выполнен 22 сентября 2012 года. К маю 2016 года выпущено четыре самолета Ил-76МД-90А, три из которых построены в рамках контракта с Министерством обороны Российской Федерации.
Оформление дополнения к аттестату на самолет Ил-76ТД-90А запланировано на второй квартал 2017 года. С учетом цикла производства, возможный срок начала поставок первых самолетов Ил-76ТД-90А в эксплуатацию – 2019 год.