На церемонии подписания присутствовали Президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Борисович Слюсарь и Президент национального авиаперевозчика Азербайджана Джахангир Аскеров. Напомним, что чуть более месяца назад господин Аскеров сам стал клиентом ИФК, подписав соглашение с воронежской лизинговой компанией по десяти пассажирским авиалайнерам следующего поколения МС-21.
Документы, подписанные а Англии 11 июля, определяют основные условия поставки «Руслана». Твердый контракт стороны подпишут в течение месяца. Машина имеет регистрацию RA-82080 и раньше эксплуатировалась авиакомпанией «Полет». Данный конкретный «борт» был построен на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске в 2004 году, став последней машиной данного типа, собранной в городе на Волге.
Для азербайджанской авиакомпании, специализирующейся на грузовых авиаперевозках, приобретение «Руслана» станет новым этапом в развитии бизнеса. Расположенный в Баку перевозчик обладает парком из семи Ил-76, включая машины, оснащенные высокоэкономичными двигателями ПС-90А76, вместо Д-30КП2 на машинах раннего выпуска.
Поясняя решение авиакомпании в пользу «Руслана», Заур Ахундов сказал, что не все оборудование для нефтегазовых проектов, которые сегодня реализуются в Азербайджане, помещается в грузовую кабину «ила». Кроме значительно более вместительной грузовой кабины, Ан-124-100 отличается максимальной грузоподъемностью - 120 тонн, более чем вдвое превышает соответствующую цифру для Ил-76.
В контексте выставки в Фарнборо отметим, что один «Руслан» в окраске авиакомпании «Волга-Днепр» здесь представлен на статической площадке в районе, известном как «грузовая деревня» (Cargo Village), которая расположена у Входа «Ф» (near Gate F). Заметим, что «Волга-Днепр» также недавно расширила свой парк «Русланов» за счет нескольких машин, что ранее эксплуатировались в «Полете».
По информации Ахундова, в прошлом году «Русланы» авиакомпании «Волга-Днепр» выполнили более пятидесяти полетов, привозя крупногабаритное оборудование для нефтегазовой отрасли и другие грузы в Азербайджан.
Наш собеседник также сообщил, что в структуре авиаперевозок авиакомпании Silk Way Airline доля оборудование и других грузов для нефтегазовой отрасли составляет порядка 80%. Кроме того, самолеты Ил-76 этой авиакомпании используются для перевозки грузов по всему миру, особенно в Азии, включая чартерные перевозки в Афганистан и другие страны контитента.
Начало коммерческих перевозок с использованием вновь полученного «Руслана» авиакомпанией намечено на первый квартал следующего года.
Касаясь условий приобретения новой техники, Ахундов сказал, что авиакомпания берет Ан-124-100 на условиях финансового лизинга. Полная стоимость машины будет покрыта платежами в течение десяти лет, после чего «Руслан» станет собственностью Silk Way Airline. Заур Сананович готов рассматривать и другие условия, включая приобретение авиатехники на условиях операционного лизинга. Речь может идти о дополнительных самолетах типа «Руслан» и Ил-76, как с вторичного рынка, так и вновь собранных на российских заводах. Именно этим обстоятельством объясняется присутствие на подписании соглашения между ИФК и Silk Way президента ОАК.
Подписавшись на «Руслан», азербайджанский перевозчик демонстрирует свой интерес к тяжелым рамповым самолетам российского производства. По мнению нашего собеседника, многие другие авиакомпании по всему миру также заинтересованы в подобной продукции. Особенно, если она предоставляется на выгодных финансовых условиях, в частности – финансового и операционного лизинга. По этой части бакинская авиакомпания намерена развивать отношения с воронежской лизинговой компанией ИФК.
Ранее Silk Way Airline подписалась на пару Ан-178, - новейший рамповый самолет от украинского ГП Антонов. Самолет был впервые показан на авиасалона Ле Бурже 2015. Прототип самолета представлен и на выставке Farnborough 2016. Азербайджанская авиакомпания планирует заместить новым типом устаревшие самолеты Ан-12 с близкими показателями коммерческой загрузки. Silk Way до недавнего времени использовала такие машины, но в настоящее время они больше не летают. Многим самолетам Ан-12 уже более пятидесяти лет. Они уже давно не производятся. Поддерживать Ан-12 в летном состоянии – не просто дорого, но и тяжело в организационном плане, по специально выпущенным бюллетеням. «Думаю, что их время ушло», - считает наш собеседник.
Поблагодарив азербайджанскую авиакомпанию за интерес к услугам российской лизинговой компании и продукции ОАК, президент корпорации Юрий Слюсарь сказал, что интерес к гражданскому варианту новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (которая обозначается Ил-76ТД-90А) проявляют авиакомпании Азербайджана, Алжира и ряда других стран. Выпуск обновленной машины в Ульяновске понемногу возрастает, что создает возможности по обеспечению потребностей в данном продукте со стороны не только МО РФ и других силовых ведомств.
Реализация гражданских версий рамповых военно-транспортных самолетов – один из путей увеличения доли невоенной продукции, отметил Слюсарь. Он напомнил, что к 2025 году доля гражданской продукции в общем объеме выручки ОАК должна увеличиться с 10% до 50%. Самый большой прирост ожидается по линии пассажирских лайнеров, но какую-то часть дадут и рамповые грузовые самолеты семейства Ил-76, сказал Юрий Борисович.
А вот в отношении перезапуска производства «Руслана» на заводе «Авиастар-СП» президент ОАК настроен не столь оптимистично. Подобная техника приобретается штучно, что не позволяет покрыть расходы, необходимые для восстановления производственной линии.