- В условиях спада экономики в России авиатранспортная отрасль также подвергается негативному воздействию. В какой степени кризис затронул планы российских аэропортов в части развития IT-систем?
- Информационные технологии – это фундамент, который позволяет аэропортам работать эффективно, поэтому остановки в развитии или фундаментального отставания от европейских аэропортов мы не видим. В российских аэропортах создана IT-инфраструктура, отвечающая всем мировым стандартам, используются современные технологии, программные продукты и комплексы. Усиливается интерес к внедрению IT-решений помогающих, например, ускорить выполнение таких операций как регистрация и посадка пассажиров на рейсы, или разворот воздушных судов.
К примеру, мы заканчиваем внедрение ряда программных комплексов в одном российском аэропортовом холдинге, причем новые решения в дальнейшем будут использоваться не только в «якорном», но и в остальных аэропортах холдинга. И что действительно интересно – параметры KPI, заложенные в систему, не только соответствуют, но и зачастую превосходят аналогичные показатели европейских аэропортов.
В Московском аэропорту "Домодедово" мы ведем работу над запуском системы контроля доступа пассажиров в стерильную зону – Passenger Access Control. Речь идет не о некоем турникете, как в метро, который либо пропускает пассажира, либо нет. В логику этой системы заложена возможность использования новейших биометрических технологий и решений в области авиационной безопасности и организации пассжиропотоков. Ее аналитический блок позволяет не допускать скопления пассажиров и образования «бутылочных горлышек» в пиковое время работы аэропорта.
Развертывание и использование подобных технологий, записывающих всю информацию о том, кто, как, когда и зачем пропустил пассажира, позволит в будущем избавиться от таких архаизмов как, например, проставление штампов на пунктах контроля. Когда эта технология будет развернута в "Домодедово" на 100%, станет очевидной ее инновационность по сравнению с системами, установленными в европейских аэропортах.
- Но все же нельзя игнорировать тот факт, что снижается пассажиропоток на воздушных линиях. Что в этой ситуации следует предпринять аэропортам и управляющим компаниям?
Да, совершенно очевидно, что началось снижение пассажиропотока. Думаю, сейчас наступает тот самый момент, когда российским аэропортам стоит оглянуться назад, посмотреть, чем занимались в последнее время аэропорты в европейских странах, США, Китае, перенять их позитивный опыт и при этом постараться избежать ошибок.
Также аэропортам нужно будет включиться в конкуренцию между авиакомпаниями, по крайней мере, аэропортам московского авиаузла. А аэропортам, расположенным в регионах, необходимо начинать помогать своим базовым авиакомпаниям конкурировать с железнодорожным транспортом. Для этого нужно, как минимум, перестать воспринимать пассажиров как клиентов авиакомпаний и начать относиться к ним как к своим собственным клиентам. То есть поставить себе задачу удержать рынок и пассажиров в сегменте воздушных перевозок.
- Какие основные IT-решения сегодня используют российские аэропорты?
- Первый уровень IT-систем завязан на работе с пассажирами. Базовая платформа – это система обработки пассажирской информации CUPPS (Common Use Passenger Processing System), которая установлена уже во многих аэропортах России. Она позволяет одновременно регистрировать пассажиров разных авиакомпаний на одной стойке регистрации. Еще одно популярное решение – это автоматизированная система визуального информирования пассажиров аэропорта FIDS (Flight Information Display System).
Следующий уровень – это информационная база аэропорта AODB (Airport Operational Database), которая уже также стала повсеместной. Еще одно интересное решение – это система управления ресурсами. Все больше аэропортов либо уже внедрили эту технологию, либо активно обсуждают ее возможное внедрение.
Во всем мире серьезно занимаются развитием концепции сквозного самообслуживания пассажиров в аэропортах. Технологии самостоятельной регистрации активно развиваются и в крупных российских аэропортах. Сегодня уже есть возможность самостоятельно зарегистрироваться на рейс и даже сдать багаж. Стойки сдачи багажа действительно приобретают популярность и позволяют существенно уменьшить время обслуживания пассажиров. Но технология печати багажной бирки через киоск, повсеместно распространенная в Европе, в России пока отсутствует.
Самая сложная часть концепции, над которой сейчас работают в Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, касается возможности самостоятельного прохождения контроля безопасности и посадки на борт самолета. Тесты, которые мы проводили в московских аэропортах, подтверждают, что время посадки на борт значительно сокращается. Не говоря уже о том, что самостоятельная посадка дает возможность высвободить ресурсы персонала и ускорить оборачиваемость воздушного судна.
Сейчас мы ведем разговоры о дополнительных тестированиях подобного рода решений в различных аэропортах, и не только московских. И мы уверены, что через какое-то время для многих российских пассажиров посадка на борт с помощью автоматических турникетов системы Self Boarding Gate будет настолько же привычной процедурой, как и регистрация через интернет.
- Известно, что SITA активно экспериментирует с новейшими технологическими разработками, такими например как NFC или очки Google Glass, изучая возможности их применения в аэропортах. В какой стадии находятся эти исследования?
- У технологии NFC большое будущее. Мы абсолютно уверены, что посадочный талон не должен быть в виде некоего видимого и считываемого бар-кода. Вся информация может быть записана в смартфон, что, кстати, соответствует стандартам IATA, заложенным в Fast Travel – программу ускоренного прохождения аэропортовых процедур.
Очевидно, что человечество уже не сможет обходиться без смартфонов. Значит, мы можем и должны использовать их правильным образом, в том числе и для создания комфортных условий для путешествия. Более того, мы думаем, что в дальнейшем смартфон будет использоваться и для получения персонализированных сообщений от авиакомпании и аэропорта. С точки зрения обеспечения безопасности сканер, считывающий посадочный талон пассажира, – это эффективное решение. Однако для внедрения процедуры безбумажного прохождения пассажира от регистрации до посадки на борт воздушного судна потребуется внесение определенных изменений в законодательство страны и некоторые подзаконные акты.
Что касается Google Glass, да, мы провели совместный пилотный проект с авиакомпанией Virgin Atlantic. Это был очень интересный эксперимент, который понравился пассажирам. Однако мы пока не готовы говорить о внедрении подобного рода инноваций в промышленную эксплуатацию. Тем не менее, на наш взгляд так называемые носимые технологии прочно входят в нашу жизнь.
- Вы говорите, что будущее за системами самообслуживания, позволяющими самостоятельно пройти все процедуры и зайти на борт воздушного судна. Могут ли в связи с этим в аэропортах будущего появиться, например, роботы-консультанты? Допустим, человек, потерявшийся в аэропорту, смог бы подойти к роботу, задать вопрос и получить на него соответствующий ответ.
- Вполне возможно, что роботы в аэропортах будущего появятся, однако они не смогут заменить людей. Современный аэропорт не превратится в стеклянную коробку с роботами и «роботизированными пассажирами», которые знают куда идти и каким образом пройти ту или иную реперную точку аэропорта.
В то же время, технологии самостоятельной регистрации позволят аэропортам высвободить дополнительные ресурсы. В этом случае агенты, которые сейчас выполняют механическую работу, например, ставят печати на багажные бирки, смогут отвечать на вопроы пассажиров. То есть мы говорим только о том, что использование технологий самостоятельного обслуживания позволит повысить пропускную способность и эффективность работы аэропорта.
- Один из важных аспектов на воздушном транспорте – это обеспечение безопасности. Правительства многих стран используют различные технологии для защиты государственных границ. Расскажите о решениях SITA в сфере обеспечения безопасности перевозок, в том числе в части передачи данных о пассажирах.
- Конечно же, одна из важнейших задач любого государства – обеспечение общественной безопасности. И мы считаем, что государство должно иметь возможность не только получать информацию о пассажирах, но и иметь возможность виртуально отодвинуть свою собственную границу на территорию другого государства.
Наша интерактивная система предварительного сбора информации о пассажирах SITA iBorders Advance Passenger Processing (APP) позволяет еще в аэропорту вылета не допустить к посадке на борт пассажира, нежелательного для приема в стране, в которую он отправляется. Эта система является стандартом для таких организаций как IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), ICAO (Международная организация гражданской авиации) и Всемирная таможенной организация.
Кроме того, эта технология широко востребована авиакомпаниями, потому что благодаря ее использованию решение о допуске пассажира к посадке на борт воздушного судна принимает не авиакомпания, а государство. Таким образом, автоматически с авиаперевозчика снимается ответственность за депортацию пассажира.
Также у нас есть целый ряд решений, разработанных для организации передачи данных внутри авиационного сообщества. Российские авиакомпании и аэропорты смогут оценить их эффективность в 2018-м году в период пиковых перевозок во время проведения Чемпионата мира по футболу.
- На состоявшейся в конце года в Афинах ежегодной Европейской авиационной конференции ICT Forum работала русскоязычная секция. Это ориентация на рынок, признание его перспективности для SITA или что-то другое?
- Сессия «Мировые IT-тенденции: взгляд из России и СНГ» была организована для представителей аэропортов и авиакомпаний не только России, но и стран СНГ. Ее цель – встретиться в чуть более камерной обстановке, чем это происходит на больших конференциях в Москве. Также это прекрасная возможность для европейских и русскоговорящих коллег собраться вместе, лучше узнать об успехах друг друга и поделиться опытом. В этом году мы продолжим организовывать подобные мероприятия.
- Информационные технологии – это фундамент, который позволяет аэропортам работать эффективно, поэтому остановки в развитии или фундаментального отставания от европейских аэропортов мы не видим. В российских аэропортах создана IT-инфраструктура, отвечающая всем мировым стандартам, используются современные технологии, программные продукты и комплексы. Усиливается интерес к внедрению IT-решений помогающих, например, ускорить выполнение таких операций как регистрация и посадка пассажиров на рейсы, или разворот воздушных судов.
К примеру, мы заканчиваем внедрение ряда программных комплексов в одном российском аэропортовом холдинге, причем новые решения в дальнейшем будут использоваться не только в «якорном», но и в остальных аэропортах холдинга. И что действительно интересно – параметры KPI, заложенные в систему, не только соответствуют, но и зачастую превосходят аналогичные показатели европейских аэропортов.
В Московском аэропорту "Домодедово" мы ведем работу над запуском системы контроля доступа пассажиров в стерильную зону – Passenger Access Control. Речь идет не о некоем турникете, как в метро, который либо пропускает пассажира, либо нет. В логику этой системы заложена возможность использования новейших биометрических технологий и решений в области авиационной безопасности и организации пассжиропотоков. Ее аналитический блок позволяет не допускать скопления пассажиров и образования «бутылочных горлышек» в пиковое время работы аэропорта.
Развертывание и использование подобных технологий, записывающих всю информацию о том, кто, как, когда и зачем пропустил пассажира, позволит в будущем избавиться от таких архаизмов как, например, проставление штампов на пунктах контроля. Когда эта технология будет развернута в "Домодедово" на 100%, станет очевидной ее инновационность по сравнению с системами, установленными в европейских аэропортах.
- Но все же нельзя игнорировать тот факт, что снижается пассажиропоток на воздушных линиях. Что в этой ситуации следует предпринять аэропортам и управляющим компаниям?
Да, совершенно очевидно, что началось снижение пассажиропотока. Думаю, сейчас наступает тот самый момент, когда российским аэропортам стоит оглянуться назад, посмотреть, чем занимались в последнее время аэропорты в европейских странах, США, Китае, перенять их позитивный опыт и при этом постараться избежать ошибок.
Также аэропортам нужно будет включиться в конкуренцию между авиакомпаниями, по крайней мере, аэропортам московского авиаузла. А аэропортам, расположенным в регионах, необходимо начинать помогать своим базовым авиакомпаниям конкурировать с железнодорожным транспортом. Для этого нужно, как минимум, перестать воспринимать пассажиров как клиентов авиакомпаний и начать относиться к ним как к своим собственным клиентам. То есть поставить себе задачу удержать рынок и пассажиров в сегменте воздушных перевозок.
- Какие основные IT-решения сегодня используют российские аэропорты?
- Первый уровень IT-систем завязан на работе с пассажирами. Базовая платформа – это система обработки пассажирской информации CUPPS (Common Use Passenger Processing System), которая установлена уже во многих аэропортах России. Она позволяет одновременно регистрировать пассажиров разных авиакомпаний на одной стойке регистрации. Еще одно популярное решение – это автоматизированная система визуального информирования пассажиров аэропорта FIDS (Flight Information Display System).
Следующий уровень – это информационная база аэропорта AODB (Airport Operational Database), которая уже также стала повсеместной. Еще одно интересное решение – это система управления ресурсами. Все больше аэропортов либо уже внедрили эту технологию, либо активно обсуждают ее возможное внедрение.
Во всем мире серьезно занимаются развитием концепции сквозного самообслуживания пассажиров в аэропортах. Технологии самостоятельной регистрации активно развиваются и в крупных российских аэропортах. Сегодня уже есть возможность самостоятельно зарегистрироваться на рейс и даже сдать багаж. Стойки сдачи багажа действительно приобретают популярность и позволяют существенно уменьшить время обслуживания пассажиров. Но технология печати багажной бирки через киоск, повсеместно распространенная в Европе, в России пока отсутствует.
Самая сложная часть концепции, над которой сейчас работают в Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, касается возможности самостоятельного прохождения контроля безопасности и посадки на борт самолета. Тесты, которые мы проводили в московских аэропортах, подтверждают, что время посадки на борт значительно сокращается. Не говоря уже о том, что самостоятельная посадка дает возможность высвободить ресурсы персонала и ускорить оборачиваемость воздушного судна.
Сейчас мы ведем разговоры о дополнительных тестированиях подобного рода решений в различных аэропортах, и не только московских. И мы уверены, что через какое-то время для многих российских пассажиров посадка на борт с помощью автоматических турникетов системы Self Boarding Gate будет настолько же привычной процедурой, как и регистрация через интернет.
- Известно, что SITA активно экспериментирует с новейшими технологическими разработками, такими например как NFC или очки Google Glass, изучая возможности их применения в аэропортах. В какой стадии находятся эти исследования?
- У технологии NFC большое будущее. Мы абсолютно уверены, что посадочный талон не должен быть в виде некоего видимого и считываемого бар-кода. Вся информация может быть записана в смартфон, что, кстати, соответствует стандартам IATA, заложенным в Fast Travel – программу ускоренного прохождения аэропортовых процедур.
Очевидно, что человечество уже не сможет обходиться без смартфонов. Значит, мы можем и должны использовать их правильным образом, в том числе и для создания комфортных условий для путешествия. Более того, мы думаем, что в дальнейшем смартфон будет использоваться и для получения персонализированных сообщений от авиакомпании и аэропорта. С точки зрения обеспечения безопасности сканер, считывающий посадочный талон пассажира, – это эффективное решение. Однако для внедрения процедуры безбумажного прохождения пассажира от регистрации до посадки на борт воздушного судна потребуется внесение определенных изменений в законодательство страны и некоторые подзаконные акты.
Что касается Google Glass, да, мы провели совместный пилотный проект с авиакомпанией Virgin Atlantic. Это был очень интересный эксперимент, который понравился пассажирам. Однако мы пока не готовы говорить о внедрении подобного рода инноваций в промышленную эксплуатацию. Тем не менее, на наш взгляд так называемые носимые технологии прочно входят в нашу жизнь.
- Вы говорите, что будущее за системами самообслуживания, позволяющими самостоятельно пройти все процедуры и зайти на борт воздушного судна. Могут ли в связи с этим в аэропортах будущего появиться, например, роботы-консультанты? Допустим, человек, потерявшийся в аэропорту, смог бы подойти к роботу, задать вопрос и получить на него соответствующий ответ.
- Вполне возможно, что роботы в аэропортах будущего появятся, однако они не смогут заменить людей. Современный аэропорт не превратится в стеклянную коробку с роботами и «роботизированными пассажирами», которые знают куда идти и каким образом пройти ту или иную реперную точку аэропорта.
В то же время, технологии самостоятельной регистрации позволят аэропортам высвободить дополнительные ресурсы. В этом случае агенты, которые сейчас выполняют механическую работу, например, ставят печати на багажные бирки, смогут отвечать на вопроы пассажиров. То есть мы говорим только о том, что использование технологий самостоятельного обслуживания позволит повысить пропускную способность и эффективность работы аэропорта.
- Один из важных аспектов на воздушном транспорте – это обеспечение безопасности. Правительства многих стран используют различные технологии для защиты государственных границ. Расскажите о решениях SITA в сфере обеспечения безопасности перевозок, в том числе в части передачи данных о пассажирах.
- Конечно же, одна из важнейших задач любого государства – обеспечение общественной безопасности. И мы считаем, что государство должно иметь возможность не только получать информацию о пассажирах, но и иметь возможность виртуально отодвинуть свою собственную границу на территорию другого государства.
Наша интерактивная система предварительного сбора информации о пассажирах SITA iBorders Advance Passenger Processing (APP) позволяет еще в аэропорту вылета не допустить к посадке на борт пассажира, нежелательного для приема в стране, в которую он отправляется. Эта система является стандартом для таких организаций как IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), ICAO (Международная организация гражданской авиации) и Всемирная таможенной организация.
Кроме того, эта технология широко востребована авиакомпаниями, потому что благодаря ее использованию решение о допуске пассажира к посадке на борт воздушного судна принимает не авиакомпания, а государство. Таким образом, автоматически с авиаперевозчика снимается ответственность за депортацию пассажира.
Также у нас есть целый ряд решений, разработанных для организации передачи данных внутри авиационного сообщества. Российские авиакомпании и аэропорты смогут оценить их эффективность в 2018-м году в период пиковых перевозок во время проведения Чемпионата мира по футболу.
- На состоявшейся в конце года в Афинах ежегодной Европейской авиационной конференции ICT Forum работала русскоязычная секция. Это ориентация на рынок, признание его перспективности для SITA или что-то другое?
- Сессия «Мировые IT-тенденции: взгляд из России и СНГ» была организована для представителей аэропортов и авиакомпаний не только России, но и стран СНГ. Ее цель – встретиться в чуть более камерной обстановке, чем это происходит на больших конференциях в Москве. Также это прекрасная возможность для европейских и русскоговорящих коллег собраться вместе, лучше узнать об успехах друг друга и поделиться опытом. В этом году мы продолжим организовывать подобные мероприятия.