На фото: Президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, генеральный директор ВСМПО-АВИСМА Михаил Воеводин и генеральный директор АОЗТ «Титановая долина» Артемий Кызласов, в присутствии губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и заместителя председателя Совета директоров ВСМПО-АВИСМА Михаила Шелкова подписывают соглашение о начале реализации проекта по расширению производственных мощностей Ural Boeing Manufacturing в ОЭЗ «Титановая долина».
Рассказывает президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко:
Сегодня, с нашим основным партнером ВСМПО-АВИСМА, мы объявляем о значительном расширении Boeing в России в нашем любимом маленьком свердловском городе Верхняя Салда. Я бы хотел рассказать о сути нашего сегодняшнего объявления и об истории наших взаимоотношений.
В 1992 году после того, как появились новые возможности развития отношений между Западом и Россией, произошел первый контакт между представителями компании Boeing и крупнейшим в мире на то время производителем аэрокосмического титана - корпорацией ВСМПО. Год спустя, в 1993 году, поставщик Boeing - компания Shultz Steel, которая для нас в свое время делала различное количество штамповок и полуфабрикатов, закупила первый слиток, который мы переправили в Лос-Анджелес. Там из российского титана сделали узлы и детали для гражданских самолетов Boeing.
Мы с бывшим директором и основоположником этого сотрудничества профессором Тетюхиным, с моим хорошим другом директором ВСМПО Михаилом Викторовичем Воеводиным считаем, что наше сотрудничество исчисляется с 1997 года. В 1997 году мы подписали большой многолетний контракт между ВСМПО и Boeing и ВСМПО вошло в тройку поставщиков Boeing по производству деталей для гражданской авиации и полуфабрикатов. В основном это были полуфабрикаты. Мы в первую очередь закупали эти детали для самолета Boeing 777, который взлетел в 1995 году. На сегодняшний день это самый успешный проект в области широкофюзеляжной авиации. Мы произвели и продали более 1800 этих самолетов. Почему этот самолет сыграл такую важную роль в этом событии, я расскажу несколько позже.
В 2002 году компания Boeing приняла решение построить широкофюзеляжный самолет из композиционных материалов, а не из алюминия (B787 Dreamliner). В этот момент стало ясно, что основным металлом на этом самолете станет титан. В то время у ВСМПО-АВИСМА уже были программы широкомасштабных инвестиций. Мы очень благодарны ГК «Ростех», которая примерно в то время начала консолидировать активы этого предприятия. Мы очень благодарны частным акционерам, которые в последствии инвестировали огромные деньги в это предприятие. Это стало основой для того, чтобы ВСМПО плавно переместилось с третьего места поставщиков титана на первое. Сегодня ВСМПО поставляет нам более 35% всех титановых изделий и узлов, которые стоят на гражданских самолетах компании Boeing. Мы начали использовать огромное количество штамповок, в том числе и уникальных штамповок для программы Boeing 787.
В 2007 родилась идея развивать наши отношения в области механической обработки. Эта идея связана с тем, что ВСМПО является не только крупнейшим производителем штамповок, но и крупнейшим плавильщиком аэрокосмического титана. В наших очень сложных деталях огромное количество металла уходит в стружку, и у нас была достаточно инновационная идея разработать новое поколение титановых сплавов, которые могли бы использовать большое количество «отходов». Это было бы выгодно и для компании Boeing, и для компании ВСМПО. И эта идея совместного предприятия реализовалась. В 2009 году, мы в присутствии тогда еще председателя правительства РФ В.В. Путина, мы открыли это совместное предприятие. На то время это был один из самых лучших заводов в мире по механической обработке титана. Мы назвали его Ural Boeing Manufacturing. В 2010 председатель правительства В.В. Путин оказал большую честь ВСМПО и Boeing, посетив наше совместное предприятие. Тогда с площадки нашего завода было сделано заявление о том, что может быть имеет смысл создания инновационной особой экономической зоны, которую навали тогда Титановая долина.
Благодаря поддержке руководителя правительства тогда, ныне президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, бывшего губернатора Свердловской области Александра Сергеевича Мишарина и нынешнего руководителя региона Евгения Владимировича Куйвашева эта зона была создана. Она создавалась в непростое время. И сегодня то, что мы объявляем - это огромный скачок развития наших отношений, потому что теперь мы строим и оснащаем второй завод в России, который будет иметь мощности производить в два раза больше деталей для компании Boeing.
Почему для меня это важно и почему мы решили это объявить? В нашей области, в авиации и в космосе оборудование обновляется каждые 10 лет. В 2008 году мы с Михаилом Викторовичем Воеводиным страшно гордились, что у нас самое современное оборудование и то, что мы объявляем сегодня, позволяет мне с гордостью сказать, что оборудование, которое мы уже заказали, позволит построить самый-самый-самый современный завод. Мы уже получили все разрешения американского и российского правительства. Здесь сегодня присутствуют представители американских Федеральных авиационных властей, которые сертифицируют наши детали, и представители МИД. Оборудование, которое мы закупаем, оно действительно самое современное. Этот завод будет иметь мощности примерно в 2 раза больше существующего.
Это расширение связано в основном с двумя факторами. Огромный успех программы Boeing 787 Dreamliner привел к тому, что мы сегодня производим 12 самолетов в месяц. Это самая большая программа в области широкофюзеляжной авиации. Мы публично объявили, что рассматриваем переход на 14 самолетов в месяц. ВСМПО имеет 56 позиций по уникальным деталям на каждом из этих самолетов, 22 тонны сырья, которые мы закупаем в сырье, на каждый самолет, производится в России. Второй фактор - будущее моего любимого самолета Boeing 777. В 1995 году мы взлетели в первый раз. Как известно, самолеты служат примерно 20-25 лет, потом приходит время их менять. Несколько лет назад мы заявили, что начинаем делать новый самолет, который получил название Boeing 777X. Этот самолет, в отличие от самолета 1995 года, будет иметь композитное крыло. Это огромное, самое большое крыло из тех, которые мы делаем сейчас в мире и, т.к. это композит, то это огромная возможность для использования титановых изделий. Алюминий и сталь корродируют с композитами, а титан нет.
На сегодняшний день мы продали 320 777Х, который взлетит еще только в 2018 году, а поставляться будет с 2019 года. В 2015 году на МАКС мы объявили, что ВСМПО в очень серьезной конкуренции с большим количеством поставщиков был выбран в качестве основного поставщика для этого самолета. Вот с этим связано мое сегодняшнее радостное сообщение, что мы расширяем в два раза наш бизнес в России в Свердловской области с ВСМПО-АВИСМА и, одновременно, выходим на совершенно новый уровень по переработке титановых изделий. Будем делать уже не только черновую, но уже и чистовую переработку. Мы будем делать это практически полностью в роботизированном режиме, но, несмотря на это, все равно создадим от 50 до 100 рабочих мест. Только эти места не для рабочих, а для высочайшей квалификации инженеров-операторов, которые будут управлять фактически полностью автоматическим заводом. Благодаря этому расширяем сотрудничество с моим любимым Уральским Техническим университетом имени Ельцина. Его лаборатория делает для нас большое количество исследований. Кстати, все научные исследования мы делаем в рамках совместного научного центра, который был создан еще в Ростехе, который разработал большое количество титановых технологий.
Теперь мы можем производить и закупать на многие-многие сотни миллионов долларов и многие десятилетия детали из самых передовых титановых сплавов, разработанных Boeing и российскими инженерами. Будем делать их в Верхней Салде на ВСМПО-АВИСМА. Объявляю, что Boeing сегодня прописывается в Титановой долине.