1. Гражданские
Включают: 24287 газотурбинных вертолетов и 10266 поршневых (соотношение газотурбинных и поршневых 2,37:1).Интересно, как они распределились по странам и континентам, типам и производителям?
Континентальная география мирового парка гражданских вертолетов
Регион | Доля мирового парка, % | Газотурбинные вертолеты | Поршневые вертолеты |
Северная Америка | 35 | 8400 | 3654 |
Латинская Америка | 13 | 3224 | 1192 |
Европа | 27 | 6770 | 2608 |
АТР | 18 | 3983 | 2102 |
Африка | 5 | 1173 | 635 |
Ближний Восток | 2 | 509 | 37 |
Америка (48% вертолетов) – впереди планеты всей (соотношение 2,3:1). Европа (27%) уверенно занимает второе место (2,6:1). Замыкает тройку призеров Азиатско-тихоокеанский регион (1,9:1). «Чем беднее, – тем «поршневее».
Распределение по странам. Первая десятка стран (ГЕОТОП-10)
Гражданские вертолеты
Место | Страна | К-во | Доля, % | Место | Страна | К-во | Доля, % |
Газотурбинные вертолеты | Поршневые вертолеты | ||||||
1 | США | 6667 | 27 | 1 | США | 3084 | 30 |
2 | РФ | 1881 | 8 | 2 | Австралия | 1084 | 11 |
3 | Канада | 1733 | 7 | 3 | Бразилия | 578 | 6 |
4 | Бразилия | 1234 | 5 | 4 | Канада | 570 | 6 |
5 | Австралия | 778 | 3 | 5 | ЮАР | 566 | 6 |
6 | Италия | 674 | 3 | 6 | Великобритания | 413 | 4 |
7 | Великобритания | 663 | 3 | 7 | Н. Зеландия | 381 | 4 |
8 | Япония | 617 | 3 | 8 | РФ | 339 | 3 |
9 | Мексика | 588 | 2 | 9 | Франция | 311 | 3 |
10 | Франция | 542 | 2 | 10 | КНР | 272 | 3 |
Остальные | 8910 | 37 | Остальные | 2668 | 26 | ||
Всего | 24287 | Всего | 10266 |
Везде (вертолеты с ГТД и ПД) с большим отрывом лидируют США. РФ в категории вертолетов с ГТД – на втором месте (однако, на «пятки» нам наступают: Канада, Бразилия, Австралия). Среди поршневых, Россия – на восьмом месте, а «троица» в обратном порядке: Австралия – вторая, Бразилия – третья и Канада – четвертая. В целом, по гражданским вертолетам мы на третьем месте, вслед за США и Канадой.
Распределение по типам и производителям (ТИПТОП-10)
Место | Вертолет | К-во, ед. | Доля, % | Место | Вертолет | К-во, ед. | Доля, % |
Газотурбинные вертолеты | Поршневые вертолеты | ||||||
1 | Bell206 | 3610 | 15 | 1 | Robinson R44 | 5293 | 52 |
2 | AS350 | 3399 | 14 | 2 | R22 | 2865 | 28 |
3 | МВЗ Ми-8 | 1898 | 8 | 3 | Hughes269 | 1353 | 13 |
4 | Bell407 | 1217 | 5 | 4 | Enstrom280 | 233 | 2 |
5 | MD500 | 1148 | 5 | 5 | Enstrom F-28 |
229 | 2 |
6 | Bell212/412 | 1067 | 4 | 6 | Ка-26 | 141 | 1 |
7 | EC135 | 1021 | 4 | 7 | G2 | 93 | 1 |
8 | AW109 | 963 | 4 | 8 | Sikorsky S-58 |
40 | 0,4 |
9 | AW139 | 643 | 3 | 9 | Sikorsky S-55 |
19 | 0,2 |
10 | Bell UH-1 | 638 | 3 | 10266 | |||
Остальные | 8683 | 36 | Остальные | 0 | |||
Всего | 24287 | Всего | 10266 |
Среди газотурбинных вертолетов бесспорный лидер – американская «любимица» Bell206. На втором месте – европейская «белочка» AS350. Наша Ми-8 на третьем месте, более чем достойный результат для 12-тонной машины. Нужно отметить 4-е место заменщика «любимицы» – Вell407, 7-е место легкого двух двигательного ЕС135 и 9-е место «середняка» AW139. Среди поршневых – абсолютное преимущество принадлежит R44 – более 50% парка, а вместе с R22 – 80%. Отличный результат, отодвигающий другие поршневые – на второй план.
Поставки гражданских вертолетов (Обратите внимание на поставки вертолетов в первом полугодии 2014 г. и 2015 г.)
Поставки газотурбинных вертолетов
Поставки 1-е полугодие 2014 года | Поставки 1-е полугодие 2015 года | ||
Airbus | 34% | Airbus | 34% |
Bell | 17% | AgustaWestland | 20% |
AgustaWestland | 17% | Bell | 19% |
Robinson | 11% | Robinson | 12% |
Sikorsky | 6% | Sikorsky | 5% |
Остальные | 15% | Остальные | 9% |
Всего | 427 ед. | Всего | 329 ед. |
Поставки поршневых вертолетов
Поставки 1-полугодие 2014 года | Поставки 1-е полугодие 2015 года | ||
Robinson | 92% | Robinson | 83% |
Guimbal | 5% | Guimbal | 15% |
Schweizer | 3% | 13% | |
Остальные | % | Остальные | 2% |
Всего | 153 ед. | Всего | 119 ед. |
На фоне общего падения поставок в секторе газотурбинных вертолетов (на 22,9%) основные производители сохранили свои позиции. Из перемен можно выделить лишь смену мест AgustaWestland и Bell. Аналогичная картина с поршневыми вертолетами. При падении поставок (на 22,2%), только Guimbal сумел втрое увеличить свою долю, потеснив самого Robinson(а).
2. Военные вертолеты
Континентальная география мирового парка военных вертолетовРегион | Доля мирового парка, % | Газотурбинные вертолеты |
Северная Америка | 30 | 6297 |
Латинская Америка | 6 | 1346 |
Европа | 25 | 5220 |
АТР | 25 | 5342 |
Африка | 7 | 1462 |
Ближний Восток | 7 | 1426 |
В категории военных вертолетов традиционно лидирует Америка, но с меньшим отрывом (36%), при этом соотношение гражданских и военных газотурбинных вертолетов составляет 1,52:1. У Европы, которая (с 25%) уступила второе место АТР (25%), соотношение (1,3:1). В Азиатско-тихоокеанском регионе преобладают военные (0,74:1), в Африке - (0,8:1) и на Ближнем Востоке - (0,36:1). «Чем богаче, чем civil-зованнее».
По странам среди военных вертолетов, как и среди гражданских, с большим отрывом лидируют США (почти 30%). РФ занимает второе место (6%). Однако нас уже подпирает КНР (4%). Среди вертолетов наши Ми-8 и Ми-24 уверенно соперничают с UH-60 и AH-64 соответственно.
Место | Страна | К-во | Доля, % | Место | Вертолет | К-во | Доля, % |
Военные вертолеты | Военные вертолеты | ||||||
1 | США | 6131 | 29 | 1 | Sikorsky S-70/SH/UH-60 |
3621 | 17 |
2 | РФ | 1324 | 6 | 2 | МВЗ Ми-8/17 | 2637 | 12 |
3 | КНР | 922 | 4 | 3 | Bell UH-1 | 1441 | 7 |
4 | Юж. Корея | 683 | 3 | 4 | Boeing AH-64 | 1111 | 5 |
5 | Япония | 678 | 3 | 5 | МВЗ Ми-25/35 | 917 | 4 |
6 | Индия | 664 | 3 | 6 | Boeing CH-47 | 882 | 4 |
7 | Франция | 610 | 3 | 7 | Bell 212/412 | 740 | 4 |
8 | Турция | 445 | 2 | 8 | MD500 | 738 | 3 |
9 | Италия | 415 | 2 | 9 | Bell 206 | 652 | 3 |
10 | Германия | 361 | 2 | 10 | Bell OH-58 | 604 | 3 |
Остальные | 8881 | 42 | Остальные | 7771 | 37 | ||
Всего | 21114 | Всего | 21114 |
Что касается военных поставок, на фоне более резкого, чем гражданских машин, падения (на 57,5%), ведущие вертолетостроители удержали свои позиции.
Поставки 1-е полугодие 2014 года | Поставки 1-е полугодие 2015 года | ||
Sikorsky | 24% | Sikorsky | 25% |
Вертолеты России | 20% | Вертолеты России | 22% |
Boeing | 15% | Bell | 13% |
Airbus | 9% | Airbus | 9% |
Остальные | 32% | Остальные | 32% |
Всего | 475 ед. | Всего | 202 ед. |
Насколько долго сохранится установившийся баланс сил? Смогут ли организационные перемены в отрасли изменить сложившуюся расстановку? Ответы на эти и другие вопросы мы получим в ближайшее время. «Не за горами»– подведение итогов года мирового вертолетного хозяйства. HeliExpo 2016 поможет уловить перемены. А пока, вместе с падением цен на нефть мировой парк вертолетов продолжает тормозить…
Хочется надеяться, что эти таблицы мирового парка вертолетов Вам пригодятся.