Matthys Serfontein, вице-президент SITA Airport Solutions Line; Dave Bakker, президент SITA Europe; Susan Brown, PR-директор SITA
НАСТУПИЛИ ХОРОШИЕ ВРЕМЕНА ДЛЯ IT-ДИРЕКТОРОВ
Инвестиции аэропортов в IT составили $7,8 млрд
Расходы аэропортов на IT возросли на 5,82% от дохода в 2014 году, по сравнению с 4,41% от дохода в 2013 году. С увеличением доходов аэропортов, общие расходы на IT возросли до 37% с 2013 года и достигли $7,8 млрд.
Что подчеркивает растущее значение технологий для аэропортов в достижении своих бизнес-целей и обработки растущего спроса на авиаперевозки. За прошедшие три года совокупный рост годового бюджета (CAGR) составил 16,4%, что значительно превысило рост доходов на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По сравнению с 2014 годом, бюджет 74% IT-директоров (CIO) аэропортов вырос. По расчетам, общие затраты на IT к концу 2015 года составят 6.25% от дохода ($8,7 млрд). Более того, прогнозируется, что в 2016 году увеличится бюджет у 64% компаний.
ВСЕ БОЛЬШЕ АЭРОПОРТОВ ДЕЛАЮТ СТАВКУ НА IT-ИННОВАЦИИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
Куда IT-директора вкладывают свои деньги?
Как и в предыдущие годы, большинство аэропортов (73%) ставят задачу по обработке данных пассажиров в качестве приоритета для инвестиций в сфере IT. Данный показатель вырос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (59%), что указывает на выросшую степень загрузки аэропортов, в связи со значительным увеличением пассажиропотока.
Второе основное направление в сфере IT-инвестиций относится к аэропортовой деятельности, такой как, обслуживание воздушных судов, действия пассажира в зонах контроля и отслеживание ресурсов. Это является главным приоритетом для 40% аэропортов, а для 42% - вторым по значимости.
Существует распространенное мнение, что все больше аэропортов направляют усилия на решение основных проблем пассажиров. 84% аэропортов видят это направление в качестве главного или же второго по значимости для инвестиций в IT, по сравнению с 76% за аналогичный период прошлого года.
УЛУЧШАЕМ ДЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРА
Воздушные гавани активно инвестируют в сферу обработки данных пассажиров также с целью управления пропускной способностью для того, чтобы пассажиру было приятно находиться в аэропорту.
Данные опроса показывают, что аэропорты по всему миру внедряют технологии, которые позволяют не только ускорить обработку данных, снизить очереди и сделать пассажиров более информированными, но при этом еще и получать дополнительный доход.
УСКОРЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
В 2015 году примерно два из пяти пассажиров приезжают в аэропорт, предварительно зарегистрировавшись. Для тех же, кто не успел или не смог это сделать заранее, отличными помощниками становятся киоски самостоятельной регистрации. Сегодня такие киоски доступны практически повсеместно – они размещены в девяти из десяти аэропортов. В 2014 году этим оборудованием располагали только 75% аэропортов.
Установка в аэропортах киосков саморегистрации с расширенным функционалом, предназначенных не только для регистрации на рейс, приобретает все более широкое распространение в мире. В частности, сегодня 42% аэропортов предлагают пассажирам воспользоваться услугами киосков для самостоятельной печати багажных бирок. При этом багаж с наклеенными бирками пассажиры могут сдавать также без помощи персонала. И это более быстрая процедура, чем традиционный способ сдачи багажа сотруднику на стойке регистрации. Терминалы сдачи багажа доступны в каждом втором аэропорту мира.
СОКРАЩЕНИЕ ОЧЕРЕДЕЙ УЛУЧШАЕТ ПАССАЖИРОПОТОК
Ускоренная регистрация пассажиров и багажа решает одну проблему, но может привести к более длинным очередям на следующем пункте пропуска. Для более эффективного управления потоком через терминал , аэропорты используют или планируют внедрить технологии датчиков, таких как маячки, чтобы в течение трех лет отследить основные точки движения пассажиров до выхода на посадку. Фактически, уже 30% аэропортов связывают дальнейшие инвестиции с данными технологиями в течение ближайших 3 года.
Как правило, такие датчики размещены в пунктах контроля и предполетного досмотра (у 17% аэропортов уже в наличии, 44% аэропортов планируют оснащение к 2018 году). Только в 6% аэропортов, реализовали данную технологию, начиная с зоны регистрации. Данные исследования показывают, что в течение лет 55% аэропортов внедрят такие датчики.
Внедрение датчиков для отслеживания процессов в таких зонах, как получения багажа, сегодня практически не осуществлено. Чуть более одной трети аэропортов планируют внедрить данную технологию к концу 2018 года , в то время, как большинство аэропортов до сих пор ориентировано на инвестирование в обслуживание вылетающих пассажиров.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ «DAY OF TRAVEL»
Технологии датчиков позволяют аэропортам не только эффективнее управлять очередями и следить за передвижениями пассажиров. Воздушные гавани внедряют данные технологии в сочетании с мобильными приложениями, дабы пассажир мог воспользоваться информационной услугой «day of travel» в реальном времени.
Уведомление о статусе рейса уже является стандартной функцией мобильных приложений аэропортов. Также в течение трех лет количество предоставляемых услуг приложений расширится.
В частности, 61% аэропортов введут услугу навигации по терминалу к 2018 году, уведомления о времени в очереди в пунктах контроля, предполетном досмотре или наличии парковки планируют ввести 58% аэропортов.
Также многие аэропорты планируют монетизировать свои вложения в мобильные приложения путем расширения источников дохода. Например, 57% аэропортов хотят ввести предложения скидок и акций от своих ритейлеров в мобильном приложении, 41% введет покупку аэропортовых услуг, таких как парковка и доступ в lounge-зону. 42% аэропортов будут поддерживать эти нововведения через безналичный расчет в мобильном приложении.
МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ПРЕДЛАГАЮТ ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ
Все больше инноваций приходит через мобильные устройства, которые появятся в аэропорту уже через 3 года. Около 1/3 аэропортов планируют провести оценку, по крайней мере, одной из данных технологий к концу 2018 года, в то время, в то время, как 14% аэропортов начнут пользоваться данной технологией.
Самыми привлекательными для аэропортов стали «умные часы». 22% аэропортов планируют поэкспериментировать с данным гаджетом в течение 3 лет. Всего 7% аэропортов заинтересованы в «умных очках».
СЛАЖЕННАЯ РАБОТА АЭРОПОРТА
66% аэропортов будут использовать метод «совместного принятия решений» к концу 2018 года
Продолжающийся рост воздушного движения оказывает серьезное давление на инфраструктуру и гладкую работу аэропорта. Планы аэропорта по IT-инвестициям проливают свет на то, как смарт-технологии позволяют оптимизировать работу персонала и других ресурсов.
Например, около половины аэропортов (48%) реализуют отслеживание транспорта и других подвижных средств с использованием GPS-карт в течение ближайших трех лет, в то время как 29% аэропортов планируют создать виртуально-интегрированный Центр контроля аэропортовых операций (Airport Operations Control Center - AOCC), чтобы улучшить осведомленность ежедневных задач.
ПРИНИМАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ БЫСТРЕЕ
Совместное принятие решения (Collaborative Decision Making - CDM) стало очень важной темой, и уже около трети аэропортов, на сегодняшний день, применяют этот метод на локальном уровне, еще 34% аэропортов планируют ввести это к концу 2018 года.
Более расширенная версия, известная как Airport-CDM (A-CDM), где аэропорт подключен к системам регионального центра управления воздушным движением, авиакомпаний и другим системам, также будет включена в деятельность 34% аэропортов в течение ближайших трех лет. На сегодняшний день она есть используется в 14% аэропортов.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА
Использование мобильных устройств стало обычным явлением для персонала, работающего с пассажирами, в аэропорту, особенно в лобби и зоне вылета, где уже более трети аэропортов внедрили использование планшетов, смартфонов, и также специализированных портативных гаджетов.
Ранее специализированные портативные устройства в основном использовались в зонах управления багажом, обслуживания воздушного судна, но сейчас им на смену пришли смартфоны и планшеты, которые позволяют персоналу не только выполнять задачи, но и оставаться информированным.
Например, на сегодняшний день персонал в 21% аэропортов использует специализированные портативные устройства в обслуживании воздушного судна, в то время, как всего 9% использует смартфоны.
Однако, к концу 2018 года уже в 24% аэропортов персонал будет использовать смартфоны, а специализированными портативными устройствами будет пользоваться персонал 18% аэропортов.
УПРАВЛЕНИЕ НЕШТАТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Мобильные устройства стали необходимым инструментом для персонала во время нештатных ситуаций или особых операций. К концу 2018 года 6 из 10 аэропортов внедрят использование мобильных устройств для доступа к приложениям и информации (инструкции) во время нештатной ситуации.
ОТ ИДЕИ К РЕАЛЬНОСТИ
В целом, результаты обзора показывают, что операторы аэропортов в течение ближайших трех лет будут стремиться развивать концепцию «умных аэропортов».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЫ ДАННЫХ
Решающее значение для достижения успеха будут захватывать данные из сенсорных технологий для управления в режиме реального времени бизнес-аналитики и аналитики. До сих пор большинство аэропортов сосредоточили свои бизнес-аналитики (BI) инициативы по оптимизации доходов и сегодня 36% из аэропортов с использованием данных для этой цели.
Тем не менее, в центре внимания смещается. Аэропорты хотите использовать BI инструментов мониторинга пассажиропотока, и более эффективно развернуть персонал и активы, в том числе способностью использовать данные об операциях воздушных судов. В течение следующих трех лет, 55% аэропортов планируется BI инициатив, используя данные пассажиропотока и 43% от контроля ресурсов аэропорта и активов.
БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЦЕННОСТЬ
Данный пункт подходит только тем аэропортам, которые инвестируют в BI. Большинство аэропортов (68%) ощущают значительный прирост дохода от более эффективного контроля перемещения ресурсов и персонала. 49% аэропортов видят огромную ценность в использовании BI, дабы увеличить доходы.
ДАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Огромное давление на IT-инфрастуктуру аэропортов окажут новые киоски, гаджеты и системы для обработки данных пассажиров.
Сегодня среди пассажиров растет спрос только на бесплатный Wi-Fi при входе в терминал, а завтра ожидания возрастут до роуминга среди Wi-Fi сетей и межу Wi-Fi и сотовой сетью.
Около четверти аэропортов повышают стандарты Wi-Fi (Hotspot 2.0), чтобы удовлетворить растущий спрос, а 41% аэропортов только оценивают данную программу.
IT ПО ТРЕБОВАНИЮ
Аэропорты также проявляют значительный интерес в доступности IT-ресурсов быстро и по требованию через «облачные сервисы», нежели через целую IT-инфраструктуру, занимающую огромное пространство на сервере. В настоящее время 45% аэропортов инициировали «облачный подход», а 34% только тестируют.
ФОКУС НА КИТАЙ
77% основных аэропортов Китая считают инвестиции в обработку данных пассажиров основными.
ИНВЕСТИЦИИ В IT ПРОДОЛЖАЮТ РАСТИ
Китай активно инвестирует в технологии для улучшения условий пассажира в аэропорту. Данные опроса, сделанного в этом году, показывают, что расходы на IT, в процентном соотношении от выручки, сократились до 4,6% против 5,3% в 2012 году.
Тем не менее, доходы аэропортов увеличились на 11,8% в 2014 году, а расходы основных аэропортов Китая на IT превысили $500 млн в 2014 году, по сравнению с ростом в 7,4% в 2012 году.
В 2014 году 76% китайских респондентов заявили об увеличении бюджета, по сравнению с 64% во всем мире. В результате, IT-директорf аэропортов Китая находятся в более выгодном положении, по отношению к остальным.
То же количество респондентов заявило об увеличении и в этом году, что на 2% больше, чем в остальном мире. И в то время как 2016 год не внушает большого оптимизма, тем не менее ни одна из китайских IT-директоров не ожидает сокращения бюджета.
ПЕРВЫЙ - ПАССАЖИР
В данном обзоре основной акцент сделан на улучшение условий нахождения пассажира в аэропорту. На самом деле 77% аэропортов Китая оценили обработку данных пассажира в качестве главной задачи, что гораздо больше, чем в за аналогичный период прошлого года (53%)
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
За несколько лет аэропорты Китая сильно продвинулись в сфере самообслуживания и сегодня стойки саморегистрации развернуты во всех крупных аэропортах страны (91%).
В центре внимания сейчас расширение возможностей самообслуживания, в том числе и услуга самостоятельной регистрации багажа.
45% аэропортов предлагают киоски с возможностью печати багажных бирок, а в ближайшие три года данная услуга станет доступной в 77% аэропортов Китая.
Услуга по самостоятельной регистрации багажа до сих пор является новым понятием на китайском рынке, однако 45% аэропортов уже испытывают данный метод.
В течение ближайших трех лет, большинство из этих нововведений останутся в аэропорту на постоянной основе. Респонденты указывают, что 81% аэропортов будет предлагать помощь в регистрации багажа к концу 2018 года.
Аэропорты Китая также расширяют возможности самообслуживания путем инвестирования в автоматические пункты выхода на посадку. В 2013 году только в 8% аэропортов была внедрена данная технология, в этом году показатель поднялся до 23%, а к 2018 году прогнозируется увеличение до 68% аэропортов.
ОЦЕНИВАЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Сенсорные технологии, в частности, маячки, привлекают все большее внимание на мировом уровне. Они являются необходимым инструментом в реализации новых мобильных услуг.
Учитывая высокую распространенность мобильных устройств среди китайских пассажиров неудивительно, что заинтересованность аэропортов по внедрению датчиков также высока. 33% аэропортов всерьез планирует крупные проекты и еще 52% экспериментируют на R&D уровне.
Тем не менее, аэропорты Китая делают значительные инвестиции в мобильные приложения.
Услуга уведомления о статусе рейса уже широко распространена в аэропортах (77%), а к 2018 году планируется ввести ее во всех мобильных приложениях.
В течение 3 лет 67% аэропортов также планируют ввести в мобильное приложение услуги по навигации по терминалу и счетчик времени ожидания в очереди.
«УМНЫЙ АЭРОПОРТ»
Прежние исследования показали высокую ориентированность в подготовке аэропорта к возможности справляться с быстрым ростом авиаперевозок и эффективнее использовать ограниченное воздушное пространство.
Многие аэропорты достигают этой цели. Например, CDM уже внедрили 62% аэропортов, а к концу 2018 года этот показатель возрастет до 95%.
Улучшение распределения ресурсов, путем отслеживания транспортных средств и других мобильных ресурсов, вошло в стандартную практику аэропортов, а в ближайшие 3 года это будет введено в 90% аэропортов.
Ключевым фактором создания «умного аэропорта» является сбор и использование полученных данных для принятия решения. Большинство ведущих аэропортов полагаются на бизнес-аналитику в таких областях, как мониторинг пассажиропотока (82%) и аэропортовые операции (73%).
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Несмотря на улучшения операционной деятельности, задержки рейсов по-прежнему являются обычным явлением авиаперелетов в Китае, поэтому аэропорты используют социальные сети и мобильные приложения, чтобы снизить уровень недовольства пассажиров.
62% ведущих аэропортов присылают уведомления о сбоях в работе через социальные сети, а в ближайшие три года этим будут этот показатель увеличится на 33%. В то время, как 85% аэропортов будут предоставлять услуги по повторному бронированию через мобильное приложение.
«ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ»
Аэропорты Китая уделяют много внимания «облачным сервисам», в качестве построения эффективной IT-инфраструктуры. Результаты исследования показывают, что 85% ведущих аэропортов страны в течение ближайших трех лет планируют инвестировать в «облачные сервисы».
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
12 ежегодное исследование Airport IT Trends Survey продолжает доказывать свою эффективность в мировой аэропортовой индустрии. Исследование позволяет аэропортам следить за нововведениями в отрасли. Также, благодаря этому исследованию, аэропорты могут оценить технологические тренды, а также определить дальнейшую стратегию развития.
Исследование проходило во второй половине 2015 года и концентрировалось топ-менеджеров по IT на мировых аэропортов. В этом году результаты опроса получены от 101 респондента, которые представляют точку зрения более 223 аэропортов.
ПРОФИЛИ РЕСПОНДЕНТОВ
Аэропорты, участвующие в исследовании этого года представляют 37% мирового траффика (источник: ACI passenger traffic data) или 2,35 млрд пассажиров, 43% респондентов представляют аэропорты, которые входят в ТОП-100 по доходу.
Ответы из материковой части Китая этом году представляют 61% от общего пассажиропотока страны, что позволило представить основные тенденции быстрорастущего и важного рынка.
Обратное сравнение с результатами опубликованного в 2013 году исследования не рекомендовано, поскольку методика исследования была другой.
перевод AEX.RU