У этого вертолета много имен и прозвищ. «Горбатый», «Полосатый»… и даже «Дьявольская колесница». Но мне ближе – «Крокодил», который отражает саму суть боевого вертолета: «съест и не подавится». О «крокодилах» написано немало. Заслужили, чтобы о них писали, писали много и по-доброму.
После появления, в 70-х теперь уже прошлого столетия, «крокодилы» перевернули мир вертолетов. Но до сих пор, спустя «полвека», не перестают удивлять мировое сообщество. Даже сегодня в грозной компании «Апачей», «Кобр», «Тигров», «Акул»-«Аллигаторов» «Крокодил» не затерялся, напротив, выглядит достойно. Специалисты и фанаты западных боевых вертолетов с камерами и фотоаппаратами бегают за ним, с завистью и симпатией разглядывая новые модели.
Так уж сложилась, что вся моя жизнь прошла рядом с «крокодилами». На моих глазах они взрослели, учились летать, набирались опыта, воевали в самых разных уголках мира. Чего стоят десять лет Афганистана или Чечня?! Из «угловатого и беспомощного» «Крокодил» превратился в настоящего «бойца», наводящего ужас на врагов и вселяющего уверенность в своих. Все было. И радость, и горе. Но побед было больше, чем неудач.
Вертолет постоянно менялся и достиг своего расцвета. Сегодня «крокодилы» не уступят никому по боевым возможностям, а в ближнем, «кинжальном» бою им нет равных. Вертолет быстрый (рекорд скорости полета), маневренный, обладает достаточной огневой мощью, живучий, надежный, в отличие от соперников, располагает грузовой кабиной.
До совершенства доведены технологии производства. Система сопровождения эксплуатации и ремонта прошла испытания в самых суровых условиях применения и доказала свою состоятельность. Наконец, это удивительно красивая машина. Его легко узнать по особому почерку, каким он расписывает в небе фигуры высшего пилотажа. Поэтому вполне закономерно желание проследить и запечатлеть этот нелегкий «жизненный» путь.
Как это сделать? Если варианты вертолета увязать со шкалой времени, получится некая картинка, похожая на дерево. Дерево – это способ посмотреть на эволюцию программы в динамике. Здесь нет оценок эффективности той или иной модели, здесь – движение конструкторской мысли. Достаточно взглянуть и увидеть, как «растекалась она по древу», как металась, билась в том, или ином направлении, как мысли наступали, или отступали под давлением обстоятельств, активизировались (частота кружочков возрастает), или замедлялись. Чем проще путь, тем талантливее создатели. Сложнее, запутаннее дорога эволюции, тем отчетливее проступает неумение вычленить главное. Чем стройнее дерево, тем лучше состояние – нет ничего «лишнего». Дерево – это еще и оценка здоровья программы.
Условно эволюцию можно разделить на три этапа: начальный; становления; поиска нового содержания. На начальном этапе шло накопление знаний, опыта, энергии. Достигнув критической массы, варианты разделились на отдельные ветви: основные (красные, оранжевые кружочки), специальные (желтые), учебно-тренировочные (зеленые) и экспортные (черные).
На этапе становления набирал обороты процесс модернизации основных типов («В» и «П»), появлялись специальные варианты («К», «Р», и т.п.) и экспортные копии. С переменным успехом эволюция шла по двум главным направлениям параллельными курсами, соревнуясь, словно пытаясь ответить на вопрос, что лучше «пулемет или пушка»? В конечном итоге, все вернулось на круги своя. И наконец, поиск нового содержания. Новые политические, экономические, оперативные… условия, заставили взглянуть на программу под другим углом.
К сожалению, не обошлось без казусов. Впервые за всю историю появился сначала экспортный вариант (35М), и лишь затем (с тем же обозначением) «перекочевал» в наши вооруженные силы, нарушив сложившуюся годами систему обозначений и совершенно запутав наблюдателей…
Можно еще долго говорить о тех или иных вариантах, задавать вопросы, а что если бы. Случалось так, как случилось. Дерево выросло. Оставляю его Вам на обсуждение. Но программа «крокодилов» не завершена. Сегодня разрабатываются новые, я бы даже сказал, неожиданные модификации, о которых мы узнаем в самое ближайшее время.
Подводя некий итог, можно с уверенностью говорить, достойная эволюция! «Крокодил» открыто и честно, не в тиши кабинетов, а на поле брани, заслужил право защищать свою Родину, Родину вертолетов, и не только… Он до сих пор остается основным боевым вертолетом многих армий мира. «Крокодил» еще не спел свою «лебединую песню», значит, полетает – повоюет.
фото: Р.Гусаров