18 июня 2013 года на Парижского авиасалоне состоялась торжественная церемония передачи первого самолёта Sukhoi Superjet 100 мексиканской авиакомпании Interjet. В церемонии приняли участие представители SuperJet International (SJI) – совместное предприятие Alenia Aermacchi (компании Finmeccanica) и ОАО «Компания «Сухой» (ОАО «ОАК»), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), Минпромторга РФ и ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».
«Мы рады объявить о таком значительном достижении в рамках Парижского авиасалона», - сказал Назарио Каучелья, президент SuperJet International. “На протяжении нескольких последних месяцев мы тесно работали с нашим заказчиком, авиакомпанией, которая является второй крупнейшей авиакомпанией Мексики». В свою очередь президент Interjet Луис Гарза отметил: «Мы счастливы, получить наш первый SSJ100 и участвовать в главном международном авиашоу Европы». Он также уточнил, что самолет начнет коммерческие полеты в Мексике в ближайшее время. «Мы полностью уверены в нашем выборе, так как SSJ 100 идеально подходит для внутренних маршрутов средней протяженности. Он также будет способствовать поддержанию наших услуг на высоком уровне, предлагая комфорт магистрального лайнера при сниженных эксплуатационных затратах и гибкости на региональных рынках», - сказал Луис Гарза .
Как отмечали участники церемонии, данный самолет представлен на Ле Бурже с эксклюзивным интерьером, разработанным компанией Pininfarina, в конфигурации на 93 пассажирских места (с шагом кресел - 34 дюйма) в соответствии с высокими стандартами, которые предъявляет авиакомпания Interjet к комфорту пассажиров. Самолёт был покрашен в Венеции на производственных мощностях SuperJet International, там же был и установлен интерьер.
Интерьер действительно добротный и более комфортный, нежели устанавливаемый для отечественных заказчиков Суперджета. Вот только не совсем понятно, в чем его эксклюзивность, о которой постоянно говорили представители российской делегации. На мой взгляд, качественный, современный салон, такой же, какие устанавливаются на серийные самолёты Боинга и Эйрбаса. Может уникальность в мониторах под багажными полками? Да, для отечественного авиапрома это до сих пор является признаком эксклюзива, а для западного – обыкновенная опция. Впрочем, благодаря итальянским партнерам и компании Pininfarina это лучший интерьер отечественного самолёта, который мне приходилось видеть. Но я бы посоветовал ГСС обратить внимание и на отечественные компании-производители авиационных интерьеров. Они очень быстро прогрессируют и отечественный интерьер, поставленного недавно на Кубу самолёта Ан-158 от российской компании Русавиаинтер, нисколько не уступает итальянскому.
Самая интересная новость, что авиапарк SSJ 100 авиакомпании Interjet будет поддержан SuperJet International при помощи программы SuperCare «летный час»: это специально созданный продукт послепродажной поддержки, который позволяет самолету летать с минимальными инвестициями. Склад запчастей, находящейся в Форт Лодердейле (США) будет обеспечивать потребности в запасных частях в Америке». Наконец мы услышали о существенных шагах в направлении создания системы постпродажного обслуживания. Жаль только, что и этот вопрос мы «решаем» не создавая собственную систему поддержки, а адресуем это нашим итальянским партнерам.
По информации компании, данная программа финансируется при поддержке экспортных агентств Италии, Франции и России. А именно: «SACE, COFACE VEB/EXIAR обеспечили дальновидный подход к такой важной сделке, которая открывает дорогу SSJ 100 на западный рынок», - говорится в пресс-релизе ГСС.
И это было не единственным событием на авиасалоне, связанным с самолётом Sukhoi Superjet 100. Накануне, 17 июня, ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписали соглашение об основных условиях поставки 20 самолетов Sukhoi Superjet 100. Соглашение предусматривает организацию финансирования лизинга со стороны ИФК 15-и самолетов в базовой модификации SSJ100/95B для заказчиков в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Еще 5 самолетов новой модификации RRJ-95LR с увеличенной дальностью полета ОАО «ИФК» планирует приобрести для дальнейших поставок в лизинг потенциальным заказчикам. Поставки данных воздушных судов должны начаться в 2015 году. Финансировать поставку планируется через программу Правительства России о финансовой (гарантийной) поддержке экспорта высокотехнологичной промышленной продукции. Эти гарантии предоставляются российским Правительством банкам, кредитующим покупателей российской продукции. Ожидается, что на авиасалоне МАКС-2013 данное соглашение будет переведено в твердый контракт.
А на следующий день после передачи самолёта компании Interjet, 19 июня, ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и компания AeroLease (лизинговая компания Бахрейна), специализирующаяся на лизинге воздушных судов и оборудования, подписали Соглашение о намерениях: о финансировании и/или лизинге существующих или будущих сделок по приобретению самолетов Sukhoi SuperJet 100.
Вообще, ажиотажа вокруг Суперджета было много. Во всяком случае, российская делегация сделала для этого все возможное. Да и российское представительство на Ле Бурже было заметным. В первую очередь, благодаря участию в летной программе боевых машин Су-35 и Ка-52. Однако сам Суперджет в небо над Ле Бурже не поднимался. Его же соседи по статической стоянке Aibus А380, A400, Boeing 787 Dreamliner и даже украинские Ан-70 и Ан-158 делали это с завидной регулярностью. И только Суперджет стоял недвижим как «памятник». Поэтому нам оставалось лишь довольствоваться видами нового самолёта, «пришвартованного» к наземной инфраструктуре.
p.s. Лично у меня создалось впечатление, что вся кампания российского пиара на авиасалоне была направлена лишь на то, чтобы как-то отчитаться перед руководством страны о проделанной работе, а не на продвижение продукта на европейский рынок. И этот рынок отвечает взаимностью – мы вернулись с очередного авиасалона так и не продав ни одного самолёта. А в это время Боинг и Эйрбас заключили на Ле Бурже контрактов более чем на 60 млрд. долларов каждый. Для сравнения – годовой оборот ОАК сегодня в районе 6 млрд долларов США. Вот такая печальная арифметика.
фото автора