Европейский производитель геликоптеров Eurocopter не только широко известен во всем мире, но и на просторах Российской Федерации Еврокоптеры уже не редкостью. Неоднократно наблюдал процесс медицинской эвакуации пострадавших в ДТП вертолетами EC145 МЧС России. Считаю, что это самый удобный и приспособленный вертолет для подобных целей, особенно в плотно застроенных городских кварталах. Вертолёты EC120, EC135, EC145, AS350/355 сегодня эксплуатируются в МЧС, Газпромавиа, ЮТэйр. Последняя стала стартовым заказчиком нового семитонного вертолета EC175, поставки которого начнутся в 2014 году. Надеемся протестировать его, как только эти машины начнут поступать в авиакомпанию.
Ещё один интересный факт – учебный цент ЮТэйр является единственным в мире учебным центром по подготовке персонала по программам Eurocopter, не принадлежащий европейскому концерну. Также, на базе авиакомпании в Тюмени действует авторизованный сервисный центр.
Продуктовая линейка вертолетов Eurocopter широка. Я насчитал 16 модификаций в 8 семействах вертолетов, от лёгкого EC120 Colibri, до тяжелого EC225 Super Puma. На начало 2013 года заказчикам из 148 стран мира поставлено свыше 17000 единиц, и сегодня Еврокоптеры составляют практически третью часть мирового парка вертолетов.
В целом, рассказывать о вертолётах Eurocopter можно долго. Поэтому сегодня остановимся лишь на одной модели - новинке ЕС130 Т2. Это легкий однодвигательный вертолет, с невероятно просторной для своего класса кабиной, которая рассчитана на 1 пилота и 6-7 пассажиров.
4 кресла в ряд - ощущение необычное, будто ты сидишь не в маленьком вертолете, в широком салоне микроавтобуса. Семь разногабаритных участников полета, включая тест-пилота Eurocopter, разместились в кабине с неплохим комфортом. Кресла установлены с большим шагом, что позволяет комфортно расположиться даже пассажирам солидной комплекции. Первое утверждение оказалось верным – вертолет комфортен. ЕС130 Т2 оснащается регулируемыми энергопоглощающими сиденьями.
Садиться в этот «автобус» очень удобно – распашные передние и большие сдвижные задние двери открывают перед вами огромный проем, в который ты не «влезаешь», а просто «входишь». Этому способствуют и длинные ступени по обоим бортам. И второй тезис подтверждаю, вертолет действительно очень просторный. В специальном медицинском исполнении, помимо пилота, в кабине помещаются носилки, оборудование для оказания неотложной помощи и 2 медработника.
Запуск двигателя, подъём… И тут же поймал себя на мысли, что полетели как-то действительно непривычно тихо и без вибрации. Снял гарнитуру – да шум есть, но, по моим субъективным ощущениям, он значительно меньше, чем обычно ощущаешь в других вертолетах. Как заявляет производитель, это достигается, в первую очередь, благодаря использованию хвостового винта типа Fenestron. Машина оборудована электромеханической антивибрационной системой и высокопроизводительной персональной системой кондиционирования воздуха.
Утверждается, что уровень шума на вертолете на 7дБ ниже требований ICAO, и этот показатель превосходит даже самые жесткие ограничения, установленные в национальном парке «Гранд Каньон» (США). Не знаю, действительно ли ЕС130 Т2 самый тихий в своем классе, но то, что он действительно тихий вертолёт – также подтверждаю. И третье утверждение производителя оказалось верным.
Но, как оказалось, Eurocopter явно поскупился на эпитеты. Сразу после взлета следующее яркое впечатление - огромные лобовые стекла, перетекающие на боковины и крышу, открывающие пассажирам фантастический панорамный вид (в данном случае, на элитную недвижимость ближнего Подмосковья).
В Eurocopter утверждают, что ЕС130 Т2 - один из самых востребованных вертолетов для туристических полетов по всему миру. Мировая премьера вертолета состоялась в 2012 году на выставке Heli-Expo. И уже в течение первого года он показал рекордный уровень продаж - было заказано 70 таких вертолетов. И это не удивительно – компактный, вместительный, тихий, с великолепным обзором – отличная машина для туристических полетов.
Между тем, приближается к зоне пилотирования. Первым делом пилот демонстрирует легкость управления машиной и, зайдя по дуге, сходу снижается на небольшой «пятачок» между ЛЭП и опушкой леса и зависает буквально в метре от земли. Умом понимаю, что управляет вертолетом опытный летчик-испытатель, но уж больно все просто и легко у него получается. Похоже, машинка очень послушна в управлении.
Как позже рассказал «командир нашего экипажа» - тест-пилот Eurocopter Olivier Gensse (Оливье Жанс), все бортовые системы вертолета ЕС130 Т2 прошли модернизацию и просты в эксплуатации. Управление ЕС130 Т2 очень удобно и продумано до мелочей, отличная компоновка приборной панели, а вспомогательные средства нового поколения, такие как многофункциональная бортовая система информирования о приближении к критическим показателям VEMD, существенно облегчают нагрузку на пилота и тем самым повышают безопасность полета. Вертолет оборудован пилотажно-навигационной системой для полетов в дневное и ночное время суток по правилам визуального полета (ПВП), встроенным GPS-навигатором и, по мнению Eurocopter, является самой высокотехнологичной и безопасной машиной в своем классе.
Выходим на открытое пространство, опять зависаем на небольшой высоте и начинается демонстрация пилотажных возможностей ЕС130 Т2. Сначала с простого – развороты на висении, боковые скольжения вправо - влево, полет назад. При этом вертолет практически не отклоняется и остается в горизонтальной плоскости. При горизонтальном полете этому способствуют удлиненные стабилизаторы на хвостовой балке.
Далее вертикальный набор высоты и переход к элементам высшего пилотажа – горка, подъём с боковым сваливанием и выводом на небольшой высоте, и тому подобное. То и дело огромное панорамное окно заполнялось то синим небом, то быстро приближающейся зеленой поляной.
В завершении программы Оливье поинтересовался нашим самочувствием и, судя по его жестам, я понял, что он хочет сделать мертвую петлю. Нет, я не пытался протестовать, просто не мог поверить, что такое возможно, и кивнул головой. И он таки её сделал. Конечно, не классическую мертвую петлю, а, как это делают вертолетчики, с некоторым заваливанием на бок (по моим ощущениям). Но, что поразительно, он это сделал фактически прямо с висения без длительного разгона. На протяжении всей «лётной программы» не переставал удивляться великолепной тяговооруженности вертолета. Высокая мощность обеспечивается газотурбинным двигателем Turbomeca Arriel 2D, оборудованным двухканальной автоматической цифровой, системой управления двигателем (FADEC) нового поколения.
Это не первый мой полет на пилотаж. Но, когда тебя «крутят» на специально предназначенном для этого самолёте, понимаешь, что это естественно. А если это проделывают на небольшом однодвигательном вертолете с 7 пассажирами на борту, это может вызвать только восторг и восхищение, причем, не столько мастерством пилота, сколько результатом трудов конструкторов Еврокоптера.
И в обратный путь на вертолетную площадку в Крокус-Сити.
По прилету интересуемся объёмом багажных отсеков (они оказались достаточно скромные) и тем, как ещё можно использовать такой значительный запас мощности. Оказалось, летно-технические характеристики позволяют использовать вертолет и для работы с грузовой подвеской. Пилот имеет прекрасный обзор при проведении операций с использованием внешней подвески. Благодаря многофункциональной бортовой системе информирования о приближении к критическим показателям VEMD пилот может полностью сконцентрироваться на выполняемой работе: в случае если показатели работы двигателя выходят за рамки рабочих параметров, в салоне раздается звуковой сигнал. Исключительная устойчивость модели ЕС130 Т2 при транспортировке грузов достигается при помощи шасси особой конструкции, удлиненного горизонтального стабилизатора и большой кабины.
Вместо послесловия.
Подведем итог. Вертолет ЕС130 Т2 - результат эволюции успешной серии вертолетов Ecureuil, в конструкции которого использованы проверенные надежные решения вертолетов предыдущих поколений. Использование современных технологий позволило снизить себестоимость технического обслуживания и сделало вертолет ЕС130 Т2 значительно более экономичным при сохранении высокого уровня безопасности. Высокая мощность, отличная маневренность и хороший обзор обеспечивают безопасность при посадке в ограниченном пространстве. Двигатель нового поколения Arriel 2D с увеличенным межремонтным ресурсом значительно расширяет возможности использования вертолета в условиях высокогорья и жаркого климата, позволяет проводить спасательные работы с высокой эффективностью и оперативностью. Специальное медицинское исполнение делают ЕС130 Т2 эффективным помощником при выполнении полетов, связанных с медициной катастроф или иной неотложной помощью. Многофункциональная бортовая система информирования о приближении к критическим показателям VEMD снижает нагрузку на пилота, благодаря чему он может сконцентрироваться на безопасном выполнении полета. Конструкция хвостового винта Fenestron" позволяет выполнять посадку на неподготовленные площадки, будь то гористая местность, лесная поляна или снежная целина. Благодаря уникальной конструкции хвостового винта снижен риск при погрузке и выгрузке для пассажиров, пациентов и обслуживающего персонала на земле. Низкий уровень шума, вибрации, легкость управления, в купе с широкой просторной кабиной и панорамным остеклением, делает ЕС130 Т2 одним из лучших кандидатов на полеты в туристических целях, а также для использования в городских условия, в том числе и для охраны правопорядка, и медицинской эвакуации. Возможна транспортировка грузов и на внешней подвеске.
Фото автора