Расскажите, пожалуйста, какие особенности имеет самолет Су-35С на маневрировании по сравнению с предыдущими моделями российских истребителей?
Большинство фигур, которые здесь демонстрируются самолеты Сухого с управляемым вектором тяги, уже демонстрировали ранее. Однако, благодаря более доведенной «до ума» системе управления и благодаря более мощным двигателям (изделие 117С), появились некие особенности выполнения отдельных фигур высшего пилотажа. Например, можно выполнить маневр, который имеет «прикладное» значение – поворот на горке. Он выполняется, когда летчик Су-35С атакует воздушную цель, потом энергично разворачивается на горке в противоположную строну и повторно выполняет атаку. Второй пример – демонстрируется высокая тяговооруженность. В частности, показать ее можно на такой привычной фигуре, как «колокол». Но раньше, в ходе выполнения этой фигуры, самолет останавливается в воздухе и затем «падает» в низ, двигаясь хвостом вниз. На Су-35С, за счет более высокой тяги, самолет остановился в воздухе, но вниз не идет, а движется на маленькой скорости вперед. Более того, он может, на малой скорости, выполнить энергичный разворот. Вот два примера того, как маневренные данные Су-35 отличаются от ставшего привычным пилотажа предыдущих моделей истребителей фирмы «Сухой» с управляемым вектором тяги. Это – «изюминки» программы летного показа этого самолета на выставке Le Bourget.
В первый день работы выставки Вы выполнили очень короткий разбег на взлете…
Короткий взлет – это, собственно, еще одна особенность, которые самолеты с управляемым вектором тяги уже демонстрировали. Например, Су-30МКИ – тоже очень динамичный самолет, он тоже может выполнять короткий взлет. Здесь, в первый день работы выставки, я выполнил разбег длиною примерно 250-300 метров. За счет вектора и высокой тяговооруженности, я практически сразу после отрыва ухожу вверх и выполняю разворот.
Какие параметры достигаются во время вашего демонстрационного выступления?
Углы атаки на отдельных режимах достигают 90 градусов. Есть такой режим, где он – еще больше, до ста градусов. Скорости: там, где самолет проходит в горизонте, она составляет порядка 70 км/час. Вместе с тем, за счет высокой тяговооруженности, самолет имеет возможность быстро разогнаться. Зона для маневрирования над аэродромом Le Bourget достаточно ограниченная, но я успеваю разогнать самолет до скорости 800 км/час. Высота сегодня максимальная примерно 1400 метров. Максимальное значение перегрузки – 9. В частности, 8,7 достигнута на горизонтальном вираже на высокой скорости.
Были ли у Вас здесь на выставке встречи с иностранными летчиками? Что Вы им рассказываете про Су-35С?
Пока иностранные летчики мне вопросов по Су-35 не задавали. Возможно, сначала хотели посмотреть, на что способна машина в воздухе прежде, чем спрашивать. Что касается летчиков заказчика самолетов, то на выставке мы с ними проводим короткие деловые встречи. В основном, они не связаны с профессиональной деятельностью.
Оцените, пожалуйста, степень готовности Су-35С к службе в составе ВВС.
Готовность высокая. Но еще не все режимы боевого применения реализованы полностью. В настоящее время самолет находится на завершающей стадии испытаний.
Что Вы можете сказать конкретно про борт 07, который представлен на Le Bourget?
Конкретно борт 07 – «боевой» самолет, на нем «можно воевать» по определенным задачам. Вся номенклатура вооружения по назначению Су-35С как она записана в техническом задании, будет довольно скоро реализована на данной машине в плане боевого применения. В настоящее время в летном состоянии находятся несколько самолетов типа Су-35С. Конкретно борт 07 – самолет ВВС России. Он прилетел сюда, во Францию, по межправительственному соглашению. Он был передан фирме «Сухой» для демонстрации на парижский выставке.
Какой у Вас общий налет часов, и сколько Вы налетали на Су-35?
На Су-35 я налетал приблизительно 460 часов. А общий налет порядка 4900 часов.