Реализация Программы обеспечит:
- Увеличение выручки отрасли авиастроение в 3,9 раз
- Увеличение ВДС1 отрасли авиастроение в 3,5 раза
- Рост производительности труда в 9,4 раза
- 122 тысяч созданных высокопроизводительных рабочих мест
- Рост доли российских производителей авиационной продукции на мировом рынке до 6,3%
- Рост доли российских производителей гражданской авиационной продукции на мировом рынке до 3,6%
- Рост доли российских производителей военной авиационной продукции на мировом рынке до 11,9%
Целью Государственной программы является «Создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение её на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска»
При этом глобально конкурентоспособная авиационная промышленность характеризуется:
- Наличием самодостаточных корпораций мирового уровня с конкурентоспособными продуктами, системой послепродажного обслуживания, сертифицированным производством, устойчивым финансовым положением, понятной и прозрачной корпоративной структурой и системой корпоративного управления
- Доступом к финансовым ресурсам – «дешевым» и «длинным» деньгам (кредитам, частным инвестициям, мировым рынкам капитала) на условиях сопоставимых с мировыми конкурентами
- Наличием современных технологий и регулярно обновляемого научно-технического задела, а также квалифицированного персонала адекватного современным требованиям отрасли (от операторов станков с ЧПУ, конструкторов, способных к проектированию «в цифре», и до высшего менеджмента, имеющего навыки управления глобальными корпорациями)
- Активной интеграцией в мировой рынок отраслевой кооперации по всем уровням технических переделов – от совместной разработки финальной продукции (как например, самолёт МТС, разрабатываемый совместно с Республикой Индия) и до поставки компонентов 2-4 уровней на иностранную финальную продукцию (например, теплообменники НПО «Наука» для Boeing)
- И наконец, комплексной системой государственного регулирования и поддержки, адаптированная к нормам ВТО. Авиастроение во всем мире относится к отраслям, которые не могут существовать без государственной поддержки – это обусловлено крайне высокими вложениями, сроками окупаемости, технологическими барьерами, рисками и политизированностью рынков.
Достижение поставленной цели будет обеспечиваться следующими задачами:
- Формирование условий для развития отрасли, в частности совершенствование нормативно-правовой базы авиационной промышленности и развитие человеческого капитала в отрасли авиастроения
- Создание корпораций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения
- Создание современной научно-технической и производственно-технологической базы, обеспечивающей мировое лидерство в авиационных технологиях
- последовательность и поэтапность развития отрасли («от простого к сложному») – отказ от попытки за одно десятилетие выйти на все сегменты и везде стать лидером;
- концентрация ресурсов на ключевых проектах и направлениях развития;
- дифференцированный подход к финальным интеграторам и производителям авиационных компонентов - развитие подотрасли авиационных компонентов (двигатели, приборы, агрегаты) как самодостаточной отрасли с огромным потенциалом самостоятельного продвижения на мировом рынке, развитие малого и среднего бизнеса, развитие инновационных территориальных кластеров, снижение уровня монополизации поставщиков при сохранении преимущественного права российских комплектаторов;
- управление жизненным циклом производимых изделий и развитие сети послепродажного обслуживания;
- интеграция в мировой рынок и участие в международной кооперации;
- формирование семейств и диверсификация на смежные неавиационные рынки;
- соответствие мер государственной поддержки требованиям ВТО.
В современном авиастроении конкурируют не продукты (самолёты, двигатели), а корпорации всем своими компетенциями и ресурсами. Без самодостаточных глобально конкурентоспособных корпораций Россия никогда не сможет претендовать на лидерство в отрасли.
Создание таких корпораций будет обеспечиваться за счёт ряда мероприятий, реализуемых как за счёт собственных средств компаний, так и средств федерального бюджета.
Наиболее значимыми из таких мероприятий являются:
- Завершение реструктуризации и интеграции активов в отрасли - повышение эффективности и прозрачности систем корпоративного управления существующих компаний
- Оптимизация продуктовых портфелей – закрытие убыточных, бесперспективных продуктов и концентрация ресурсов на ограниченном перечне ключевых проектов
- Оптимизация активов и численности – исторически отрасль переразмерена, необходимо сокращение и перепрофилирование избыточных активов и персонала, развитие центров компетенций
- Развитие поставщиков и концентрация на ключевых компетенциях – в мировом авиастроении принципиально изменились модели бизнеса. Произошёл отказ от вертикально интегрированных структур за счёт четкого разделения моделей финального интегратора (Boeing, Sikorsky и пр.), интеграторов 1-го уровня (Rockwell Collins, Liebherr, Rolls-Royce и пр.), поставляющих готовые сложные комплексы, и производителей компонентов 2-4 уровней, поставляющих отдельные детали, узлы или системы. Российские компании также должны пройти этот путь, но одним из наиболее значимых препятствий в этом – отсутствие развитой отечественной базы поставщиков. Именно поэтому совместное развитие такой базы со стороны компаний и государства одно из ключевых мероприятий Программы
- Диверсификация портфеля покупателей и международная кооперация – сегодняшний размер первоначальных вложений в разработку авиастроительной продукции таков, что окупаемость возможна лишь при мировых масштабах продаж. Поэтому российские производители компонентов не должны быть ориентированы в своих поставках ТОЛЬКО на отечественных финалистов. В свою очередь, финальные интеграторы должны изначально планировать свою продукцию из расчёта на мировой, а не российский рынок. Встраивание в международную систему отраслевой кооперации – одно из ключевых мероприятий Программы
- Наконец, занимать сколько-нибудь значимую позицию на мировом рынке авиастроения сегодня невозможно без обеспечения высокого уровня сервиса для потребителей, что потребует развития глобальной сети послепродажного обслуживания не только для финальных интеграторов, как ОАК и Вертолёты России, но и ключевых производителей компонентов – двигателестроителей, прибористов, агрегатостроителей
В рамках создания самодостаточных корпораций, государство обеспечит поддержку недавно созданных, модернизируемых и перспективных проектов.
Среди новых проектов можно выделить 7 ключевых:
- Узкофюзеляжный самолёт МС-21, который позволит России вернуться в наиболее значимый в денежном выражении сегмента авиастроения
- ПАК ФА – многоцелевой самолёт боевой авиации 5-го поколения
- ПСВ – перспективный скоростной вертолёт
- ПД-14 – гражданский двигатель для МС-21
- Вторая очередь двигателя 5-го поколения для ПАК ФА
- Интегрированный комплекс бортового оборудования интегрированная модульная авионика (приборостроение)
- Полностью электрический самолёт (агрегатостроение)
Существующие меры поддержки государством отрасли в части доступа к финансовым ресурсам и стимулировании спроса будут скорректированы с учетом вступления России в ВТО. Кроме этого будут дополнительно проработаны и предложены следующие механизмы:
- Субсидирование процентных ставок по кредиту на покупку российской авиационной продукции, включая экспортные кредиты
- Предоставление государственных гарантий остаточной стоимости отечественных воздушных судов
- Субсидирование первичных продаж производителей авиационной продукции
- Возвратное финансирование
- Утилизационная премия
Общий объем финансирования Программы составит 1,7 трлн рублей, из них за счёт федерального бюджета 1 208 млрд рублей, за счёт внебюджетных средств – 498 млрд рублей
Реализация Программы обеспечит:
- Увеличение выручки отрасли авиастроение в 3,9 раз
- Увеличение ВДС1 отрасли авиастроение в 3,5 раза
- Рост производительности труда в 9,4 раза
- 122 тысяч созданных высокопроизводительных рабочих мест
- Рост доли российских производителей авиационной продукции на мировом рынке до 6,3%
- Рост доли российских производителей гражданской авиационной продукции на мировом рынке до 3,6%
- Рост доли российских производителей военной авиационной продукции на мировом рынке до 11,9%