← Назад

Главная Техника/технологии Эксклюзивное интервью«SaM.146 - сильная сторона Sukhoi Superjet 100»

7 октября 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer

На ранних этапах испытаний и запуска в массовое производство двигатель SaM.146 порой огорчал своих создателей помпажами, ложными срабатываниями датчиков и прочими поломками. Однако время идет, и мы все меньше и меньше слышим о проблемах с эксплуатацией серийных моторов данной марки. Между тем, самолеты, на которые устанавливаются франко-российские силовые установки, продолжают страдать от различного рода технических проблем, показывая сравнительно низкие налеты в среднем по парку. Недавно корреспонденту www.aex.ru удалось обсудить эту тему с Клодом Пуланом – новым руководителем PowerJet – совместного предприятия между НПО «Сатурн» и Snecma, на которое возложено управление программой SAM.146.

Пулан Клод
Председатель правления и исполнительный директор PowerJet. Claude Poulain получил назначение на пост председателя правления и исполнительного директора PowerJet в середине июля 2013 года. Фирма PowerJet основана в июле 2004 года как совместное предприятие Snecma группы Safran (Франция) и НПО «Сатурн» (Россия); она занимается управлением программы SaM.146, включая разработку, производство, маркетинг и продажи, а также оказанием услуг по поддержке заказчиков и проведения технического обслуживания и ремонта авиационных моторов. В качестве руководителя PowerJet Господин Пулан заменил предыдущего главу компании Жака Дюкло (Jacques Desclaux), который перешел на новую работу. Решение о кадровой замене было принято на совете директоров компании, состоявшемся 8 июля 2013 года в штаб-квартире Snecma. Новому руководителю PowerJet 59 лет. Он – выпускник Парижской Бизнес Школы (Paris Business School ESSEC). Кроме того Клод получил диплом инженера по механике и электрике в образовательном учреждении ESME города Парижа. Карьера Пулана началась в 1981 году на заводе Genevilliers фирмы Snecma в качестве финансового управленца (financial controller). В 1986 году перешел на работу секретаря в CFM International – совместного предприятия Snecma и General Electric (США). Через пару лет Клод получил назначение на должность руководителя коммерческих сделок и финансирования заказчиков CFM International в составе отделения Snecma по маркетингу и продажам. С 1994 по 2001 год являлся старшим вице-президентом по финансам на фирме Snecma, занимался структурированием сделок и вопросами финансирования заказчиков. С 2001 по 2009 год занимал пост руководителя маркетинговой службы CFM56 и SaM146. В 2010 году Claude Poulain стал страшим вице-президентом Snecma по стратегии развития коммерческих двигателей и услуг, а также старшим вице-президентом по маркетингу и продажам на СП PowerJet.

- По ситуации на сегодня, PowerJet показывает значительно лучшие результаты по доведению своего продукта до нужной кондиции, чем иные поставщики Sukhoi Superjet 100. Господин Пулан, скажите, пожалуйста, почему у PowerJet получается лучше, чем у других? Откройте Ваш секрет!

- Секрет наш очень прост: мы разработали работоспособный двигатель на основе проверенной архитектуры CFM56. При этом оснастили его компрессором высокого давления прогрессивной конструкции – всего-навсего шесть ступеней, что оказалось удачным техническим решением, которое наши специалисты сумели воплотить в жизнь.

Вот почему SaM.146 столь хорошо проказывает себя в эксплуатации. Задержки вылетов на действующем парке Sukhoi Superjet 100 по вине силовой установки минимальны. Это позволяет мне с гордостью заявить Вам, что сегодня моторостроители не создают каких-либо проблем авиакомпаниям, эксплуатирующих самолеты данного типа. Если говорить по силовую установку, то с самого начала коммерческой эксплуатации «суперджетов» в Аэрофлоте она показывала высокую надежность. Сегодня у нас нет никаких серьезных проблем с серийными моторами.

Возвращаясь к Вашему вопросу о секретах. Никаких секретов нет, разве что сам факт, что Snecma и наш российский партнер НПО «Сатурн» сумели достигнуть громадного прогресса с момента начала программы десять лет назад. Нам удалось создать хорошую базовую конструкцию и организовать ее производство таким образом, что собираемые в Рыбинске двигатели демонстрируют высокую надежность с первых дней коммерческой эксплуатации в Аэрофлоте. Мы очень гордимся тем фактом, что мотор обладает очень хорошими термодинамическими запасами (EGT margins), даже несколько большими, чем ожидалось на этапе разработки. Все это делает SaM.146 хорошим приобретением для авиакомпании, поскольку она может длительно его эксплуатировать без съема с крыла.

- Есть ли у Вас возможность поднять тягу?

Мы уже увеличили ее на 5%. Первоначальная модель носила название 1S-17, такие моторы устанавливались на Sukhoi Superjet 100-95B. Затем мы создали 1S-18 для установки на сертифицированный несколько месяцев назад вариант самолета «Long Range» (повышенной дальности). И вот на нем нам удалось поднять тягу дополнительно на 5% без каких-либо изменений в конструкции двигателя, только благодаря настройкам системы управления.

- В последнее  время самолетостроители много говорят о перспективах деловой версии самолета Sukhoi Business Jet, которая будет летать еще дальше, чем вариант Sukhoi Superjet 100-95 Long Range. Стартовый заказчик швейцарская компания ComLux намеревается использовать подобные машины на маршрутах через Атлантику, в частности на беспосадочных перелетах из Парижа в пункты на территории Соединенных Штатов Америки. Не подведет ли SaM.146 авиаторов на такого рода длинных трассах над океаном? Вы уверены, что в части двигателя требования ETOPS будут полностью соблюдаться?

- Мы уверены в этом, безусловно. Для установки на Sukhoi Business Jet выбраны и сегодня отгружаются нами в адрес ЗАО «Гражданские Самолеты Сухого» серийные моторы в варианте 1S-18. Вместе с тем замечу, что применительно к деловой авиации требования ETOPS не действуют – операторы бизнесджетов следуют иным правилам, отличающимся от принятых в коммерческой авиации. Поэтому мы не обращаемся к авиационным властям с просьбой о сертификации по ETOPS.

Более того, такого рода обращение – дело производителя самолета и эксплуатирующих организаций. Согласно действующей практике, Вам следует сертифицировать и самолет, и его оператора, если последний хочет перевозить пассажиров за деньги через океан. Конечно, если кто-то захочет выполнять VIP чартеры и будет предлагать такого рода услугу на рынке, тогда, возможно, ему предстоит решить, стоит ли обращаться к авиационным властям за сертификатом по ETOPS. По своей кафедре я уверен, что разработанная и выпускаемая нами силовая установка способна выполнить все требования, содержащиеся в правилах полетов через Атлантику.

Может быть, Вы уже знаете, что наша родительская компания Snecma и ее промышленный партнер в США – фирма General Electric реализуют, через свое совместное предприятие CFM International, двигатели семейства CFM56. В частности, они устанавливаются на самолеты деловой авиации типа Boeing Business Jets и Airbus Corporate Jetliners. Эти двухмоторные машины безопасно летают по всему миру, выполняют перелеты на большие расстояние с очень большой продолжительностью нахождения в пути над водной поверхностью. Надеюсь, что Sukhoi Business Jet и его силовая установка покажут себя столь же надежными в эксплуатации.

- В настоящее время ОАК и ЗАО «ГСС» занимается вопросами увеличения темпа выпуска пассажирских самолетов. Как Вы думаете, сможет PowerJet вовремя поставить двигатели на все вновь выпущенные «Суперджеты»?

- Разумеется. Я думаю, что мы сможем обеспечить поставки необходимого числа моторов в адрес компании «Гражданские Самолеты Сухого». Обе родительские структуры СП PowerJet – российский НПО «Сатурн» и французская Snecma – обладают большими производственными мощностями, что дает мне уверенность в их способности удовлетворить потребности самолетостроителей.

- Рассматриваете ли Вы внесение каких-либо улучшений в конструкцию серийных двигателей?

- Пока что мы не сделали каких-либо переделок конструкции, которые можно было бы назвать «фундаментальными», но уже осуществили некоторые изменения. В частности, они касаются вопросов уменьшения массы силовой установки. Мы продолжаем над ними работать. Снижение веса – одна из целей, которые PowerJet преследует в рамках общего стремления по инициативному развитию базовой конструкции мотора.

Кроме того, с момента поступления SaM.146 в коммерческую эксплуатацию, мы неустанно работаем над улучшением качества поддержки двигателей находящихся у авиакомпаний. Сегодня ситуация представляется мне именно так, как Вы ее обрисовали в начале нашей беседы: никаких удручающих фактов по операционной надежности серийных моторов, отсутствие документированных сообщений со стороны авиакомпаний по обнаруженным недостаткам.

SaM.146 показывает высокую надежность в эксплуатации. Меня радуют низкие значения удельного расхода топлива (SFC, specific fuel consumption). Важно заметить, что мы удовлетворяли требованиям спецификации непосредственно на момент поступления Sukhoi Superjet 100 в коммерческую эксплуатацию. Это - уникальное явление в наши дни, иметь расходы как в спецификации с самого начала полетов по расписанию! А сегодня, после двух с половиной лет серийного производства, мы показываем цифры SFC превосходящие записанные в спецификации.

- Как известно, любой двигатель при длительной эксплуатации начинает расходовать больше топлива – явление, знакомое авиаторам по термину «performance deterioration» (ухудшение параметров по жизненному циклу). Оценили ли Вы этот параметр применительно к находящимся на службе у авиакомпаний серийным моторам SaM.146? Что делает PowerJet для удержания «performance deterioration» в приемлемых границах?

- Наверное, Вы знаете, что моторы семейства CFM56 обрели большую известность, в том числе за низкие темпы «performance deterioration». SaM.146 имеет ту же проверенную архитектуру вкупе с некоторыми современными компонентами, такими как компрессор высокого давления новой конструкции с меньшим числом ступеней. Поэтому я не вижу причин, по которым SaM.146 в данной области будет вести себя хуже, чем CFM56.

В действительности, параметры «performance deterioration» у двух моделей будут сравнимыми. Повторюсь, что подобные предположения основаны на сходстве архитектуры этих двигателей. Мои слова не относятся к LEAP – мотору следующего поколения от Snecma и General Electric, который построен на иных конструктивных решениях и технологиях. А вот в сравнении с CFM56 модель SaM.146 имеет либо одинаковые, либо, местами, лучшие технологии. Если мы возьмем (ранний вариант) CFM56-3, то SaM.146 отличается в лучшую сторону и даже несколько превосходит (выпускающийся и поныне) CFM56-7. Так что оснований для какого-то ускоренного ухудшения параметров по жизненному циклу нет.

Мы внимательно следим за параметрами серийных моторов находящихся в эксплуатации и пока что не замечаем отклонений от прогнозных оценок. Смело могу заявить: прекрасная родословная дает себя знать!

- Ваши конкуренты из Pratt & Whitney занимаются двигателями семейства PurePower – турбореактивными моторами c редуктором между вентилятором и турбиной (Geared Turbofan, GTF). Они утверждают, что PurePower имеет пониженный, процентов на 15, расход топлива по сравнению с серийными моторами, представленными на рынке. Каким будет Ваш ответ?

- По состоянию на данный момент, GTF все еще в разработке; им не оснащен не один самолет, находящийся в коммерческой эксплуатации. В тоже самое время, SaM.146 уже более двух лет эксплуатируется Аэрофлотом.

Если какая-то авиакомпания хочет заказать себе новый самолет прямо сейчас и получить его в ближайшее время, ей придется выбирать из весьма ограниченного числа предложений. Сегодня на рынке реактивных самолетов регионального класса присутствует Embraer с семейством E-series и Bombardier с CRJ, причем обе модели оснащаются. Бразильские и канадские машины не обладают уровнем комфорта «суперджетов». Кроме того, они оснащаются двигателями типа CF34, которые нам представляются менее продвинутыми, чем SaM.146.

Что же касается новых моделей самолетов, которые еще не сертифицированы, то у них – проблемы с обеспечением ранее обещанных сроков готовности. В прессе можно прочитать, что японский MRJ отложен до 2017 года, теперь уже официально. Появление доработанной машина от Embraer запланировано на 2018 год. Иными словами, если Вы мечтаете о самолете с турбореактивными моторами, оснащенными понижающими редукторами, то Вам придется занять место в очереди и запастись терпением, ожидая поставки в 2019-2020 году, а может и позднее. В то же самое время, российская промышленность сообщает ускорение производству «суперджетов».

К вышесказанному добавлю, что для двигателей размерности SaM.146 наличие понижающего редуктора может обернуться проблемами. По мнению специалистов PowerJet, подобная архитектура несет в себе слишком много конструктивных сложностей и сопутствующих рисков без обеспечения существенного преимущества.

Для регионального самолета с его короткими циклами архитектура GTF не обещает преимуществ в деле снижения стоимости и упрощения сервисного обслуживания – а именно на этом настаивают операторы. Концепцией Geared Turbofan предполагалось снижение числа ступеней двигателя. Между тем, у существующего SaM.146 на две-три ступени меньше, чем у рассматриваемых сегодня вариантов PurePower для региональных самолетов.

Точка специалистов PowerJet поддерживается родительской фирмой Snecma. Вы знаете, что она, в партнерстве с General Electric, работает над созданием двигателя следующего поколения LEAP. Это будет очень экономичный мотор и сгусток передовых технологий. В нем будет много инновационного, а редуктора – нет.

- Вы сказали, что на рынке Sukhoi Superjet 100 соревнуется с продукцией Embraer. Бразильские самолеты E-190/195 оснащаются моторами CF-34-10. Господин Пулан, пожалуйста, расскажите нашим читателям о преимуществах, которые SaM.146 дает «суховской» машине?

- Говорить на заданную тему мне приходится довольно часто, поскольку мы помогаем «суховцам» в продвижении их самолета на международный рынок, участвуем в кампании по продаже «суперджетов». Упомянутый выше CF34-10 в каком-то смысле представляет собой уменьшенную копию CFM56. Мы занялись разработкой SaM.146 после того, как были созданы CFM56 и CF34-10, и сумели воспользоваться плодами недавних, на тот момент, достижений фирмы Snecma, полученных в ходе реализации различных поисковых проектов и исследовательских программ. Благодаря им SaM.146 получился более продвинутым в техническом плане.

Поскольку Sukhoi Superjet 100 – самолет региональный, мы во время его разработки больше внимания уделяли вопросам снижения стоимости технического обслуживания, чем снижению расхода топлива. Тем не менее, на момент ввода в коммерческую эксплуатацию показатели удельного расхода (SFC) оказались лучше CF34-10. Кроме того, мы разработали двигатель с меньшим, чему у конкурента, числом деталей; мы создали двигатель с преимуществом по стоимости технического обслуживания. Дополнительным преимуществом считаются большие запасы по шуму и эмиссии, которые мы достигли благодаря использованию новейших достижений, доступных на момент разработки SaM.146 (и коих не было у создателей CF34).

Все это дает мне основание утверждать, что SaM.146 является сильной стороной Sukhoi Superjet 100, когда речь заходит о сравнении с моделями иных производителей близкой размерности, выпуск которых продолжается.

- Господин Пулан, Вы получили новое назначение недавно. Если ли у Вас есть идеи как сделать компанию PowerJet лучше?

- По своей природе PowerJet представляет совместное предприятие между Snecma и НПО «Сатурн», управляет проектом SaM.146, занимается маркетингом и продажами. И так сложилось потому, что наши учредители хотели иметь «единое лицо» при работе с клиентами. Считаю, что PowerJet хорошо с этим справляется, и здесь нам ничего не нужно менять.

В то же самое время, мы постоянно нацелены на улучшение в части поддержки заказчика, предоставления ему качественных услуг. И здесь мы хотим следовать примеру CFM International, использовать накопленный им огромный опыт и хорошо функционирующую «обратную связь» с клиентской базой из почти что шестисот операторов. Важно на каждодневной основе поддерживать взятый темп во взаимодействии с нашими заказчиками, особенно мексиканской авиакомпанией Interjet, что недавно открыла коммерческие полеты на Sukhoi Superjet 100-95B. Мы закрепили за этим оператором лучших специалистов с целью помочь ему наилучшим образом эксплуатировать SaM.146 и самолеты. Вот на чем мы сфокусированы в настоящее время.

 

Справка AEX.RU: На 31 августа 2013 года число двигателей SaM.146 в эксплуатации составило 38 единиц, наработка часов - 54 271 в 34 597 циклах.


Владимир Карнозов


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2013/10/7/1893/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.