Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии На заметку специалисту

Внедрение стратегии сверхлимитных продаж (овербукинга) на авиаперевозках

31 января 2013 года / Кристина Мозговая / Aviation EXplorer
 

Вопрос об актуальности внедрения в деятельность авиакомпаний стратегии сверхлимитных продаж не вызывает сомнения. Стратегия сверхлимитных продаж связана с маркетинговой политикой, которую проводили авиакомпании США в 1950-е годы. Идея продавать большее, чем имеющееся в наличии количество мест на воздушном судне, возникает в условиях предварительного резервирования с возможностью отказа от него до наступления момента реализации и/или наличия неявок покупателей уже в момент реализации продаж.

Мозговая Кристина
Преподаватель кафедры Экономической теории НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург.

В системе управления доходами авиакомпаний сверхлимитные продажи занимают особое место. Во-первых, данная стратегия продажи билетов больше чем вместимость воздушного судна – мощный оптимизационный экономико-математический метод, функция цели которого – повышение доходности с рейса. Во-вторых, внедрение предлагаемой стратегии требует правовой регламентации действий, как перевозчиков, так и пассажиров, так как в случае возникновения «лишних» пассажиров необходима строгая реализация алгоритма взаимодействий таких пассажиров и авиакомпаний. В-третьих, вступление России в ВТО требует создание функции для расчета оптимальных компенсаций «лишним» пассажирам.

Эффективность внедрения стратегии сверхлимитных продаж на авиарейсах оценивается в работе компьютерного симулятора. Необходимость создания компьютерного симулятора с целью повышения доходности перевозчиков озвучена мною еще в прошлой статье «Авиационный бизнес, математика, экономика и право».

Компьютерный симулятор позволяет перевозчику заранее оценить размер материальных затрат на компенсации, а также оценить, какое количество билетов можно продавать сверх вместимости и какой доход при этом будет получен. При моделировании продажи дополнительных билетов с помощью компьютерного симулятора можно определить граничные пределы и денежные эквиваленты компенсационных затрат, например, максимальный % от цены билета, который может быть возвращен пассажиру при добровольном перемещении с рейса.

Процесс моделирования компенсационной функции устанавливает оптимальные размеры выплат за время ожидания альтернативного рейса, что необходимо учитывать при правовом регулировании систем авиаперевозок. Соответственно внести поправки в Законодательные документы, основываясь не только на практике иностранных перевозчиков, но и принимая во внимание специфику конкретного государства. Таким образом, реализация данной стратегии вновь требует четкого взаимодействия таких отраслей, как: математика, экономика и право. Экономическая эффективность сверхлимитных продаж реализуется и анализируется при помощи математических методов, которые требуют мощной правовой регламентации, с целью регламентации действий пассажиров и перевозчиков.

 Авиакомпании при внедрении стратегии сверхлимитных продаж идут на риск возникновения ситуации с лишними пассажирами, требующими либо пересадки на другие рейсы, либо выплат денежных компенсаций. Предлагаемая модель основывается на предоставлении пассажиру альтернативного варианта запланированного полета. В основе модели заключена главная обязанность перевозчика – не нарушить договор перевозки с пассажиром.

Слияние мер, обозначенных государственной принадлежностью, и требований, установленных единым либерализованным пространством воздушных перевозок, в данном случае пространства России и стран Европы, позволит выработать эффективную систему действий при реализации сверхлимитных продаж в российских условиях.

Схема действий перевозчика непосредственно в момент регистрации пассажиров на рейс стандартная, перевозчик либо регистрирует пассажира на рейс, либо предлагает альтернативные маршруты перевозки:

Возможность перевозчика отказать пассажиру в посадке должна быть прописана в законодательных документах, определяющих правила перевозки пассажиров, с учетом прав граждан согласно Гражданскому Кодексу РФ. По прибытии пассажира в пункт отправления, необходимо обеспечить ему доступность информации о рейсах с возможными сверхлимитными продажами.

Непосредственно в процессе регистрации, пассажиры, которым необходимо улететь в первую очередь могут заблаговременно явиться на стойку регистрации или пройти он-лайн регистрацию, вероятность получить отказ в посадке выше у пассажиров, явившихся последними на стойку регистрации. Процесс регистрации сопровождается поиском добровольцев. После окончания регистрации будет известно количество неявок пассажиров на данный рейс, соответственно и количество «лишних» пассажиров на рейс.

Как в случае добровольного перемещения пассажира с рейса, так и в случае вынужденного отказа от бронирования, действия перевозчика строго регламентированы, представлены на следующей схеме:

В основе предлагаемого алгоритма выбран алгоритм добровольного перемещения пассажира с рейса на основе Регламента ЕС № 261/2004, однако, размер бонусов и компенсаций лишним пассажирам должен соответствовать российским правовым актам и требованиям.

Во-первых, вступление России в ВТО создаст консолидацию воздушного пространства и развития взаимовыгодных рыночных отношений, а осуществление перевозки пассажиров по определенным единым правилам поможет упростить систему перевозок. Во-вторых, учитывая отсутствия в ВК РФ даже такого понятия, как «отказ в посадке» пассажиру на рейс, невозможно создать собственную схему, определяющую систематизацию действий перевозчика в данном случае. Регламент ЕС № 261/2004 может быть выбран как основа для действий перевозчика при сверхлимитных продажах, но именно размеры компенсаций и правила их предоставления должны быть разработаны и законодательно утверждены непосредственно для Российской Федерации.

Принципиальное различие при реализации стратегии сверхлимитного бронирования – выплаты компенсаций добровольно отказавшимся от бронирования пассажирам и пассажирам, получивших отказ в посадке на рейс. В случае добровольного перемещения пассажиры могут получить фиксированные денежные выплаты или ваучеры на полет. В случае вынужденного отказа размер компенсаций будет зависеть  от дальности полета, выраженной в километрах, а также от времени ожидания начала перелета по альтернативному маршруту.

В свете последних публикаций в прессе и положительной реакции руководства, как авиационной отрасли, так и официальных государственных лиц, тема является действительно актуальной и необходимой для внедрения в деятельность авиакомпаний. И предложенные мной разработки (в отдельно взятом участке) полностью соответствуют концепции перехода российской авиации на мировой уровень.


Кристина Мозговая


комментарии (111):

Дядя      31/01/2013 [09:22:34]#1
Вторая статья автора.... Второй выстрел мимо...
Набор наукообразных словосочетаний, притягивание за уши ВТО.
В прошлый раз хоть Бордунова для солидности привлекли.

кеша бобров      31/01/2013 [13:47:52]#2
особенно понравились опусы типа "стратегия безлимитных продаж", "консолидация воздушного пространства", " концепция ПЕРЕХОДА российской авиации на мировой уровень" и проч. с точки зрения россии бред.
для русского человека такая "стратегия" будет означать одно-обман, последствия которой трудно представить. думаю, что законодатель вовремя поймет что к чему и поведет себя разумно.

остается только пожелать, чтобы таких "преподавателей" было как можно меньше.

Дядя      31/01/2013 [14:27:17]#3
Что не говори, а вторая публикация...
Еще парочка- и диссертация.

Green Laser      31/01/2013 [15:47:55]#4
Вы, господа, тут давайте шутите поосторожнее. Эта дама ещё займёт высокое кресло в ГА, а вы к ней за подписями ходить будете. Что вы тогда про овербук мямлить станете? IP-шник то ваш наверное уже записан куда надо. )))

Дядя      31/01/2013 [17:15:52]#5
Статья опубликована на сайте под рубрикой "На заметку специалисту".
Рапечатал, отдал людям, которые собственно практически занимаются этим вопросом.
От хохота чуть офисное здание не рухнуло.

kasyan      31/01/2013 [17:46:41]#6
Нет сомнений в том, что так называемые перепродажи позволяют увеличить загрузку рейса и свести к минимуму кол-во пустых кресел. Но....что как говорится американцу хорошо, то русскому...Ведь чтобы перенести опыт Америки к нам надо соблюсти ряд условий, начиная от менталитета пассажира, стоимости авиабилета и его соотношением со средней зарплатой в стране и заканчивая растояниями авиаперелетов и частотностью рейсов. Как эта схема будет работать например в сегменте местных авиалиний с учетом субсидирования их государством и низкой частотностью и как правило плохими погодными условиями? Все это больше напоминает академические выкладки абсолютно далекие от реалий современной авиационной отрасли в нашей стране. Хотелось бы услышать ответы на многие вопросы, а не просто прочитать как оно в теории.

Дядя      31/01/2013 [18:00:07]#7
Как эта схема будет работать например в сегменте местных авиалиний с учетом субсидирования их государством и низкой частотностью и как правило плохими погодными условиями?

Эта схема вообще не имеет отношения к местным перевозкам.
Вопрос касается, в первую очередь, компаний, размещающих ресурсы в GDS, а также
лоу-костеров.

Dawdler      31/01/2013 [20:49:47]#8
В свете последних публикаций в прессе и положительной реакции руководства, как авиационной отрасли, так и официальных государственных лиц, тема является действительно актуальной и необходимой для внедрения в деятельность авиакомпаний. И предложенные мной разработки (в отдельно взятом участке) полностью соответствуют концепции перехода российской авиации на мировой уровень.

1. Похвалить себя это хорошо.
2. Минтранс мечтает о невозвратных авиабилетах, а не в отказе перевозки при лишнем пассажире.
3. В США у пассажиров другой менталитет.
4. Как быть с ОВЕРБУКИНГЕ при полете из Якутска в Пивек, Бодайбо, Витим (Вы знаете, где находятся эти города?), где рейсы выполняются 2 раза в неделю до еще и субсидируются государством, а на улице -50 градусов по Цельсию?
Предлагаю Вам приехать в аэропорт Домодедово с грудным ребенком, встать в очередь на регистрацию и оказаться лишней. Следующий рейс Вам предложат через день.
Вам понравиться такой ОВЕРБУКИНГ?

Абель      01/02/2013 [06:48:13]#9
Мозговая - это псвдоним, выбранный на основе овербукинга, с запасом.

Дядя      01/02/2013 [10:07:12]#10
Не уверен, что Кристина читает комментарии к своей статье на AEX, но не помешает заметить следующее:
1) Overbooking это по-русски перебронирование на конкретном рейсе, и к проблемам пассажиров, которым отказано в перевозке, отношения не имеет СОВСЕМ.
Почему она считает, что это сверхлимитная(?) продажа для профессионалов не понятно. "Стратегия(?) перепродаж основывается на постоянном анализе загрузки конкретного рейса, а так же go-show и no-show.
2) Кристина явно хочет сказать о перепродаже рейса, а не о перебронировании, но почему-то скрывает это. Перепродажа тоже случается, это нормальная практика, также основанная на анализе бронирования и go/now-show.
3) Вопрос компенсации пассажирам, которым компания вынуждена отказать в перевозке, это вообще отдельная тема, строго говоря не относящаяся к перепродаже рейса. Причины могут быть самые разные- пассажиры задержанных или отмененных рейсов, go-show, депортации и проч.
4) Общее пожелание- как сказал классик, "О друг мой, Аркадий, не говори красиво".
Успехов на научной ниве.

Дарья Tierno      01/02/2013 [10:15:31]#11
Спорить с теми, кто прокомментировал статью с т.зрения практики применения непосредственно в аэропорту не буду. Во-первых, потому, что согласна полностью, а, во-вторых, потому, что мне видится, что толпа недовольных, не попавших на рейс, это, так сказать, вершина айсберга.
Давайте забудем на момент про менталитет и прочие психо-эмоциональные составляющие. Это есть, это важно, но не суть.
Во-первых, чисто в порядковом, а не в смысловом значении, в тех же Штатах количество авиаперевозчиков и рейсов в одну и ту же точку, мягко скажем, гораздо выше, чем у нас. В связи с этим, стоимость билета ниже. Следовательно, купить билет на ближайший рейс, чисто даже теоретически (тут автор статьи тоже всё больше о теории вопроса), проще.
Я уже не говорю об их сервисе, об их аэропортовых зонах ожидания и трапезы и прочих радостях жизни, недостаток которых так явно ощущается за пределами двух столиц.
И совсем уже я молчу о том, что может вполне так случится, что (ну, как к нему не вернуться?) наш драгоценный менталитет, умноженный на "уроки 90-х", даст вполне себе понятные плоды в виде отталкивания нашими джентельменами всех, кто не так силен и ловок, а именно детей, женщин (в т.ч. беременных), стариков и инвалидов. Безусловно, есть у нас джентельмены, которые место оной категории людей уступят. И дамы есть, что коней на скаку... Но, дорогие мои, дамы и в большей степени господа, давайте будем смотреть правде в лицо, хоть морда у нее хуже, чем у Шарапова в тот самый момент... Правда мои дорогие, что даже в метро мало кто из вас уступает место... ребенку ли, женщине ли, пожилому человеку... И редко кто без указаний сфетофора, регистрации камерой или наличии сотрудника ГАИ решиться не нарушать ПДД... Поэтому я вполне себе могу представить, что топла, извините, бранно ругающихся мужиков окружит ту самую девочку в аэропорту, которая регистрирует на рейс и вполне себе спокойно улетит по своим делам, оставив за бортом самолета, как часто за бортом жизни, всех, кто слабее...если этот слабее не ваш ребенок, беременная жена или престарелая мать... тчк...
Во-вторых, оставшиеся (что проще?) начнут звонить родным и близким, извещая их о случившемся... и... о, чудо! среди них окажутся грамотные люди... они успокоят своих родных, дадут им ценные указания и через некоторое время наши авиаперевозчики будут вынуждены нанимать армию юристов и платить... сначала юристам, потом не улетевшим пассажирам, а там, кто знает, может и Роспотребнадзор со Следственным комитетом подтянуться... И тогда мы единым фронтом угробим ко всем чертям нашу авиацию, оставив на плаву непотопляемый Аэрофлот...

Как юрист, уже без эмоций и опусов, чисто профессионально, могу добавить: у нас один из лучших Гранданских кодексов и лдин из сильнейших Закон "Озащите прав потребителей". Другой вопрос об их толковании и применении. Но это другой вопрос.
Мысль автора о том, что надо внести изменения в законодательство правильная, но не реализуемая. Мы не можем нарушить ратифицированные ранее международные Конвенции по правам человека, ребенка и прочее... Мы не может в своих законодательных актах противоречить нашей Конституции, которая защищает всё те же права человека и гражданина.
Нельзя...просто НЕЛЬЗЯ продавать услугу, которая в дальнейшем не будет оказана. И дело не в компенсационных моментах. Типа, не сели в самолет, получите Ваши деньги. НЕТ! Дело именно в том, что гражданину РФ (еще хуже, если не гражданину РФ...тут уж точно пишите письма...) предлагают купить услугу, оказание которой ЗАВЕДОМО!!! может не произойти.
С учетом высказанного о количестве рейсов, только представьте себе, что на такой эксперимент пойдет некая мелкая региональная компания... А человеку, пришедшему на рейс последним, хотя бы потому, что и наземный транспорт у нас не айс работает, нужно ехать на операцию, допустим. И что? Тогда мы будем объявлять типа: "граждане не уступит ли кто место вот этому гражданину?" А если не кто не уступит? Опять же опустим морально-психологическую составляющую, не уступит и будет иметь на это право!
А если гражданин, летящий на операцию не захочет оповещать окружающих о своем здоровье, на что он тоже, кстати, имеет право...а? и что тогда? ... а вот тогда, это будут уже не просто гражданские разборки в суде о неких компенсациях... тогда это уже уголовное преступление со стороны должностных лиц компании и того самого аэропорта отправления...
Я, мягко скажем, не люблю не профессионалов... Больше всего их в журналистком сообществе, увы... Но я им даже иногда прощаю их опусы... А вот, когда подобную х**ню пишет экономист... преподаватель... уважаемого ВУЗа... мысль возникает одна:"Боже, куда мы катимся?"...

Так что, как говориться, делайте выводы...

UNIVERsam      01/02/2013 [11:45:58]#12
Зря Вы, коллеги, набросились на красивую девушку. Мне импонирует самостоятельная точка зрения. Хватит блуждать в трех соснах, которые посадили еще наши деды. Пора выбираться. Кристина - наш проводник!!!

Дарья Tierno      01/02/2013 [13:05:53]#13
)хочу добавить один штрих к портрету...
вот сайт, на котором указаны образования и иные регалии и заслуги автора...
http://www.hse.ru/org/persons/ ...

Господа, я б сошла с ума, если у меня была бы такая не связанная между собой куча знаний... не мудрено, что девочку кидает во всех направлениях... и Вам океанология, и авиация (нет, ведь что не говори, реально близкие отрасли, как раньше говорили, народного хозяйства...) а тут еще и эти знания по экономике...
...и после этого всего накопленного багажа знаний... быть... преподавателем кафедры эконом ТЕОРИИ!!! ё-моё... это что теперь за математики пошли с красными дипломами, что кроме как преподавать ЭКОНОМТЕОРИЮ! ничего не могут... если б могли...разве б стали отираться на такой кафедре...
нет, я сама по одному из образований экономист и люблю экономтеорию, и преподаватели у меня были золотые люди, до сих пор всех по именам-отчествам помню...НО экономтеорию преподают на ПЕРВОМ курсе эконом ВУЗа... и тока лишь для того, чтобы дать дорогу остальным предметам, подготовить почву, так сказать... чтоб юные Штуденты отличали кривую спроса от кривой предложения, ориентировались в макро и микроэкономике и не путались в терминологии типа " дефлятор", "стагфляция" и прочих экономисту нужных терминах... формируют, так сказать, понятийный аппарат...
Зато теперь на свои места становятся все нестыковки и опусы автора... Голова пухнет от идей и знаний так, что получается, как говорят дети, билиберда...

Дядя      01/02/2013 [13:17:30]#14
)хочу добавить один штрих к портрету...
=========
И еще один штрих- преподаватель супер-пупер ВШЭ!!!!
Кузница элиты....

AngelA      01/02/2013 [13:38:48]#15
Ну что вы все в самом деле. Ну написала девушка статью - ну так она преподаватель, что же ей еще делать. Если б она работала в перевозках или в отделе управления доходами, она б не писала столько красивых и ничего не значащих слов.

RR-navi Эксперт «Aviation EXplorer»      01/02/2013 [16:51:44]#16
Бедная девушка. То то взгляд такой грустный........
Запуталась в терминах как та блондинка в машине с механической КП
....Три педальки-а ножки две-е-е....
Много слов и ни о чем.
Согласен с ув. Дарья Tierno
С Ув RR

sb2000      01/02/2013 [21:54:17]#17
Всем сведущим понятна неосуществимость этой схемы в ближайшем российском будущем...Отсюда маленький вопрос: Зачем эту статью разместили в топе?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/02/2013 [00:13:10]#18
sb2000:

Всем сведущим понятна неосуществимость этой схемы в ближайшем российском будущем...Отсюда маленький вопрос: Зачем эту статью разместили в топе?


Это уже вопрос ко мне.
1. Разместили, чтобы обсудить с вами тему овербукинга.
2. Убедилдись, что обсуждать данную тему практически не с кем. Мало кто понимает, что такое овербукинг и как этот механизм используют для повышения продаж в цивилизованных странах.
3. Каждый третий способен осилить лишь заголовок и информацию об авторе, а статью не читал.
4. Главный аргумент большинства высказавшихся мужчин - молчи женщина.
5. Главный аргумент высказавшихся женщин - что, самая умная?

Остальным, кто высказывался по существу, спасибо.

UNIVERsam      02/02/2013 [00:36:02]#19
Молодец Роман, защитил девушку! Однако, я раньше высказался в ее защиту, хоть и не по существу))..

горын      02/02/2013 [02:55:04]#20
Регламент ЕС № 261/2004 может быть выбран как основа для действий перевозчика при сверхлимитных продажах

Конституционный суд не пропустит. Налицо противоречие с законом о защите прав потребителей. Возможное применение - только как вынужденнная мера. Ну так это и так всеми применяется.

RR-navi Эксперт «Aviation EXplorer»      02/02/2013 [07:07:50]#21
для GRV
Роман Владимирович статью то осилили, да только не о чем. Понятно что тема повышения рентабельности авиабизнеса достаточно острая. Но. Ув. Дарья Tierno провела замечательный анализ. И с точки зрения нашей действительности, и с точки зрения нашего законодательства, и с точки зрения последствий. Ну нет у нас и того трафика. Может быть только по отдельным направлениям.
С Ув RR

горын      02/02/2013 [07:33:37]#22
Чтобы не "возить воздух" надо за пару часов до вылета распродажи билетов в кассах аэропорта устраивать, а не перепродажи. Всегда найдутся студенты и другие желающие потерпеть пару рейсов (в ожидании), за то здорово сэкономить.

Дядя      02/02/2013 [08:56:22]#23
Роман- давайте обсудим....
Только что? Перебронирование, перепродажу, отсутствие мест для ОК пассажиров или вопросы компенсации при отказе в перевозке?
С большим удивлением узнал, что девушка 1, 5 года отработала в ГТК в отделе управления доходами!!!!

faster      02/02/2013 [12:59:20]#24
Да уж... у человека опыт работы с 2009 года.. И она пытается писать какие то умные вещи....
Деточка - ты иди порабай в реальном бизнесе лет 10-15 для начала... Потом УЧИ кого то

Авиадиспетчер      02/02/2013 [14:59:44]#25
Я понял. Соль статьи - в комментариях. Право, стоило писать очередной опус, чтобы получить такие чудные рецензии.

Дарья Tierno, браво!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/02/2013 [15:26:06]#26
Рукоплескания Дарья Tierno ещё раз подтверждает мои слова. Ни она, ни многие другие не имеют никакого понятия об овербукинге. И прежде чем рассуждать о международных конвенциях, которые мы якобы нарушим, лучше бы подумали, почему в других государствах и овербукинг есть, и конвенции не нарушены, и пассажиры довольны, и авиакомпании.

Drejtori      02/02/2013 [15:44:04]#27
лучше бы подумали, почему в других государствах и овербукинг есть

Дико извиняюсь, но попадал на овербукинг неоднократно. В Аэрофлоте разок, и несколько раз КДавиа (царство ей небесное). Я в этой торговле билетами ничего не пониманию, но тем не менее приключалось, когда по купленному билету улететь один раз не мог. Три раза просто сажали в бизнес, вместо эконома. Или это что другое, никому из непосвященных непонятное?

Авиадиспетчер      02/02/2013 [16:01:45]#28
А еще в Китае есть экономическое чудо. И что? Мы-то каким боком к тому, что есть в других странах?
Про 1 рейс в неделю Дарья как раз и написала. Когда вы улетите из Чокурдаха, не попав в самолет по билету? И в каком буфете будете питаться в ожидании следующего? "В других странах" самолеты ходят чаще, чем электрички на Ленинградском направлении. Вот такое маленькое отличие.

горын      03/02/2013 [13:53:58]#29
2GRV

При всём уважении, но что значит "не имеют никакого понятия об овербукинге"?
Имеют и основываются на многолетнем практическом опыте. Эта практика у нас в стране есть и она не эффективна. Компенсационные суммы никогда не устроят пассажиров (как и сумма по ваучерам на питание предоставляемым при задержках в портах)!
И обсуждать тут нечего, ввиду слабой компетентности автора по данному вопросу (хотя написано бойко, молодец). Надо было не в офисе сидеть, а идти в зал к пассажирам.

На вскидку примерьте сию статью на себя - Вы на последние деньги добираетесь до порта в ....... Ёханесбурге. Приходите на регистрацию, а вам говорят "УПС ...приносим извинения, но мест больше нет. Пройдите в кассу вам там выплатят 100 евро и переоформят билет на следущий рейс. - А когда рейс? - А через две недели.... -Нет уж, отправляйте меня Эйр Франсом через Париж или KLM-ом! - Упс... это невозможно. У Вас самый дешёрый тариф не предусматриващий подбных переоформлений. Только гостиница и 100евро компенсации за перебронировку рейса
Думается, что Вы и не подозреваете о некоторых возможностях своих голосовых связок....

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      04/02/2013 [02:19:42]#30
Ладно, начнём с азов :)

Овербукинг – перебронирование/перепродажа – продажа большего количества билетов, нежели вмещает воздушное судно на конкретный рейс.

Как возникает овербукинг?:
- Ошибка системы бронирования или ошибочно внесены неверные данные в систему бронирования
- Умышленный ввод неверных данных в систему бронирования авиакомпанией

Итак, вопрос: зачем авиакомпании продавать билетов больше, чем она может перевезти пассажиров?

Ответ: уж точно не для того, чтобы получить удовольствие от посыла части пассажиров на …

На самом деле, задача авиакомпании продать ровно 100% билетов, ни больше, ни меньше.
Но реализовать это даже в высокий сезон непросто, так как часть пассажиров имеет свойство передумывать, сдавать в последний момент купленные ранее билеты, опаздывать на рейс или просто не являться. Штрафные санкции за возврат билета не компенсируют реальных потерь авиакомпании, особенно если билет был приобретён заблаговременно и по минимальному тарифу.

В Западных авиакомпаниях решение этой проблемы поставлено на научную основу. Там следят за статистикой продаж/возвратов по направлениям, дням недели, и т.д., анализируют информацию и, применяя инструмент перепродаж, пытаются добиться 100% соответствия вместимости ВС и количества пришедших на посадку пассажиров.

И статья Кристины не о том, как продать больше и законно кинуть, а о том, как повысить доходность с рейса.

Идём дальше. Конечно, никакая математическая модель не поможет вычислить количество возвратов билетов на конкретный рейс, и возможна ситуация, когда в аэропорт приедет больше пассажиров, чем вмещает ВС. Для этого иностранные авиакомпании применяют законные и цивилизованные методы разруливания ситуации:

1. Если лишних пассажиров немного и есть места в бизнес-классе, то их пересаживают туда. Авиакомпании выгодней перевезти в бизнесе по цене эконома, чем везти просто воздух.

2. Если лишних пассажиров много и имеется резервный борт чуть большей вместимости, можно заменить ВС.

3. Чётко соблюдаются принципы добровольности и возмездности. Сам несколько раз был свидетелем овербукинга в Европе. Например, во Франкфурте, перед посадкой объявили, что перепродажа 10 билетов на рейс. Тем, кто готов задержаться в аэропорту на 2 часа и улететь следующим рейсом, будет выплачена компенсация в 200 Евро. Не знаю, поверите ли, но народ бежал наперегонки. Очередь была человек 40. И те, кому не достался «счастливый билет» в 200 евро, были очень расстроены. Правда, прагматичные немцы компенсацию выплачивали не деньгами, а чеками, которые можно отоварить в магазинах duty-free или ресторанах стерильной зоны. То есть, и денег реально выплатили меньше, так как явно по чекам от магазинов возвращается авиакомпании % за «поставку» клиента, и деньги остались в экономике Германии. Но это никого из добровольцев не расстроило.

Так что никаких насильно оставленных в аэропорту женщин с детьми, о чём здесь писали, там и близко нет.

4. Этот прием применяется исключительно на направлениях, где высокая частотность перевозок. Это обязательная составляющая успеха. Причем, неважно, вы ли выполняете второй рейс или иная авиакомпания. Можно перебросить пассажира ей. То есть, никто не допускает существенного нарушения договора перевозки и необходимости выплат больших компенсаций в виде гостиницы и питания.

А теперь о сути статьи Кристины. Дело в том, что овербукингом балуются и российские авиакомпании, но незаконно - партизанят. От этого страдают пассажиры. Был случай, когда авиакомпания, чтобы скрыть перепродажу билетов и не перевозить лишних пассажиров, просто объявила им, что их билеты фальшивые и не пустила на борт. Так вот Кристина призывает законодателей обратить внимание на этот механизм повышения доходности и его приведение в законное русло. Чтобы авиакомпании не партизанили, чтобы их действия были чётко регламентированы законом, а права пассажиров защищены.

5. Ещё одна причина возникновения «овербукинга». Допустим у вас на рейст стояла 150-местная машина. Но продано всего 100 билетов. Вам бы заменить борт на свободный от полётов 95-местный Суперджет, но куда тогда деть 5 лишних пассажиров? Если вопрос можно решить в правовом русле, то запускается механизм п. 3 и в путь. Чем везти 50 пустых кресел и выполнит убыточный рейс, лучше сделать его прибыльным, а пяти добровольцам выплатить компенсацию.

Ещё раз хочу подчеркнуть необходимые условия: добровольность, возмездность, задержка вылета не более чем на несколько часов.

Фу, иного букафффф, но постарайтесь осилить. Тогда будет что обсуждать :)

С уважением,
GRV


Михаил_К      04/02/2013 [09:01:27]#31
GRV | форум автора сообщения

sb2000:

Всем сведущим понятна неосуществимость этой схемы в ближайшем российском будущем...Отсюда маленький вопрос: Зачем эту статью разместили в топе?


Это уже вопрос ко мне.
1. Разместили, чтобы обсудить с вами тему овербукинга.
2. Убедилдись, что обсуждать данную тему практически не с кем. Мало кто понимает, что такое овербукинг и как этот механизм используют для повышения продаж в цивилизованных странах.
3. Каждый третий способен осилить лишь заголовок и информацию об авторе, а статью не читал.
4. Главный аргумент большинства высказавшихся мужчин - молчи женщина.
5. Главный аргумент высказавшихся женщин - что, самая умная?

Остальным, кто высказывался по существу, спасибо.

За красивыми терминами и словами скрывается банальный "пузырь" очередной пирамиды. Зачем переносить всё худшее из банковского сектора в реальную экономику? Мало кризисов в стране? США имеют самую развитую в мире ГА и поэтому у них большая устойчивость такой пирамиды. В нашей стране такая схема возможно приемлема только для рейсов Москва - Санкт-Петербург и из этих городов в Сочи. В остальных случаях либо не хватает частоты полётов, либо в наличии избыточные провозные ёмкости (тема неактуальна).

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      04/02/2013 [09:43:52]#32
2 Михаил_К

А предыдущий мой пост вы явно не читали. Какое отношение имеют банковские финансовые пирамиды к овербукингу?

Авиадиспетчер      04/02/2013 [12:20:34]#33
Видимо, такое, что направлений с постоянной высокой загрузкой при условии наличия достаточного числа рейсов на случай неулета на 1/6 (когда-то) части суши всего два:
МОВ-ЛЕД, ЛЕД-МОВ. Т.е. фактически одно. Это наша главная проблема? Может, все-таки лучше раскрыть тему претворения в жизнь "концепции перехода российской авиации на мировой уровень"?

Дядя      04/02/2013 [12:45:29]#34
Видимо, такое, что направлений с постоянной высокой загрузкой при условии наличия достаточного числа рейсов на случай неулета на 1/6 (когда-то) части суши всего два:
МОВ-ЛЕД, ЛЕД-МОВ. Т.е. фактически одно

Это весьма спорно...
Загрузка рейса очень сильно зависит от направленеия, дня недели, периода, времени вылета... На любом рейсе бывает перепродажа. С этим ежедневно сталкивается любая большая авиакомпания.

Greg36      04/02/2013 [13:21:03]#35
2 GRV:

Как возникает овербукинг?:
- Ошибка системы бронирования или ошибочно внесены неверные данные в систему бронирования
- Умышленный ввод неверных данных в систему бронирования авиакомпанией



Мне кажется, это только одна сторона процесса. Самая интересная часть - это когда пассажир, уже купивший авиабилет, по каким-то причинам не явился на регистрацию - то самый no-shows. Читал статью, где было сказано, что таких в США в среднем на каждый рейс до 10-15%. Поразительно, если, конечно, это так.

Вот тут важен и прогноз, и адекватная математическая модель, определяющая, где авиакомпании стоит остановиться, продавая билеты сверх физической емкости воздушного судна, назначенного на рейс. В эту модель, естественно, входит компенсационная функция (процедура компенсации). Об этом, как я понял, в статье и речь в том числе.

Само собой, малая частотность или коэффициент загрузки на рейсе не способствуют, мягко говоря, использованию овербукинга. Кстати, мне не по душе термин "перепродажа". Двусмысленно как-то. "Сверхлимитные продажи" звучит более понятно. Но решение не применять эту процедуру, например, если следующий рейс через 1-2 дня, должно быть естественным, т.е. невыгодным авиакомпании, в том числе потому что она должна будет либо сильно компенсировать, либо должен быть ограничен верхний предел временного интервала.

Ну, и ко всем участникам: действительно, давайте помягче и по существу. Ясное дело, что тут высказывались высокие профессионалы и практики, которые давно применяли сверхлимитные продажи и рассчитывали пределы бронирования для ценовых классов, но они же не сразу этому научились. И конечно, давайте экономить мягкие знаки в некоторых глаголах.

Greg36      04/02/2013 [13:23:50]#36
2 Дядя:

На любом рейсе бывает перепродажа. С этим ежедневно сталкивается любая большая авиакомпания.



Скажите, а что Вы понимаете под "перепродажей" и "перебронированием"? Спасибо

Дядя      04/02/2013 [13:59:13]#37
Перебронирование= количество пассажиров со статусом "ОК" превышает количество мест, открытых к продаже.
Перепродажа= количество купленных билетов превышает количество мест, открытых к продаже.
Отказ пассажиру в перевозке= количество явившихся на регистрацию пассажиров с билетами и статусом "ОК"(либо open) превышает количество мест в самолете.

AngelA      04/02/2013 [16:24:48]#38
В редакции GRV статья выглядит намного интереснее.
Тема не нова, авиакомпании уже используют овербукинг в управлении доходами, но для этого нужна ИМХО статистика графика продаж и загрузки рейсов. Ну и , конечно, грамотные сотрудники, управляющие этими доходами. Я не собираюсь оценивать персонал авиакомпаний, но говорить об овербукинге как о "концепции перехода РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ на мировой уровень" теоретически может и верно, но практически...
Слишком у нас разные эти самые российские авиакомпании. А рассказывать об овербукинге, как о концепции ... специалистам Аэрофлота и других крупных компаний, думаю не стоит.

soleg60      04/02/2013 [17:08:55]#39
GRV | форум автора сообщения
Ладно, начнём с азов :)...

Я не спорю с азами, но есть возражение:
-овербукинг работает в налаженной и устоявшейся системе перевозок , сервиса и менталитета Европы и Америки. Прежде чем задуматься о овербукинге они реализовали многое из того, что в нашей стране еще предстоит сделать. Т.е. они прошли определенный путь развития, получили положительные результаты и пошли дальше.
В наших условиях пассажир расплатится за "финансовую эффективность".

Дядя      04/02/2013 [17:14:01]#40
Овербукинг- он и в Африке овербукинг. И менталитет здесь притягивать не стоит.
Просто необходим некий баланс интересов авиакомпании( загрузить больше) и интересов пассажира( гарантировано улететь или получить подобающую компенсацию).

Михаил_К      04/02/2013 [17:18:32]#41
GRV | форум автора сообщения

2 Михаил_К

А предыдущий мой пост вы явно не читали. Какое отношение имеют банковские финансовые пирамиды к овербукингу?

Во-первых, я видел страницу до обновления ещё до Вашего сообщения и не мог его прочитать.
Во-вторых, данная система даже в США не всегда работает без сбоев.
В-третьих, если отбросить красивые слова, то подразумевается неконтролируемая извне продажа билетов АК на рейсы. В наших условиях получится финансовая пирамида, либо вопрос заадминистрируют настолько, что даже грамотное использование такого инструмента станет неприемлемым для АК.
В-четвёртых, не на всех направлениях данная система применима.

Дядя      04/02/2013 [17:29:39]#42
1) Эта "система" нигде без "сбоев" не работает
2) Никакой "неконтролируемой извне(?)продажи билетов нет. Она как раз контролируется очень жестко
3) Никакой "финансовой пирамида" здесь нет. Вам это попытались объяснить.
4) "Данная система" касается определенных авиакомпаний( см.выше), а не направлений.
5) Остальное верно.

kv1      04/02/2013 [22:13:31]#43
GRV
Конечно, никакая математическая модель не поможет вычислить количество возвратов билетов на конкретный рейс, и возможна ситуация, когда в аэропорт приедет больше пассажиров, чем вмещает ВС

Более того, загрузка рейса будет ясна только после окончания посадки, поскольку многие регистрируются электронно и сам факт регистрации за сутки до вылета не гарантирует, что они вовремя окажутся в аэропорту, а не проспят или не застрянут в пробке. А после окончания посадки искать добровольцев будет сложновато, опять-таки чемоданы выгружать - оно надо? Проще западным компаниям, в которых в бизнес-классе обычные сиденья, просто на средние места билетов не продают - там в случае овербукинга можно рассадить лишних на эти пустые места, потеснив "бизнесменов" (с соответствующей компенсацией).
Что касаемо исходной статьи, то она ни о чем. Ни одной цифры, ни одного фактора, который нужно учитывать при расчете лимита овербукинга, вообще одна вода. "Давайте введем овербукинг, он позволит повысить прибыли компаний" - вот и вся статья. Спасибо, кэп.

Gloria      04/02/2013 [23:22:33]#44
Было бы неплохо подсчитать вероятность получения пинка под зад с купленным билетом! а заодно иметь рейтинг перевозчиков по такому показателю!
Вы можете себе представить в билете где на месте № кресла стоит " Ваш шанс улететь равен P=0.8, но если вы купите билет на дату вылета позже Ваши шансы возможно возрастут.
А вообщем-то принцип понятен "если вы собрали N сумму а вернули N-1 то это оправдано!".
"Стратегии сверхлимитных продаж не вызывает сомнения" РАСКОПАЙТЕ и повести себе в ВШЭ портрет К. Маркса с подписью УЧЕНИЕ МАРКСА ВСЕСИЛЬНО ПОТОМУ ЧТО ОНО ВЕРНО! это должно помочь.

Greg36      05/02/2013 [00:36:00]#45
"стратегия сверхлимитных продаж" не вызывает сомнения, потому что просто основана на здравом смысле. Если исторические данные показывают, что к вам на рейс, на который назначен, скажем, 100-местный самолет, приходит к регистрации в среднем 97 человек, то глуповато этим не пользоваться. Но при этом, естественно, надо бы знать, где правильно остановиться, чтобы не потерять на компенсациях больше, чем получил от продажи более 100 билетов. А это зависит, в том числе, от процедур компенсации. Если они продуманы, то всем легче, а если нет - то и имеем, что имеем

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      05/02/2013 [02:19:09]#46
kv1:
Более того, загрузка рейса будет ясна только после окончания посадки...

Не посадки, а регистрации. Если вы читали приведённый мной пример в п.3, то добровольцы были приглашены уже на гейте минут за 15 до посадки в самолёт. Им здесь же на стойке перерегистрировали билеты на следующий рейс, выдали компенсацию и они пошли гулять по стерильной зоне.

горын      05/02/2013 [02:43:41]#47
2GRV


kv1:
Более того, загрузка рейса будет ясна только после окончания посадки...

Не посадки, а регистрации

kv1 прав. интернет регистрация - очень каверзная вещь (хотя для пассажира конечно удобная штука). Неявка таких паксов выявляется в последний перед отправлением момент.

Сейловые распродажи свободных мест на момент регистрации гораздо надёжнее перебронировок, хотя и менее доходны. Там всё по честному.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      05/02/2013 [03:13:44]#48
2 горын

Для этого в аэропортах на посадке существуют изолированные гейты (отгороженные стеклянными стенами). При входе туде пассажир предъявляет паспорт и его учитывают. За 20 минут до вылета посадка (по правилам) заканчивается. Следовательно, все, кто нахолятся в этом накопителе, те и явились на рейс. Можно запускать процедуру для овербукинга, если он имеется.

Михаил_К      05/02/2013 [09:33:47]#49
Дядя | форум автора сообщения

1) Эта "система" нигде без "сбоев" не работает
2) Никакой "неконтролируемой извне(?)продажи билетов нет. Она как раз контролируется очень жестко
3) Никакой "финансовой пирамида" здесь нет. Вам это попытались объяснить.
4) "Данная система" касается определенных авиакомпаний( см.выше), а не направлений.
5) Остальное верно.

1. Про то и речь.
2. В США - да, у нас - огромные сомнения. Либо контроль сделает этот инструмент неработоспособным, либо должного контроля у нас не будет (если даже с вопросами безопасности полётов должного контроля нет).
3. Это худший сценарий, когда недобросовестные АК будут таким образом привлекать дополнительные средства заранее продавая неликвидные билеты. Реальный сектор экономики не может в полной мере использовать виртуальные инструменты финансового сектора, поэтому чистой "пирамиды" не будет точно. В целом, это беда отрасли, в которой реальный доход получают банки, лизинговые компании и в меньшей мере авиапроизводители, а АК сводят концы с концами.
4. Это тоже понятно, но не на каждое направление можно проецировать такой инструмент.

Дядя      05/02/2013 [09:41:52]#50
недобросовестные АК будут таким образом привлекать дополнительные средства заранее продавая неликвидные билеты.

Авиакомпания не продает "заранее неликвидные билеты"...
Еще раз- не путайте перебронирование с перепродажей.
В любом случае пассажир, которому по разным причинам отказано в перевозке, является источнтком дополнительных расходов, а не доходов.

[+] Посмотреть все комментарии (111)





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer