FIDAE когда-то зародилась как выставка местного значения, а теперь это один из крупнейших авиасалонов южноамериканского региона. Об этом говорит то количество высших военных чинов и специалистов, которые прибыли в Сантьяго в первый месяц чилийской осени.
О статусе FIDAE говорит тот факт, что два крупнейших производителя гражданской авиатехники Boeing и Airbus представили на статической экспозиции авиасалона свои наивысшие достижения: Boeing 787 Dreamliner и Airbus А380. Понятно, что это была презентация не для чилийского рынка, а, как минимум, для гостей из всех стран региона. К тому же, такая демонстрация мощи североамериканского и европейского авиапромов – хорошая имиджевая поддержка предприятиям своих стран, предлагающих в Чили продукцию как гражданского, так и военного назначения. И они не прогадали, к обоим самолётам выстроились очереди из желающих посетить пассажирский салон и заглянуть в кабину пилотов.
Но, первое, что бросается в глаза на FIDAE, это её военная ориентированность. И это не удивительно, выставка проводится под патронажем министерства обороны Чили. Вооруженные силы Чили имеют репутацию самых обученных и современных на континенте. По своему профессионализму и техническому оснащению чилийская армия приближается к самым развитым странам мира. Модернизация и наращивание технических возможностей армии происходят практически непрерывно. Этому способствует и самый высокий в регионе показатель ВВП на душу населения.
И сам регион не относится к спокойным. Далеко не со всеми соседями у Чили добрососедские отношения. В каждой стране региона очень внимательно следят за программами перевооружений соседа, за тем, какой тип вооружений, с какими характеристиками и у кого он приобретает, и предпринимают ответные шаги по склонению чаши весов в свою пользу. Поэтому на выставке широко представлены не только авиация, но и стрелковое вооружение, и ракетные системы.
По представительству на выставке я бы разделил экспонентов несколько наиболее заметных групп: Компании США и Канады, Европы, Израиля, России, других стран. Близость США заметна и экспозиция американских производителей была самая внушительная, причем, как в выставочных павильонах (американцы заняли целый павильон), так и на статической площадке. Североамериканцы показали боевые и транспортные самолёты, самолёты заправщики, вертолёты.
Европейцы тоже старались не отстать и также «оккупировали» целый павильон. Участники салона рукоплескали великолепному пилотажу итальянских «Спартанцев» на транспортном самолёте С-27J. Но наиболее интересным экспонатом европейского авиапрома стал новый военно-транспортный самолёт А-400М, который уже заказан чилийскими ВВС
Достаточно заметной на FIDAE была экспозиция Израиля, с которой российская фактически разделила павильон на двоих. Израиль представил множество образцов стрелкового вооружения, ракеты и беспилотники. Вообще, экспозиция Израиля показалась наиболее современной и интерактивной. Израильтяне даже построили стерео-кинотеатр, для демонстрации своих достижений. Единственное, что вызывало желание побыстрей покинуть эту часть экспозиции – ощущение, что находишься под неусыпным взглядом крепких бритоголовых парней (которых я называю – масадовцы), внимательно изучающих надписи на твоём бейдже.
И, конечно же, российская экспозиция, которую не обошли вниманием многие высокопоставленные чиновники и военные чины стран региона. Она состояла из представительств Объединенной авиастроительной корпорации, Рособоронэкспорта, Ростехнологий, Вертолётов России и стенда питерской компании Транзас. К сожалению, в этом году мы не привезли в Чили ни одного натурного экспоната, а на стендах демонстрировались лишь модели. Но, по количеству, а главное, по «качеству» визитеров, было очевидно, что нашу технику знают и ей интересуются. Россия является традиционным участником салона с 1994 года. В небе над Сантьяго не раз демонстрировались лучшие российские разработки, в том числе истребители семейств "Су" и "МиГ". В 2002 году группа чилийских парламентариев прямо на выставке совершила ознакомительный полет на борту вертолета Ми-17. В 2008 году прошли полеты вертолета Ка-32, а в 2010 - уникального самолета-амфибии Бе-200.
На стенде ОАК демонстрировались новинки нашего самолётостроения: Су-35, Як-130, Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Очевидно, что у российских гражданских самолётов пока мало шансов пробиться на рынок, где властвуют Эмбраер, Боинг и Бомбардье. А вот к боевым самолётам посетители салона проявляли неподдельный интерес, особенно к учебно-боевому Як-130. По словам Начальника департамента анализа и перспективного планирования Рособоронэкспорта Сергея Свечникова, сейчас подошёл такой период, что во всём мире к этому самолёту резко возрос интерес: «Я думаю, что скоро Як-130 на этом континенте появится». Сейчас военно-воздушные силы сразу нескольких стран региона рассматривают возможность покупки Як-130. В корпорации Иркут также сообщили, что на FIDAE прошли переговоры с главкомами ВВС Аргентины, Боливии, Парагвая и Уругвая. Не обойдён вниманием и Су-35. В данный момент Венесуэла, Аргентина и Бразилия рассматривают возможность покупки этих боевых машин. Самолёт с огромными возможностями, но и достаточно дорогой. Принятие решения о приобретении такого боевого комплекса – процесс достаточно сложный, - говорят в Рособоронэкспорте, - но, рано или поздно количество перерастёт в качество и будет всплеск продаж.
Справка.
Учебно-боевой самолет Як-130. Может успешно использоваться не только для эффективного обучения пилотов, но и в качестве легкого боевого самолета. Он экономичен и отличается высоким уровнем безопасности, его система управления способна в учебных целях имитировать полет на различных типах истребителей. Кабина Як-130, оборудованная большими (6х8 дюймов) цветными многофункциональными индикаторами, полностью соответствует концепции "стеклянной кабины", а органы управления - концепции HOTAS. Масса боевой нагрузки Як-130 составляет 3 тонны. Самолет оснащен различными видами управляемого и неуправляемого оружия.
Многоцелевой истребитель Су-35. На этом сверхманевренном истребителе применены технологии пятого поколения. Кроме того, к особенностям Су-35 следует отнести его оснащение новейшими двигателями 117С с повышенной тягой и увеличенным ресурсом, комплекс бортового оборудования на основе цифровой информационно-управляющей системы, а также РЛС "Ирбис-Э" с фазированной антенной решеткой, которая способна обнаруживать цели на расстоянии до 400 км. Все это обеспечивает его превосходство над самолетами 4-го поколения.
Помимо Су-35 и Як-130 "Рособоронэкспорт" продвигает на этот рынок и другую продукцию авиапрома и ВПК. Особое внимание уделено военно-транспортным вертолетам типа Ми-17, транспортно-боевому Ми-35М, средствам ПВО, в частности ПЗРК "Игла-С", а также ЗРК "Тор-М2Э" и "Бук-М2Э". По сухопутной тематике представлены некоторые новейшие разработки российского ОПК - противотанковый комплекс "Корнет-ЭМ" и модернизированный танк Т-90С. Подробнее об этом и многом другом читайте в интервью Сергея Свечникова «Успех зависит от того, сможем ли мы выбрать правильную маркетинговую политику»
Если появление новейших российских боевых самолётов в странах региона - дело будущего, то присутствие в Латинской Америке современной российской вертолётной техники - уже свершившийся факт. Существенным достижением стала продажа боевых вертолетов Ми-35М в Бразилию. «Мы уже поставили в Бразилию партию вертолётов Ми-35 и будем стараться поставить ещё. Благодаря более новому двигателю ВК-2500 этот вертолёт может эксплуатироваться в жарком климате с минимальными потерями характеристик. А также хорошо себя чувствует в условиях высокогорья. Новая панель приборов и система управления. Это совсем не Ми-24, как некоторые полагают. Это современная машина, созданная на базе решений, которые хорошо себя зарекомендовали. Но это другие материалы, другая электроника и так далее. Схема Ми-24 настолько удачная, что реализованный на её основе Ми-35 вызывает большой интерес со стороны потенциальных заказчиков», - рассказал Сергей Свечников.
Два вертолета Ми-171Е производства Улан-Удэнского авиационного завода были переданы ВВС Аргентины в декабре 2011 года и готовится к подписанию контакт на поставку ещё трех. Эти машины планируется использовать для поддержки полярников в Антарктиде. Аргентина также проявляет интерес и к легким вертолетам Ка-226Т. Не исключено, что речь пойдёт о совместной сборке этих вертолётов на территории Аргентины.
Также, Сергей Свечников сообщил, что была осуществлена срочная поставка вертолётов в Перу: «Хотя, все заводы у нас загружены, мы изыскали такую возможность. Это 6 Ми-171Е и 2 Ми-35П. Сейчас мы им предлагаем комплексный подход по подготовке персонала. То есть, мы не просто предлагаем тренажеры, классы и другое учебное пособие, мы сделали для заказчика анализ и подсчитали, как лучше всё это организовать, при этом минимизировать стоимость и обеспечить повышение качества обучения. И эти наши предложения вызывают большой интерес».
Возобновлены переговоры и по поставкам Ми-17 министерству обороны Чили (два года назад подписание контракта на пять вертолетов сорвал кризис и землетрясение). Об этом на пресс-конференции российской делегации на FIDAE -2012 рассказал начальник департамента внешнеэкономической деятельности и маркетинга госкорпорации “Ростехнологии” Сергей Гореславский. Кстати, на этой пресс-конференции произошел забавный «инцидент». Один из присутствующих встал и неожиданно спросил нашу делегацию: «Когда вы поставите в Бразилию 7 вертолётов Ка-32». На что получил ответ, что пока подобных обязательств у России перед Бразилией нет. На что он возразил: «Как, но у меня есть контракт?». Уже позже выяснилось, что у эксцентричного иностранца подписан контракт с бразильской государственной компанией «Петробраз» на выполнение авиационных работ. И для этого идеально подходят вертолёты Ка-32. Вот его и интересует: как скоро Россия готова поставить ему эти вертолёты. Вот такой курьёзный, но достаточно показательный случай.
Как рассказал директор департамента маркетинга “Вертолетов России” Михаил Дубровин, парк вертолетов российского производства в странах Центральной и Южной Америки на сегодня составляет около 400 машин. Это около 22% рынка. Из них 20% это военные или многоцелевые вертолеты, и только 2% — гражданские машины. И сегодня “Вертолеты России” стараются обратить внимание покупателей региона именно на гражданскую продукцию. Тем более, что в этом сегменте есть несколько новых продуктов, отвечающих потребностям региона.
“Вертолеты России” планируют сертифицировать в Мексике вертолеты Ка-226Т и Ка-32. «В Мексике достаточно большой парк вертолетов российского производства, но в основном в вооруженных силах. В гражданском секторе высока конкуренция со стороны американских производителей. Будем пробиваться на рынок государственный гражданский и коммерческий”, - сказал Дубровин.
Многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС в ноябре 2011 года получил сертификат типа в Бразилии, а в конце марта этого года “Вертолеты России” поставили (первый из двух законтрактованных) вертолёт компании Helipark Taxi Aereo, о чём было объявлено в первый день салона. Ка-32А11ВС планируется использовать для коммерческих перевозок промышленных грузов на внешней подвеске в труднодоступных районах Бразилии в бассейне реки Амазонки. Ранее, в ноябре 2010 года, компания Atlas Taxi Aereo приобрела два транспортных вертолёта российского производства Ми-171А1, которые также имеют бразильский сертификат, для использования в интересах нефтегазовой компании Petrobras. Ка-32А11ВС сертифицирован в Северной и Южной Америке, Европе и Азии. С 2011 года вертолёт сертифицирован в Бразилии, Индии, с 2009 года - в Европе (сертификат типа EASA.IM.R.133). В 2008 году Ка-32А11ВС получил сертификат в Китае, Индонезии и Южной Корее, в 2007 году – в Чили, в 2005 году – в Мексике. В 2006 году в Канаде вертолёту было выдано дополнение к сертификату летной годности, предоставляющее возможность авиаперевозок служебных пассажиров (сам сертификат был выдан Канадой вертолёту еще в 1998 году).
Справка
Ка-32А11ВС – многоцелевой вариант вертолёта Ка-32А. Вертолёт уникален как перевозчик грузов на внешней подвеске и как «летающий-кран» при монтаже высотных конструкций. Соосная схема несущей системы Ка-32А11ВС обладает рядом серьезных преимуществ в точности висения и маневренности вертолёта, что позволяет ему выполнять монтажные операции высокой степени сложности. Ка-32А11ВС может выполнять широкий спектр работ, включая горизонтальное высотное пожаротушение с помощью водяной пушки.
Ещё стоит отметить компанию Транзас, которая самостоятельно участвовала в выставке, и размах деятельности которой для меня стал настоящим откровением. «Транзас» поставляет тренажеры и другое оборудование по всему миру. Сегодня 45% мирового рынка по гражданским морским тренажерам принадлежат «Транзасу». Эти тренажеры закупают и США и Великобритания и другие развитые страны. Рынок морских карт – 100% у «Транзаса». Огромным спросом пользуются стрелковые тренажеры. Ну а мы это компанию знаем как изготовителя авиатренажеров. Недавно в Подмосковье был установлен новый полноподвижный тренажер самолёта Ан-148. Так вот он лучше и совершеннее, чем те же рядом стоящие тренажеры западных производителей.
Да, чуть не забыл. Ещё, «следы» нашего авиапрома наблюдались и на стендах иностранных производителей.
Ну и пару слов о Чили. Красивая и самобытная страна, очень приветливый народ, разнообразная и вкусная кухня. Сантьяго напоминает город юга Европы. Однако на улицах не редко встретишь и выходцев из северной Европы. Благодаря нескольким волнам иммиграции немалую часть населения составляют потомки немецких и французских переселенцев. Чили – страна, которую стоит посетить.
И в заключение о самом салоне. Было приятно видеть настоящую ярмарку передовых мировых достижений, а не музей авиации.