Компания Airbus, штаб-квартира которой расположена в Тулузе (Франция), принадлежит Европейской аэрокосмической и оборонной группе EADS и является в полной мере мировой компанией, штат которой насчитывает около 52500 сотрудников. В состав Airbus также входят его дочерние компании в США, Китае, Японии и на Ближнем Востоке, центры материально-технического обеспечения в Гамбурге, Франкфурте, Вашингтоне, Пекине и Сингапуре, центры обучения в Тулузе, Майами, Гамбурге и Пекине и 150 расположенных по всему миру представительств по обеспечению линейной эксплуатации самолетов Airbus. Также, в программы Airbus вовлечены почти 1600 фирм-поставщиков из 30 стран мира.
Airbus производит современные пассажирские самолеты вместимостью от 100 кресел, транспортные и военно-транспортные самолёты. Со времени ввода в эксплуатацию своего первого самолета в 1974 году Airbus получил в общей сложности более 10800 заказов и поставил заказчикам свыше 6800 самолетов.
Военное подразделение компании Airbus Military является глобальным лидером в производстве военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков грузоподъемностью от 3 до 45 тонн. Оно отвечает за разработку программы военно-транспортного самолета A400M, а также за производство A330 MRTT, C295, CN235 и C212. Подразделение Airbus Military продало свыше 1000 самолетов 130 заказчикам. Около 800 из них уже были поставлены разнообразным гражданским, военным и правительственным структурам.
Компания стабильно получает половину всех заказов на постройку новых гражданских лайнеров. Спектр гражданской продукции Airbus достаточно широк:
- семейство узкофюзеляжных самолетов А320 (А318/А319/А320/А321),
- семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных A330/A340,
- семейство самолетов нового поколения А350 XWB,
- дальнемагистральный двухпалубный лайнер А380.
Характерная особенность самолетов Airbus в том, что они имеют максимально возможную общностью конструкции планера, комплектации бортовых систем, компоновки кабин экипажа и пилотажных характеристик.
A320neo
Семейство самолетов А320 является самым коммерчески успешным семейством узкофюзеляжных лайнеров. В общей сложности компания Airbus продала свыше 7600 самолетов этого семейства и уже поставила более 4700 лайнеров 320 заказчикам. 70% поставок самолётов Airbus это А320
Новинкой семейства стал самолёт А320neo. Программа была запущена в декабре 2010 года. Лайнер оборудован новыми двигателями LEAP-X от CFM или PurePower PW1100G от Pratt & Whitney, а также законцовками крыла Sharklets. A320neo позволит сократить расход топлива на 15%, что эквивалентно снижению выбросов CO2 на 3 600 тонн в год.
Эксплуатанты A320neo по достоинству оценили предложенный Airbus более низкий уровень шума, снижение операционных расходов и выбросов оксида азота. А320neo обладает увеличенной дальностью примерно на 950 км или же увеличенной полезной нагрузкой на 2 тонны. Настоящий триумф этого самолёта был на авиасалоне в Ле-Бурже. Всего за несколько дней было продано более 730 самолётов и общий портфель заказов всего за 6 месяцев с начала продаж достиг беспрецедентной цифры 1029 самолётов. За всю историю самолётостроения не было такой программы, которая бы на пол года собрала бы более 1000 заказов.
Кроме того, теперь авиакомпании могут заказать и классические самолеты А320, оснащенные законцовками крыла sharklets. Эти самолеты поступят в эксплуатацию в 2012 году. Стартовым эксплуатантом таких лайнеров станет авиакомпания Air New Zealand. Sharklets должны сократить расход топлива на линиях большой протяженности примерно на 3,5%, что эквивалентно снижению выбросов СО2 примерно на 700 тонн в год на каждый самолет. В 2012 году Airbus выйдет на темпы производства – 40 самолётов семейства A320 в месяц.
Думаю, рассказывать о всех достоинствах и так хорошо известного в России семейства самолётов нет смысла. О чём стоит упомянуть, Airbus не только рассматривает Россию в качестве покупателя своей продукции, но и как партнёра, встроенного в технологическую производственную цепочку. Более 1000 российских инженеров участвуют в исследованиях и разработке технологий по 110 проектам для Airbus. Верхнесалдинское предприятие ВСМПО является основным поставщиком титана для Airbus покрывая свыше 60% потребностей. Начата работа по механообработке титановых изделий. Завод КУМЗ стал частью вертикально интегрированной цепочки поставок алюминиевых плит. На рядероссийских предприятий развёрнуто производство компонентов для самолётов Airbus.
Семейство широкофюзеляжных самолётов А330
Ещё одним популярным продуктом Airbus является семейство широкофюзеляжных самолётов А330 вместимостью от 250 до 300 посадочных мест, а также грузовая модификация, самолеты VIP-класса, военно-транспортные самолеты и самолеты-заправщики. Всего по этому семейству было получено более 1100 заказов и его гражданские версии эксплуатируются в более чем 80 авиакомпаниях. В России эксплуатантами А330 являются Аэрофлот и Владавиа.
А330-200, рассчитанный на перевозку 253 пассажиров в типовой трехклассной компоновке, обладает дальностью полета до 13400 км, что позволяет ему выполнять беспосадочные перелеты по маршрутам как средней , так и большой протяженности. В настоящее время все больше и больше операторов узкофюзеляжных самолетов Airbus открывают преимущества широкофюзеляжных лайнеров А330, становясь новыми заказчиками этого типа ВС. А330-300 рассчитан на перевозку 295 пассажиров в трех классах на дальность до 10800 км. Этот лайнер сохраняет за собой статус самого экономичного широкофюзеляжного лайнера, предоставляя эксплуатантам непревзойденную экономию на кресло в своем сегменте.
Теперь самолеты А330 могут предложить авиакомпаниям еще большую дальность полета и увеличенную полезную нагрузку. Компания Airbus увеличила максимальный взлетный вес самолетов, сохранив при этом неизменной массу пустого снаряженного судна. Так, максимальный взлетный вес А330-200 был увеличен до 238 тонн, что позволило увеличить дальность полета примерно на 600 км или же увеличить полезную нагрузку на 3,4 тонны. С 2012 года Airbus также будет предлагать заказчикам улучшенную версию А330-300 с увеличенным максимальным взлетным весом до 235 тонн. Таким образом, А330-300 будет иметь увеличенную полезную нагрузку на 1,4 тонны или же увеличенную дальность на 240 км.
Airbus А380
Смолет А380 вышел на воздушные линии в октябре 2007г. Этот самолет задал овые стандарты экономичности, экологичности и пассажирского комфорта в мировой индустрии воздушных перевозок. Базовый вариант А380 рассчитан на перевозку 525 пассажиров в трех классах на дальность до 15300 км. К настоящему моменту Airbus потавил 6 авиакомпаниям ( Singapore Airlines, Emirates, Qantas, Air France, Lufthansa, Korean Air) в общей сложности 52 самолета А380. После авиасалона в Ле-Бурже портфель заказов составил 234 машины + 12 опцион. Всего 18 заказчиков.
Высокая топливная экономичность самолета позволяет авиакомпаниям значительно увеличить прибыль, при том, что невероятная популярность А380 у пассажиров положительным образом отражается на показателях загрузки. Так, у Сингапурских авиалиний коэффициент загрузки составил 94%, а коэффициент операционной надёжности – 98%. Авиакомпания Эйр Франс заменив 2 ежедневных рейса по маршруту Париж- Сингапур (В777 и А330), на один на А380, по итогам 2010 года снизила операционные расходы на 18%, сэкономив 15 млн. евро.
Параллельно увеличивается выручка от продаж билетов. Появился такой термин «эффект А380» - спрос на перелёт именно этим самолётом столь высок, что авиакомпании продают билеты по ценам выше рыночных. И даже это обеспечивает практически 100% заполняемость. По данным аналитиков, 90% мирового пассажиропотока перемещается между 30 крупнейшими городами мира. К тому же, как показывает история, каждые 15 лет пассажиропоток удваивается. Это означает, что А380 находится в одной из самых перспективных рыночных ниш.
В настоящий момент А380 выполняет рейсы в 25 городов мира. В общей сложности находящиеся в эксплуатации А380 совершили более 35 000 коммерческих рейсов, налет превысил 300 000 часов. Более 13 млн. пассажиров уже совершили полет на этом лайнере.
А380 может перевозить больше пассажиров за один рейс, чем другие самолеты, что позволяет сократить потребность в увеличении количества рейсов а, следовательно, уменьшить перегруженность аэропортов.
- A380 самый большой пассажирский самолет за всю историю мировой авиации (макс вместимость 853 пассажира);
- A380 посетил 130 больших и маленьких аэропортов. А380 успешно вписывается в существующую аэропортовую инфраструктуру и имеет высокие показатели оборачиваемости;
- общая площадь салона лайнера 550 м2. Две полноценные палубы: основная палуба- самый широкий пассажирский салон в мире (на 51см. шире, чем В747) ; верхняя палуба – полноценный салон широкофюзеляжного самолета ( на 180 см. шире, чем В747);
- у А380 на 50% больше площадь пола, на 40% больше вместимость;
- А380 имеет самый тихий пассажирский салон за всю историю мировой авиации: салон самолета на 5dB тише, чем у В747;
- масса А380 – 280 тонн, высота самолета– 24 метра, длина фюзеляжа– 73 метра, размах крыла – 79,8 м;
- А380 предлагает 5000 световых сценариев на борту, сочетаяфлуоресцентное освещение со светодиодной технологией;
- система кондиционирования самолета оснащена самыми современными фильтрами, которые обеспечивают равномерную подачу воздуха во все части самолета. Воздух в салоне самолета ( объемом 1570 м3) полностью замещается каждые три минуты;
- на борту самолета 16 температурных зон, в которых можно установить любую температуру от 18 до 30 градусов одним нажатием кнопки;
- каждый самолет A380 состоит из около 4 млн. отдельных компонентов и 2,5 млн. частей, производимых 1500 компанией в 30 странах мира;
- площадь крыла A380 – 845м2 , что на 54% больше, чем у В747-400. Благодаря этому, скорость А380 при посадке на 35 км/ч ниже, чем у В747 при максимальном взлетном весе в 386 тонн, что помогает значительно уменьшить шум вокруг аэропорта;
- общий объем трех палуб ( включая грузовой отсек) составляет 1570 м3 , что позволяет разместить там 35 млн. шариков для настольного тенниса;
- две палубы А380 имеют общую площадь в 550 м2, что эквивалентно размеру трех теннисных кортовили 1¼ баскетбольного поля.
Российские предприятия принимали участие в проектировании А380, и являются поставщиками изделий.
Airbus А350
А350 XWB - новое семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов средней размерности, ввод которых в коммерческую эксплуатацию намечен на 2013 год. Лайнеры спроектированы так, чтобы наиболее оптимальным образом отвечать потребностям авиакомпаний в связи с меняющимися ценами на топливо, растущими запросами пассажиров и усиливающимся влиянием экологических факторов.
В семейство A350 XWB входят три базовые пассажирские модели – А350-800, рассчитанный на перевозку 270 пассажиров в просторной трехклассной компоновке , 314-местный А350-900 и 350-местный А350-1000. Лайнеры способны выполнять беспосадочные полеты на расстояния до 15580 км. Первой поступит в эксплуатацию модификация А350-900.
Airbus обещает, что А350 XWB будет на 25% экономичнее, чем эксплуатируемые в настоящее время самолеты в этой классе. А350 XWB воплощает в себе все самые последние достижения в области аэродинамики, проектирования и технологии производства. Свыше 70% конструкции А350 XWB сделаны из высокотехнологичных материалов, включая композитные материалы (53%), а также титановые и алюминиевые сплавы нового поколения. Например, обшивка крыла – цельнокомпозитная панель длинной 32 м. и шириной 6 м.
Пассажирский салон A350 XWB будет самым просторным и комфортабельным в своей категории. Благодаря ширине салона на уровне подлокотников кресел в 5,58 м, в A350 XWB будут самые широкие кресла для индустрии воздушных перевозок. По сравнению с ближайшим конкурентом салон A350 XWB будет шире на 12,7 см., предоставляя намного больше пространства для пассажиров. Авиакомпании смогут разместить в новом салоне до 35 дополнительных кресел, что позволит им увеличить доходность почти на 10%.
Согласно прогнозу Airbus, в ближайшие 20 лет потребность мировой индустрии воздушных перевозок в новых широкофюзеляжных самолетах составит примерно 6200 единиц. Таким образом, A350 XWB станет оптимальным вариантом не только для дальнейшего расширения парка, но и для замены устаревающих лайнеров подобной размерности.
Всего получено 574 заказа на A350 XWB от 36 компаний. В том числе 22 лайнера заказаны российским Аэрофлотом.
Вот с таким «багажом» летит к нам флагман европейского самолётостроения. Мы с нетерпением ожидаем прибытие А380 на МАКС, ждём новых контрактов с российскими авиакомпаниями и проектов по сотрудничеству российских предприятий с Airbus.
Читайте также статью: "О партнерстве России с Airbus"
фото автора