Сотрудничество Airbus с российской авиационной отраслью началось в 1991г. Именно тогда двухдвигательный широкофюзеляжный самолет А310 стал первым западным лайнером, получившим российский сертификат типа, и одновременно с этим Airbus приступил к реализации первых совместных исследовательских программ с ведущими российскими НИИ.
В 1995 году Airbus открыл представительство в Москве, деятельность которого заключается в решении широкого спектра вопросов от маркетинга и координации работы со СМИ до разработки и поддержки направлений существующей и будущей кооперации с российской авиапромышленностью.
В 2003 году в Москве был открыт инженерный центр Airbus ECAR, который стал первым конструкторским бюро, созданным Airbus в Европе за пределами своих стран-участниц. Этот инженерный центр полностью интегрирован во всю производственную деятельностью компании.
За последние 20 лет Airbus также значительно нарастил свое присутствие в парке российских авиакомпаний. На сегодняшний день 9 авиакомпаний России эксплуатируют свыше 170 самолетов Airbus, тогда как более 80 лайнеров будут поставлены в ближайшие годы.
I. Промышленная кооперация.
Уже около 20 лет Airbus успешно развивает международную кооперацию с российской авиационной промышленностью, при этом обе стороны демонстрируют стремление к построению долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений. Крупные кооперационные соглашения, подписанные в 2001 году между Airbus и российской авиационной промышленностью, дали новый толчок к укреплению и расширению этого стратегического партнерства.
В настоящий момент компания Airbus развивает сотрудничество с Россией по четырем направлениям: исследования и технологии, проектирование, закупка материалов, производство компонентов. Такая всеобъемлющая и уникальная программа позволяет России участвовать в качестве полноправного партнера во всех основных этапах создания самолетов Airbus. Это, в свою очередь, способствует интеграции российской и европейской авиапромышленностей и освоению европейских стандартов качества.
1. Исследования и технологии
На протяжении многих лет российские ученые вносят существенный вклад в разработку и дальнейшие улучшения самолетов Airbus.К настоящему моменту завершено свыше 120 проектов по программам Airbus, в которых участвовали около 1000 российских ученых и инженеров. Основными партнерами Airbus здесь являются ведущие российские научно-исследовательские организации: Российская Академия Наук, ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИАТ, МАИ, Государственный Политехнический Университет (Санкт-Петербург).
В настоящее время осуществляются совместные проекты по следующим направлениям: аэродинамика, новые материалы, производственные процессы, перспективные конструктивно-силовые схемы планера, нетрадиционные схемы самолетов и математическое моделирование.
Российские ученые и инженеры причастны к созданию и самого большого в мире пассажирского самолета А380: они провели очень важные аэродинамические исследования и расчеты по весовой оптимизации конструкции фюзеляжа. Более того, разработка лайнера нового поколения А350 XWB также осуществляется при участии российских специалистов, которые проводят для этого проекта важные исследования в области перспективных материалов и технологий.
Компания Airbus также активно содействовала участию российских научных организаций в крупных исследовательских проектах, осуществляемых ЕС. Благодаря этому, российские НИИ (ЦАГИ, ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ) являются теперь полноправными партнерами в проектах международной значимости (NACRE, AEROMAG, ALCAS, MAAXIMUS). Эти исследования осуществляются по таким темам , как: перспективные слоистые материалы и модифицированные наночастицами композиты, перспективные компоновки, методы моделирования аэродинамических процессов и вопросы интеграции двигательных установок.
2. Проектирование
Инженерный центр Airbus ECAR начал работать в Москве в марте 2003 года. В настоящее время в центре работают около 200 российских инженеров, которые полностью интегрированы в конструкторское бюро Airbus и проходят регулярные стажировки на заводах Airbus в Тулузе и Гамбурге.
За прошедшие годы российские специалисты выполнили значительный объем работ по проектированию силовой конструкции и систем самолетов Airbus, расчетам на статическую и усталостную прочность, сопровождению серийного производства. Центр завершил более 30 крупномасштабных проектов по программам А320, А330/А340, А380. В частности, российские инженеры выполнили очень важный проект по весовой оптимизации силовой конструкции фюзеляжа самолёта А380.
Еще одним знаковым событием стало участие ECAR в программе создания нового грузового самолета А330-200F. Инженеры центра выполнили более половины всех инженерных работ по этой программе, в частности, конструирование и расчет на прочность фюзеляжа, грузового пола основной палубы, размещение систем. Реальный вес силовой конструкции оказался примерно на 1 тонну ниже, чем это планировалось в начале проекта.
В настоящий момент инженеры центра выполняют значительный объем работ по программам А320 и А320neo, а также А350 XWB.
Так, ECAR участвует в конструкторских работах по разработке законцовок Sharklets. В рамках этих проектов ECAR выполняет конструирование, прочностные и усталостные расчеты зоны центроплана – одной из наиболее сложных с инженерной точки зрения зон фюзеляжа.
Кроме того, российские инженеры выполняют проектно-конструкторские работы по продольным и орбитальным стыкам панелей фюзеляжа А350 XWB, грузовому полу, установке систем и интерьера кабины, включая все необходимые расчёты на прочность и выпуск сертификационных отчётов по прочности. В рамках этого проекта российские инженеры используют совершенно новые методы и инструменты, что обусловлено широким использованием в конструкции A350 XWB композиционных материалов.
Одно из важных направлений деятельности ECAR - сотрудничество с российскими инженерными центрами и конструкторскими бюро путем их привлечения для выполнения инженерных работ по программам Airbus.
Участие российских инженеров в текущих и перспективных программах Airbus позволяет им приобретать уникальный опыт, повышать квалификацию и вносить свой вклад в развитие самолетостроения.
3. Производство компонентов для самолетов Airbus
Так, в 2004 и 2005 годах Airbus разместил на российских заводах крупные пакеты производственных заказов в рамках долгосрочных контрактов по программе А320. Основными партнерами в этой программе стали корпорация «Иркут», которая получила большинство заказов и осуществляет производство ниш передней стойки шасси, килевых балок и направляющих закрылков для самолетов семейства А320. Воронежское авиастроительное объединение (ВАСО) производит компоненты пилонов двигателей для самолетов семейства А320. В настоящий момент каждый третий самолет семейства А320 имеет детали, сделанные на российских заводах.
В ходе реализации этих программ на заводах была проведена глубокая модернизация производства, внедрены новейшие технологические процессы, обновлен парк оборудования, гармонизирована нормативно-технологическая база. Российские специалисты из Иркутска и Воронежа всех уровней, начиная от руководящего состава и заканчивая конкретными рабочими, прошли стажировки и тренинги на заводах Airbus во Франции и Германии.
Кроме того, ВСМПО-Ависма поставляет титановые штамповки для основных опор шасси А350 XWB и А380, тогда как компании Наmilton Standard Наука и Гидромаш производят для А380 теплообменники-конденсаторы систем подготовки воздуха и блоки клапанов систем управления полетом.
4. Закупка материалов
Закупка материалов для производства самолетов Airbus была одним из самых первых направлений сотрудничества компании с российской промышленностью. ВСМПО-Ависма является ключевым поставщиком титана для Airbus , обеспечивая свыше 60% потребностей компании в этом материале.
Сотрудничество компаний началось еще в 90-x, когда были подписаны первые соглашение на поставку необработанных материалов. Однако за последние годы номенклатура поставляемых российских материалов значительно изменилась и стала включать в себя продукты более высокой добавочной стоимости.
В 2009 году Airbus/EADS подписали с ВСМПО-Ависма самый крупный и долгосрочный контракт в истории партнерства с российской промышленностью. Подписанное соглашение, стоимостью 4 млрд. долларов, предусматривает поставку титановой продукции до 2020 года. Контракт включает поставку плоского и круглого проката из титановых сплавов, а также штампованных изделий, которые будут использоваться в производстве всех лайнеров Airbus, в том числе и самолета нового поколения А350 XWB.
Новым шагом в укреплении двустороннего партнерства стала совместная работа по созданию вертикально интегрированной цепочки поставок, включающей механообработку титановой продукции на ВСМПО-АВИСМА.
Кроме того, Airbus завершил аттестацию алюминиевых плит, производимых Каменск-Уральским металлургическим заводом, что дополнило производственную цепь по выпуску компонентов на российских предприятиях, в частности, на «Иркуте».
II. Партнерство с российскими авиакомпаниями.
В 1992 году «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию свой первый самолет западного производства, которым стал Airbus A310, для обслуживания маршрутов как большой, так и средней протяженности. Начиная с этого времени, компания постепенно развивала свой парк самолетов, заключив ряд твердых контрактов о поставке лайнеров: 4 А319, 1 А320, 26 А321, 11 А330 и 22 A350 XWB. В настоящий момент «Аэрофлот» уже эксплуатирует 75 самолетов семейства А320 и 11 лайнеров А330 на внутренних и международных направлениях. Таким образом, Аэрофлот является самым крупным эксплуатантом самолетов Airbus в регионе.
В июле 2004 года авиакомпания S7 AIRLINES ввела в коммерческую эксплуатацию два А310. В настоящее время в состав ее парка входят один лайнеров А310. В 2006 году S7 AIRLINES стала эксплуатантом самолетов семейства А320, а в июне 2007 года авиакомпания подписала c Airbus крупный контракт на покупку 25 самолетов А320 . В настоящий момент S7 AIRLINES эксплуатирует 20 самолетов А319 и девять лайнеров А320 на внутренних и международных направлениях.
Три ведущие российские авиакомпании: «Уральские авиалинии», «Владивосток Авиа» и ГТК «Россия» также стали эксплуатантами самолетов семейства А320 в ноябре 2006, в феврале 2007 и в июне 2007 соответственно. Данные авиакомпании эксплуатируют самолеты семейства А320 по соглашению об операционном лизинге, в то время , как «Владивосток Авиа» эксплуатирует еще и А330 .
С августа 2009 года новая бюджетная авиакомпания «Авианова» начала выполнять полеты по России на самолетах Airbus. В настоящее время флот авиакомпании насчитывает шесть А320. В 2010 году региональный авиаперевозчик «Когалымавиа» пополнил свой парк воздушных судов двумя самолетами А320.В 2011 году в России появились два новых оператора самолетов Airbus: SkyExpress( два A319) и TatarstanAirlines (два А319).
III. Техническая поддержка эксплуатантов.
Airbus имеет развитую сеть профессиональной технической поддержки эксплуатантов своей техники в России. В представительстве компании в Москве расположен департамент послепродажного обслуживания, главной задачей которого является оказание помощи заказчикам в организации эффективной, регулярной и надежной эксплуатации воздушных судов. 24 часа в сутки 7 дней в неделю специалисты компании оказывают всестороннюю техническую поддержку операторам Airbus в решении разнообразных вопросов: от обеспечения летной и технической документацией, поставок запасных частей и расходных материалов, до обучения летно-технического состава и переоборудования самолетов.
Кроме того, большинство аэропортов России (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск, Хабаровск) уже сертифицированы на выполнение линейного техобслуживания самолетов семейства А320. Авиакомпании Аэрофлот и S7 Airlines имеют также сертифицированные центры для проведения обслуживания и ремонта, в том числе C-check, самолетов семейства А320. Центр Аэрофлота расположен в аэропорту Шереметьево; S7 Airlines предоставляет услуги по обслуживанию и ремонту самолетов Airbus в аэропортах Москвы, Новосибирска и Минеральных Вод.
Airbus также принимал активное участие в модернизации Центра подготовки авиационного персонала авиакомпании «Аэрофлот». Компания внесла весомый вклад в оснащение центра современной компьютерной системой обучения CBT для подготовки специалистов по эксплуатации и обслуживанию самолетов Airbus и установку в нем полнопилотажного тренажера семейства А320. В настоящее время в центре находятся два тренажера А320.
Учебный центр S7 Airlines, S7 Training, также проводит подготовку летного персонала для самолетов семейства А320. В центре находится один полнопилотажный тренажер А320.
IV. Сотрудничество с авиационными властями.
Компания Airbus уделяет особое внимание вопросам безопасной эксплуатации воздушных судов, поддержания летной годности и гармонизации авиационных правил. В рамках этой стратегии Airbus осуществляет ряд проектов совместно с Межгосударственным Авиационным Комитетом, российскими авиационными властями, а также регулярно проводит семинары и конференции для летного и технического персонала авиакомпаний.
Так, Airbus активно участвует в осуществлении региональной программы поддержки ИКАО-МАК RER/01/901 «Повышение безопасности полетов и поддержание летной годности в государствах-участниках межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства».
Кроме того, в 2009 году Airbus договорился с Министерством транспорта РФ о сотрудничестве в области безопасности полетов. Airbus также активно поддерживает внедрение Глобальной Дорожной Карты Безопасности Полетов в регионе.
Специалисты Airbus также оказали содействие Российской фирме «Бериев» в получении сертификата типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на самолет-амфибию Be-200ЧС-E, предназначенного для тушения пожаров. Начиная с 2006 года, группа специалистов Airbus предоставляла всестороннюю техническую поддержку "ТАНТК им. Г.М. Бериева" в подготовке сертификационной документации, процессе ее валидации с EASA и проведении сертификационных испытаний.
Парк самолетов Airbus, эксплуатируемых в России (июль 2011)
No
|
Авиакомпания
|
A319
|
A320
|
A321
|
A310
|
A330
|
Всего
|
1
|
Аэрофлот
|
15
|
42
|
18
|
|
11
|
86
|
2
|
Авиаnova
|
|
6
|
|
|
|
6
|
3
|
ГТК Россия
|
9
|
6
|
|
|
|
15
|
4
|
Когалымавиа
|
|
2
|
|
|
|
2
|
5
|
S7 Airlines
|
20
|
9
|
|
1
|
|
30
|
6
|
Уральские Авиалинии
|
|
13
|
5
|
|
|
18
|
7
|
Владивосток Авиа
|
|
7
|
|
|
3
|
10
|
8
|
Sky Express*
|
2
|
|
|
|
|
2
|
9
|
Tatarstan Airlines*
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
Правительства/частные владельцы
|
5 ACJ
|
|
|
|
|
5
|
|
Всего
|
53
|
85
|
23
|
1
|
14
|
176
|
Свыше 175 самолетов Airbus у 9 авиакомпаний и более 80 лайнеров будут поставлены в ближайшие годы.
О продуктовой линейке Airbus читайте в материале "Airbus летит в Россию"