ГП «Антонов» завершил обширный комплекс работ по сертификации Ан-158. Самолет получил сертификаты Межгосударственного авиационного комитета стран СНГ и Государственной авиационной администрации Украины на соответствие Авиационным правилам АП-25, гармонизированным с соответствующими американскими правилами FAR-25 и европейскими CS-25.
Сертификат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) Президенту – Генеральному конструктору ГП «Антонов» Д.С.Киве вручила Председатель МАК Татьяна Григорьевна Анодина, а Сертификат Государственной Авиационной администрации Украины – Председатель этой организации А.А.Колесник.
Вручая сертификат, Т.Г.Анодина, в частности, отметила: «Самолет сертифицирован по системе сертификации МАК, которая подтверждена в 64 странах мира. Наши нормы летной годности полностью гармонизированы с американскими и европейскими требованиями, что очень важно для экспортного потенциала самолета. Ан-158 удовлетворяет самым высоким требованиям к региональным самолетам, самым жестким требованиям по шуму на местности и экологичности. В ходе испытаний Ан-158 подтвердил возможность работать в различных условиях, в том числе в загруженных аэропортах, на высокогорье,выполнять посадку по требованиям категории IIIA ICAO. Я убеждена, что Ан-158 не только займет определенную нишу, но и будет успешно конкурировать на рынке».
В церемонии вручения сертификатов типа принял участие Премьер-министр Украины Н.Я.Азаров. В своем выступлении он, в частности, сказал, что это событие является одним из свидетельств того, что «предприятие развивается и в научном плане, и в плане модернизации. Мы сделаем все возможное для того, чтобы этот процесс продолжался. Наши самолеты ждут и на внутреннем, и на внешнем рынках».
Региональный реактивный самолет Ан-158 сертифицирован для перевозки 99 пассажиров на расстояние 2500 км, а 86 пассажиров – на 3100 км. Для удовлетворения разнообразных запросов заказчиков лайнера, процедуру сертификации успешно прошли 12 вариантов моноклассных и двухклассных компоновок пассажирского салона, которые обеспечивают размещение от 82 до 99 человек с уровнем комфорта, аналогичным магистральным лайнерам. По желанию авиаперевозчиков стандартные компоновки могут дополняться широким спектром опционного оборудования.
По программе сертификационных испытаний Ан-158 выполнил 79 полетов общей продолжительностью 147 часов. Среди выполненных работ следующие: испытания на больших углах атаки, испытания на категорию посадки IIIА, определение взлетно-посадочных характеристик, замеры уровней шума на местности и внутри фюзеляжа, испытания на устойчивость и управляемость, аварийное покидание салона пассажирами.
Помимо летной программы, самолет прошел обширные проверки на земле, в том числе по оценке системы пожарной защиты, системы электроснабжения и светотехнического оборудования, системы водоснабжения, системы кондиционирования воздуха, кислородного оборудования, пилотажно-навигационного оборудования, средств автоматического управления. Часть работ, в том числе по категории посадки IIIА, были выполнены с использованием Инженерно-пилотажного стенда.
По результатам сертификационных работ по самолету Ан-158 оформлено 66 аналитических доказательных документов, подтверждающих его соответствие требованиям Сертификационного базиса.
Ан-158 является дальнейшим развитием регионального реактивного пассажирского самолета Ан-148. Сочетая в себе богатый опыт партнеров по программе, их "ноу-хау" с новейшими технологиями, эти самолеты являются одними из наиболее высокотехнологичных в мире.
Д.С. Кива на презентации самолёта Ан-158, 20 апреля 2010г.
Достижения авиационной науки нашли воплощение буквально в каждой их системе. Как отмечает Президент – Генеральный конструктор ГП «АНТОНОВ» Д.С.Кива, «это семейство высокотехнологичных конкурентоспособных самолетов, которые соответствуют всем современным мировым требованиям и нормам безопасности и экологичности, а также пожеланиям их потенциальных эксплуатанов. Гарантия этому – сочетание технологических достижений ведущих авиационных предприятий мира, принимающих участие в этой программе Ан-158, с богатым опытом «АНТОНОВ» в создании региональных самолетов».
Одно из главных достоинств этих самолетов - их комфортабельный салон. Более 275000 пассажиров Ан-148 по достоинству оценили его уютные кресла, приятный микроклимат, мягкое освещение, вместительные багажные полки. Сегодня в эксплуатации находятся 8 таких самолетов. Они выполняют рейсы как на внутренних авиамаршрутах России и Украины, так и на международных трассах. 2 Ан-148 передаются заказчику из Мьянмы.
Ан-158, воплощая в себе все лучшие характеристики Ан-148-100, будет превосходить его по пассажировместимости, объему багажных помещений, экономичности перевозок. Стартовым заказчиком Ан-158 является российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.». Многие ее клиенты считают, что Ан-158 представляет собой очень логичное продолжение линейки базового самолета Ан-148 и планируют брать как одну, так и вторую модель. Первые Ан-158 должны поступить в эксплуатацию в 2011 году. Таким образом, в распоряжении авиаперевозчиков будет целое семейство самолетов.
Пассажирский салон самолёта Ан-158
При высокой степени общности, что позволяет значительно сэкономить средства на обучение персонала, обслуживание и ремонт самолетов. В то же время их можно использовать в зависимости от загруженности маршрута. На авиалиниях, где пассажиропотоки не очень насыщенные, эффективно работает Ан-148-100 с вместимостью от 68 до 85 кресел. Ан-148 выгоднее эксплуатировать на маршрутах с большими потоками пассажиров.
Сегодня "АНТОНОВ" и его партнеры работают над созданием новых самолетов семейства. В частности, разрабатывается грузовой рамповый самолет для выполнения задач гражданской и военно-транспортной авиации. Он сможет перевозить самоходную военную и гражданскую технику, а также грузы на поддонах и контейнерах общей массой до 13,5 -15 т.
Александр Рубцов на презентации самолёта Ан-158, 20 апреля 2010г.
Генеральный директор «Ильюшин Финанс Ко.» А.И.Рубцов говорит: «Мы внимательно изучаем грузовую версию самолета. Она нам очень нравится. Грузовой самолет представляет для нас интерес, поскольку у него имеется определенная унификация с основной пассажирской версией по элементам оперения, крылу и кабине летчиков. Я думаю, он найдет хороший спрос и в военно-транспортном варианте, и на коммерческом рынке».
Проектируются также самолеты высокого комфорта, получившие обозначение Antonov Business Jet. Они смогут перевозить от 8 до 41 пассажира. Максимальная дальность составляет 7000 км. В распоряжении VIP-персон на борту ABJ будет все необходимое для работы во время полета, а также полноценного отдыха.
Двигатели Д 436-148 запорожского предприятия «Мотор Сич»
К постройке первого экспериментального экземпляра Ан-158 Государственное предприятие «АНТОНОВ» приступило в октябре 2009 года. А уже 28 апреля 2010 года самолет впервые поднялся в небо. В мероприятиях, посвященных этому событию, приняли участие представители предприятий-партнеров по программе, авиакомпаний, руководители государства во главе с Президентом Украины В.Ф.Януковичем. Поздравляя коллектив ГП «АНТОНОВ», он отметил: «Это знаменательное событие! Праздник для всех участников программы, которые занимались разработкой и постройкой этого самолета, в том числе 34 предприятий Украины, 169 России и партнеров из других 13 стран. Эта программа не только экономически выгодна, но и является ярким примером того, что Украина является высокоразвитой страной».
В тот же день началась программа летных испытаний самолета. Без значительных отрывов от процесса сертификации Ан-158 успешно выступил на нескольких авиасалонах. 16 июля 2010 года состоялся международный дебют Ан-158 на одном из крупнейших международных авиасалонов мира – Фарнборо-2010. Ежедневное издание «Aviation Week» отметило Ан-158 как одну из наиболее ярких новинок салона и назвало этот самолет «грациозным украинцем».
Ан-158 на авиасалоне Фарнборо 2010, 18 июля 2010г.
Принимая участие в программе показательных полетов и демонстрируясь на статической стоянке, Ан-158 вызывал большой интерес у участников и посетителей салона. В ходе выставки, 20 июля, состоялось еще одно значительное событие в программе Ан-158. С российской лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» был подписан контракт на поставку 20 этих самолетов. По словам Генерального директора «ИФК» А.И.Рубцова, «Ан-158 имеет хорошее будущее. Сегодня у нас уже есть заказ на 10 таких самолетов, а до конца года мы планируем увеличить это число до 60».
В августе 2010 года презентация Ан-158 стала центральным событием 5-й Международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование», проходящей в Казани (Республика Татарстан).
Презентация Ан-158 в Казани
Ознакомившись с Ан-158 и основными направлениями деятельности «Антонов», Премьер-министр Республики Татарстан И.Ш.Халиков сказал: «Антонов» относится к тому небольшому числу предприятий, которые не только сохранили технологический цикл создания самолетов, но и могут создавать действительно конкурентоспособную продукцию на мировом уровне. Я буду рекомендовать авиакомпаниям изучить Ан-158».
В январе 2011 года Ан-158 успешно завершил сертификационные испытания. А в феврале 2011 года состоялась специальная экспедиция по испытаниям регионального пассажирского самолета нового поколения Ан-158 в условиях высокогорья. Полеты выполнялись в Иране с аэродромов, расположенных на высоте 2100 м над уровнем моря. Эти испытания проводились с целью расширения условий эксплуатации самолетов Ан-148 и Ан-158. В экспедиции, помимо специалистов ГП «АНТОНОВ», приняли участие эксперты Госавиаадминистрации Украины, ФГУП ГосНИИ ГА и «Аэронавигации» (Россия).
В настоящее время производство Ан-158 разворачивается на «Серийном заводе «АНТОНОВ». В период до 2020 г. планируется поставка около 100 таких машин.
Смотрите также "Презентация самолёта Ан-158", 20 апреля 2010г.
Фото: ГП "Антонов", Р.Гусаров, В.Карнозов