ВЗГЛЯД: Роман Владимирович, могли бы вы дать приблизительное описание китайского самолета, прозванного в СМИ J-20? Можно сравнить этот истребитель с самолетами пятого поколения, испытанными ранее в России и США?
Роман Гусаров: Характеристики и параметры нового самолета, испытания которого начались в КНР, неизвестны. Соответственно и делать какие-то далеко идущие выводы пока рано: программа засекречена, и говорить, чем она отличается от не менее засекреченных программ России и США, достаточно сложно.
Тем не менее, кое-какие выводы можно сделать, взглянув на саму машину, скажу, что больше всего вопросов вызывает назначение этого самолета. Его форма и размеры не вполне соответствуют представлениям об истребителях пятого поколения. Возможно, китайские конструкторы закладывают в истребитель более широкие функциональные возможности. Значит, он вполне может быть использован в качестве ударного самолета для атаки наземных и надводных целей. Кстати, есть предположение, что эта машина - в первую очередь ударный самолет, а уже потом – маневренный истребитель.
ВЗГЛЯД: Китайский самолет достойный конкурент российскому ПАК ФА?
Р.Г.: Нельзя сказать, будет ли китайский самолет лучше или хуже российского или американского. Вполне возможно, машина будет в чем-то уступать, но это точно будет самолет пятого поколения, а не "четвертого плюс" или "четвертого плюс плюс". При этом надо учитывать, что ни Россия, ни США не предлагают самолеты 5-го поколения Китаю, поэтому он разрабатывает их сам.
На сегодня темпы развития китайской промышленности настолько велики, что военная авиационная промышленность имеет практические неограниченные возможности: китайцы с легкостью копируют любые виды вооружения, что уже во многом не может делать даже Россия. Более того, Китай пережил так называемый "этап заимствования" и сейчас развивает собственные разработки. В авиации это происходит так: поначалу идут разработки на базе закупаемых за границей машин, а впоследствии начинается создание собственных самолетов. Считаю, что КНР будет достаточно успешна в этом деле.
Китай имеет великолепный кадровый потенциал: если они с легкостью могут скопировать любую технику, причем по одному образцу или даже по фотографии, то это говорит о высочайшем уровне инженерной школы, а там где ее не хватает, Китай привлекает иностранных специалистов, в том числе и западных.
Можно вспомнить времена, когда КНР только начинал под нашим руководством собирать российские боевые самолёты - тогда качество первых машин было отвратительным, а сейчас китайцы легко справляются с этой задачей. И если разработка дойдет до производства, то оно будет не худшего качества, чем российское или американское, во всяком случае, по производственным показателям. Что же касается тактико-технических характеристик, то тут время покажет.
Пока можно сказать, что у Китая есть некоторое отставание от России по двигателям, потому что быстро наверстать многие десятилетия формирования школы двигателестроения не так просто. Но, как показывает история, купить лицензию на двигатель и затем его модернизировать не так сложно, и это не станет препятствием к созданию самолёта 5-го поколения.
ВЗГЛЯД: Российский истребитель пятого поколения обладает сверхманевренностью на дозвуковых скоростях и повышенной маневренностью на сверхзвуковых. Можно сказать то же самое про китайский самолет, принимая во внимание его внешний вид?
Р.Г.: Истребитель пятого поколения должен обладать перечисленными свойствами, но на данном этапе говорить об этом ох как рано: все-таки самолет (российский - Прим.) совершил первый полет только в прошлом году, что уж говорить про китайский аналог.
Вообще, как показывает практика, первый экземпляр оказывается очень далек от того, что получается в итоге - от серийных машин. Жаль, что в России самые интересные авиационные музеи находятся на территории КБ и заводов, поэтому далеко не каждый может увидеть как развивалась отечественная школа самолётостроения. Например, если посмотреть чертежи и фотографии первых экземпляров всемирно известного самолёта Су-27 в музее КБ «Сухого», то вы увидите, что он не очень похож на то, что позже пошло в серию. Поэтому те истребители пятого поколения, которые мы наблюдаем сейчас, являются только прототипами будущих самолетов. На каждом следующем этапе будут вноситься существенные доработки, и говорить о том, каким будет российский истребитель, равно, как и китайский, очень рано.
Все рассуждения на данном этапе по поводу "догоним - перегоним, не уступает - в чем-то превосходит" - это не более чем громкие слова и пиар.
ВЗГЛЯД: На одной из фотографий запечатлено, как китайский самолет летит вертикально. Некоторые читатели газеты ВЗГЛЯД сомневаются, что в первом полете это возможно.
Р.Г.: Совершенно верно сомневаются. Такой подъем - очень опасный маневр, к которому долго готовят самолет. Вообще, первый полет - это отрыв от земли, пара кругов и посадка. А к таким закритическим углам атаки подходят постепенно, из полёта в полет проверяя возможности машины. Полагаю, что этот самолёт на такое способен и в первом полёте, но, не зная возможности машины, к этому не готов в первую очередь лётчик-испытатель.
ВЗГЛЯД: В мае 2010 года американские инженеры заявляли, что Китай построит свой истребитель пятого поколения лишь к 2018 году. И вот не прошло и года, как Китай уже испытывает J-20. Возможно ли сделать самолет за столь короткие сроки?
Р.Г.: Американцы недалеки от истины. Наш самолёт 5-го поколения был поднят в воздух в 2010 году, но я уверен, что раньше 2015 года серийное производство не начнется. Примерно также будет и с Китаем. Имеется в виду, что в 2018 году КНР доведет самолет "до ума" и примет на вооружение, начнется серийное производство.
Отмечу, что пока острой нужды у Китая в истребителе пятого поколения нет: у него есть прекрасные машины "Су-30", которые по характеристикам приближены к самолетам пятого поколения. По крайней мере, на данный момент - это одна из наиболее совершенных машин из ныне существующих в мире.
ВЗГЛЯД: Глава Пентагона Роберт Гейтс также признал, что Китай достиг большего прогресса в разработке истребителя пятого поколения. Он даже признался, что достижения КНР в военных технологиях вызывают опасения.
Р.Г.: То, что Китай поднимает голову, у всех вызывает опасение. Казалось бы, России в первую очередь надо думать о собственной безопасности, но это не так. Скорее всего, потому что Россия Китаю в экономическом плане уже давно не конкурент. Беспокоятся в первую очередь Штаты, так как КНР противостоит Америке на мировых экономических рынках, соответственно, может стать и политическим конкурентом. Если в ХХ веке были две сверхдержавы - СССР и США, - то в XXI веке Китай занял место Советского Союза. России уготовлена роль третьего игрока, крупного, но не столь глобального. А между США и Китаем будут достаточно напряженные отношения во всех планах: экономическом, политическом и военном.
ВЗГЛЯД: Несмотря на опасения Штатов, официальный представитель МИД КНР Хун Лэй недавно заверил, что "Китай идет по пути мирного развития и военная политика КНР имеет оборонительный характер". Можно ли ему доверять?
Р.Г.: Не стоит делать из Китая агрессора. Идут обычные геополитические процессы. КНР идет по пути США и ряда других стран: для защиты своих экономических интересов, которые становятся больше с каждым годом, страна использует армию и флот. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций только они смогут защитить интересы государства.
Для примера возьмем историю с материковым шельфом Северного Ледовитого океана, богатого, как предполагается, нефтью и газом. Россия, Канада, США, Норвегия пытаются поделить океан на зоны. Вот как этот дележ произойдет, так в дальнейшем и будут распределены ресурсы. Россия претендует на львиную долю, а для того, чтобы ее отстоять, необходимо иметь подводный флот, ледокольный флот и авиацию, то есть те средства, которые могут территорию "обходить дозором" и защищать от соседей, а иначе те поставят свои нефтяные платформы и будут безнаказанно выкачивать ресурсы.
Аналогичная история с Китаем: экономические интересы страны могут столкнуться с кем угодно и где угодно. Когда сосед грозный, вооруженный и опасный, то с ним не поговоришь на языке ультиматумов. Но это не значит, что завтра Китай попрет войной на весь мир: он возьмет столько, сколько сможет, точнее, сколько ему позволят взять.
Ярослав Козулин, деловая газета "Взгляд"