Программа Ан-148 - наиболее динамично развивающаяся программа гражданской авиации ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Через 18 месяцев с момента начала финансирования программы со стороны ОАО «ОАК» состоялся первый полет серийного самолета, а еще через 6 месяцев – первый коммерческий рейс самолета Ан-148-100 в авиакомпании «ГТК-Россия».
Программа Ан-148 реализуется в тесной кооперации с предприятиями украинской промышленности: разработчиком самолета и изготовителем агрегатов планера – АНТК им. Антонова, производителем двигателей и вспомогательной силовой установки – ОАО «Мотор-Сич», производителем шасси – ГП «ПО ЮМЗ им. Макарова», производителем агрегатов – ГП «ХМЗ «ФЭД» и другими украинскими предприятиями.
В конструкции самолета существенную долю составляют комплектующие западных производителей: ― Liebherr , ―Honeywell, ―Monogram, «Geven», «Leach», «Crouze», «Aircruisers» и других.
Однако основная стоимость самолета создается на территории Российской Федерации. Головным производителем самолета является ОАО «ВАСО» г. Воронеж, производителем комплекса авионики ЗАО «Авиаприбор», в проекте принимают участие ФГУП «ММПП «Салют», ОАО «НПО «Родина», ОАО «АК «Рубин», «АККО», «Русавиаинтер» и других предприятий.
Самолет Ан-148 – современный, отвечающий всем требованиям авиационных властей самолет, предназначенный для перевозки до 75 пассажиров в базовой компоновке на расстояние до 4500 км. Топливная эффективность самолета соответствует уровню самолетов-конкурентов, при этом самолет обладает дополнительными конкурентными преимуществами: некритичность к качеству взлетно-посадочной полосы (эксплуатация на грунтовых аэродромах), широким климатическим диапазоном эксплуатации.
Основными целевыми рынками Ан-148 являются российские коммерческие авиакомпании, государственные и силовые органы Российской Федерации, рынок стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. Системный выход на экспортный рынок планируется при получении достаточных референций успешной эксплуатации самолета национальными перевозчиками, подготовки финансового пакета, приобретения опыта послепродажной поддержки данного самолета.
В настоящем бизнес-плане рассматривается сценарий производства 242 самолетов с 2009 по 2020 год максимальным темпом 24 самолета в год. На момент написания бизнес-плана поставлено в авиакомпанию «ГТК-Россия» - 4 самолета, в исполнении находятся твердые заказы на 6 самолетов, в различной степени проработки до заключения контракта - заказы на 184 самолета.
ОАО «ВАСО» производит Ан-148 по лицензии АНТК им. О.К. Антонова (ГП «Антонов»). Самолет также производится и самим ГП «Антонов», присоединившем в начале 2010 года Киевский авиационный завод «Авиант».
Потепление российско-украинских отношений дает возможность конструктивного диалога по действительному объединению ресурсов российских и украинских участников программы в интересах обеих сторон.
Исходя из реальных экономических и маркетинговых гипотез программа Ан-148 не обещает получения значительной добавленной экономической стоимости. Внутренняя норма рентабельности проекта IRR составит 1,88%, коэффициент рентабельности собственного капитала проекта составляет ROE - 12,91%., коэффициент рентабельности продаж (ROS) проекта составляет - 1,1 %.
При низком уровне доходности основным источником инвестиций для данной программы на ее начальном этапе являются средства бюджета РФ и заемные средства, предоставляемые Банком развития. При общем оцененном размере инвестиций в программу 592 млн. $, большая часть – 360 млн.$ уже проинвестирована, остальная часть должна быть проинвестирована в период 3-й кв. 2010 – 2-й кВ 2012 года. Дальнейшая деятельность программы будет финансироваться из операционных поступлений. Возврат инвестиций начинается в 2013 году и происходит до полного возврата в 2020 году.
Несмотря на низкую доходность программа Ан-148 является приемлемым объектом инвестиций ОАК, так как не имеет рисков, связанных с не достижением заявленных целей ОКР, заявленных ЛТХ, обеспечена заказами целевого рынка сбыта, уже профинансирована более чем на 50% и выход из программы будет означать потерю данных инвестиций, а также необходимость ликвидации части производственных мощностей ОАО «ВАСО» и других российских производителей.
Сертификация
Самолет Ан-148-100 представляет собой региональный самолет, предназначенный для перевозки до 85 пассажиров, багажа, почты и грузов на внутренних и международных авиалиниях с возможностью эксплуатации на аэродромах с искусственным покрытием и подготовленных грунтовых взлетно-посадочных полос (ВПП), расположенных на высотах до 1500м. (3000м.) над уровнем моря. Современное пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, применение многофункциональных индикаторов, электродистанционной системы управления полетом позволяют использовать Ан-148-100 на любых воздушных трассах, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе и на маршрутах с высокой интенсивностью полетов при высоком уровне комфорта для экипажа.
Комфорт пассажирам обеспечивается на уровне среднестатистического комфорта на магистральных самолетах, и достигнут рациональной компоновкой и составом сервисных помещений, глубокой эргономической оптимизацией общего и индивидуального пространства пассажирского салона.
Самолет разработан и построен с учетом:
- Норм летной годности АП-25 с поправками по 25-5 включительно, а также Норм летной годности для больших самолетов Европейского Агентства по авиационной безопасности СS-25, (JAR-25, Поправка 16).
- Правил сертификации воздушных судов по шуму на местности, Часть 36 Авиационных правил Межгосударственного авиационного комитета (АП-36), с поправкой 36-1, Ступень 4;
- Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации "Охрана окружающей среды", том I "Авиационный шум", с поправками по 7 включительно, Глава 4;
- Эмиссия авиационных двигателей, Часть 34 Авиационных правил Межгосударственного авиационного комитета (АП-34);
- Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации "Охрана окружающей среды", том II "Эмиссия авиационных двигателей" с поправками по 4 включительно, Часть II "Выброс топлива".
Сертификация типа самолета осуществлена:
Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета в соответствии с Процедурами сертификации авиационной техники, Часть 21 Авиационных правил Межгосударственного авиационного комитета (АП-21), с выдачей Сертификата типа № СТ 264-Ан-148. (Сертификат типа и карту данных можно посмотреть в Приложении к данному техническому предложению)
Государственной авиационной администрацией Украины в соответствии с Процедурами сертификации авиационной техники, Часть 21 Авиационных правил Украины (АПУ-21), с выдачей Сертификата типа № ТЛ -0036.
Сертификация типа самолета в других странах будет осуществляться путем одобрения первичного Сертификата типа в Авиационных администрациях этих стран.
Сертификат типа
Летно-технические характеристики
Таблица 1. Летно-технические характеристики
|
Ан-148-100А
|
Ан-148-100В
|
Ан-148-100Е
|
|||
Размеры
|
||||||
Размах крыла (м) |
28,91
|
|||||
Длина самолета (м) |
29,13
|
|||||
Высота самолета (м) |
8,19
|
|||||
Площадь крыла (м2) |
87,32
|
|||||
Вес
|
||||||
Максимальная взлетная масса (т) |
38,95
|
41,95
|
43,70
|
|||
Максимальная полезная нагрузка (т) |
9,00
|
|||||
Максимальный вес заправленного топлива (кг), |
11700
|
|||||
Летные данные |
||||||
Крейсерская скорость (км/ч) |
800-870
|
|||||
Дальность полета при максимальном количестве пассажиров (км) |
2100
|
3500
|
4400
|
|||
Мах. высота полета (м) |
11600/12200 (САРД исполнение I/II) |
|||||
Среднечасовой расход топлива (кг/ч) |
1550
|
1600
|
1650
|
|||
Потребная длинна БВПП (м) |
1600
|
1800
|
1900
|
|||
Эксплуатационные температуры (на земле) |
-55 …….+45
|
|||||
Посадочная категория ICAO |
I,II, IIIA
|
|||||
Пассажирский салон |
||||||
Летный экипаж |
2пилота+2(3) бортпроводника |
|||||
Пассажирских (Мах) |
85 (при расстоянии между креслами 30‖) |
|||||
Ресурс самолета |
||||||
Календарный
|
30 лет
|
|||||
Количество полетов |
60000
|
40000
|
30000
|
|||
Количество летных часов |
80000
|
Стандартное и опционное оборудование
- Система автоматического управления САУ-148
- Бортовая система технического обслуживания БСТО
- Регистратор параметров прочности РПП
- Устройство регистрации бортовое БУР-92А-05
- Навигационно-посадочный индикатор НПИ
- Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП-148 (3-кана
- Прибор пилотажный комбинированный резервный ППКР-СВС
- Приемник полного давления ППД-1М
- Блок контроля обогрева приемника давления БКПД-1
- Система раннего предупреждения приближения земли EGPWS Mark-V
- Система предупреждения столкновений CAS-100A
- Метеонавигационная радиолокационная станция RDR-4B
- Бортовая аппаратура навигации и посадки Курс-93М
- Радиокомпас автоматический АРК-25
- Спутниковая навигационная система СНС-2 (прием сигналов «ГЛОНАСС»/GPS
- Система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-148
- Комплексная система экранной индикации и сигнализации КСЭИС-148
- Радиостанция Р-855А1
- Аппаратура внутренней связи АВСА-МВЛ
- Бортовой речевой регистратор ОРТ
- Система аварийной сигнализации САС-4М-35
- Система оповещения экипажа бортпроводниками
- Высотомер ALT-4000
Таблица 2. Состав связного оборудования
№
|
Наименование оборудования
|
Количество
|
1
|
радиостанция ДКМВ диапазона – НF-9000 |
в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации самолета |
2
|
радиостанция МВ диапазона VHF-4000 |
2 комплекта
|
3
|
блок настройки радиосистем RTU-4220 |
2 шт.
|
4
|
аппаратура внутренней связи АВСА-МВЛ |
1 комплект
|
5
|
гарнитура со средней шумозащитой ГСШ-А-18 |
3 комплекта
|
6
|
система сбора и регистрации звуковой и речевой информации Опал-Б (РЗБН-1, ОРТ опцион) |
1 комплект
|
7
|
аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406АС1 |
1 комплект
|
8
|
автоматический переносной радиомаяк АРМ-406П |
1 комплект
|
9
|
аварийно-спасательная авиационная радиостанция Р-855А1 |
1 комплект
|
10
|
бортовая информационно-развлекательная аппаратура «Муза-АВ4-80» (Муза-АВ4-68, Муза-АВ4-75, Муза-АВ5-73) |
1 комплект (опцион)
|
11
|
бортовое устройство воспроизведения компакт-дисков «Ритм-А4» |
1 комплект (опцион);
|
12
|
аппаратура спутниковой связи 'Mini-М Аеrо» |
1 комплект (опцион)
|
13
|
видеосистема «Этюд»
|
1 комплект (опцион)
|
14
|
система беспроводной связи «DЕСТ Аэро» |
1 шт. (опцион)
|
15
|
система организации связи CMU-4000 с радиостанцией МВ диапазона VHF-4000 №3 |
1 комплект (опцион)
|
Шасси выполнено по трехопорной схеме и состоит из передней опоры, правой и левой основных опор и ряда механических, гидравлических и электрических устройств:
- торможения колес;
- охлаждения колес;
- управления рулежным устройством;
- сигнализации положения шасси.
Рисунок 2-3. Передняя опора шасси
|
Рисунок 2-4. Основная опора шасси |
Силовая установка состоит из:
- двух маршевых двигательных установок, состоящих из турбореактивных двухконтурных двигателей Д-436-148;
- электронной автоматической системы управления двигательных установок;
- системы пожарной защиты;
- вспомогательной силовой установки (ВСУ) типа АИ-450-МС (ОАО "Мотор-Сич"), установленной в хвостовой части фюзеляжа для подачи сжатого воздуха в системы кондиционирования кабины и пассажирского салона и для питания бортовой электросети от генератора переменного тока, установленного на ВСУ.
Рисунок 2-6. Двигатель Д-436-148
|
Рисунок 2-5. ВСУ АИ-450-МС |
Кабина экипажа расположена в носовой части фюзеляжа до шп. № 7, транспортная кабина – между шп. № 7-42.
Рисунок 2-7. Общий вид кабины экипажа
Ресурсы и срок службы
Проектные ресурсы и сроки службы самолетов Ан-148-100В составляют 80000 летных часов, 40000/30000 полетов в зависимости от вариантов исполнения САРД, 30 лет эксплуатации. Исчисления производятся по показателю, достигнутому ранее двух других. Отработка проектных ресурсов и сроков службы проводится поэтапно. Действующие этапы отработки проектных ресурсов (сроков службы) указываются в разделе "Ограничения летной годности". Разработчик самостоятельно обеспечивает опережающее увеличение ресурсов (сроков службы) действующего этапа путем подготовки необходимых доказательных документов в соответствии с требованиями АП и представления их в Авиарегистр МАК и Госавиаслужбу Украины.
Результаты распространяются на весь парк ВС. АНТК "Антонов" обеспечивает поддержку безопасной эксплуатации самолетов в пределах действующих этапов отработки ресурсов (сроков службы) через:
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание самолета Ан-148-100 основано на удовлетворении требований международных стандартов (ICAO, MSG-3) и обеспечивает поддержание летной годности самолета в пределах жизненного цикла эксплуатации по состоянию с интенсивностью до 250 ч в месяц с коэффициентом готовности до 98,5 % при минимизации затрат на ТО.
Схема расположения спецмашин приведена на Рис 1-8.
Рисунок 2-8. Схема расположения спецмашин
Виды технического обслуживания и ремонта самолетов Ан-148-100
- Оперативное и периодическое ТО
Таблица 3. Оперативное ТО
Параметры
|
Оперативное ТО |
|||||
Виды ТО
|
ОС Стоянка
|
ВС Встреча
|
ОВ Вылет
|
Форма Т
|
Форма E
|
Форма W
|
Периодичность,
час/сут/мес/лет
|
При
стоянке
> 2 час
|
После
каждой
посадки
|
Перед
каждым
вылетом
|
- перед каждым полётом - перед полетом после выполнения ПТО, при учебно-тренировочных полетах, при очередной заправке топлива - перед вылетом после выполнения ТО по Т, Е, Wстоянка от 12 часов до 5 суток |
- в базовом/конечном аэропорте 1 раз в 2 суток (48 час), - в базовом/конечном аэропорте при налете не менее 5 часов с момента выполнения Е или W, - после простоя >5 суток если самолет не ставился на хранение, - перед полетом после спец. ТО, - после контрольного облета самолета. |
- 1 раз в 15+5 суток при выполнении хотя бы одного полета в сутки, в срок до 30 суток, - перед полетом после хранения, - перед началом эксплуатации самолета после поступления с завода-изготовителя. |
Таблица 4. Периодическое ТО
Параметры
|
Периодическое ТО |
||
Виды ТО
|
Форма A
|
Форма С
|
Форма 3С
|
Периодичность,
час
|
750₋₅₀ час
|
7500 час
|
30000 час
|
Периодичность (сут/мес/лет) |
|
36±3 мес
|
10±0,5 лет
|
- ТО при хранении: подготовка к хранению, обслуживание через 30, 90, 180 суток, подготовка к полетам после хранения.
- Специальное ТО
- превышения эксплуатационных вертикальных перегрузок на наземных режимах полета (руление, разбег, посадка, пробег);
- превышения эксплуатационных вертикальных перегрузок на воздушных режимах полета (полет в зоне интенсивной турбулентности атмосферы, маневр);
- посадки с весом самолета, превышающим максимальный посадочный вес;
- посадки до ВПП или выкатывания за ВПП;
- прерванного взлета;
- столкновения с птицами (посторонними предметами);
- помпажа двигателя, непрерывной работы двигателя на взлетном режиме более 5 мин, применения максимального реверса тяги на скоростях менее 100 км/ч до полной остановки самолета на прерванном взлете или посадке;
- попадания в особые метеоусловия (снежная или пыльная буря, обледенение в полете или на земле, гроза, ливневые осадки, град).
№
|
Виды ТО
|
Интервал
цикл/л.ч.
|
Трудоемкость
чел/час
|
Время
простоя,
час
|
Объем выполняемых работ
|
Оперативное ТО
|
|||||
1
|
Транзитная (ТР)
|
1/2
|
0,44
|
0,33
|
Общий осмотр планера, СУ, шасси на наличие повреждений. Ознакомление с данными БСТО.
|
2
|
Суточная (Сут)
|
До 48 час/
14 л. час
|
1,11
|
0,5
|
Наружный осмотр планера, СУЮ, шасси. Контроль систем с помощью встроенной системы контроля (БСТО) |
3
|
Двухнедельная (ДН)
|
До 15 сут/
100 л.час
|
5,85
|
1
|
Наружный осмотр планера, СУ, шасси. Проверка работоспособности систем и оборудования, контроль и пополнение рабочих жидкостей. |
Периодическое ТО
|
|||||
4
|
Форма А
(750 час)
|
90 дн/
750 л.час
|
100
|
20
|
Проверка исправности систем и оборудования, диагностика отказов. Внутренний осмотр отдельных отсеков, узлов конструкции планера, СУ, шасси. Смазочно-заправочные работы. |
5
|
Форма С
(7500 час)
|
36 мес/
7500
|
2100
|
15 дней
|
Детальный осмотр состояния конструкции планера самолета. Работы по контролю состояния функциональных систем, требующие дополнительных подготовительных работ. |
6
|
Форма 3С
(30000 час)
|
120 мес/
30000
|
5000
|
20 дней
|
Диагностика состояния конструкции планера самолета, с частичными демонтажами и разборками конструкции и систем. |
Компоновки салона
Двухклассная компоновка салона на 68 мест
Компоновка салона на 75, 80 и 85пассажиров
Компоновки пассажирского салона
Продолжение: Ан-148: Перспективы развития продукта