Среди тех, кто 19 июля присутствовал на церемонии открытия макета МС-21, оказалась и чета Филёвых. При этом Владислав и Наталия оказались единственными руководителями крупного российского авиационного холдинга, лично посетившими отдельно стоящий павильон на выставке Фарнборо-2010, где разместился макет салона перспективного авиалайнера. Aviation EХplorer поинтересовался их мнением об этой машине:
- Может ли появиться МС-21 в парке S7 Airlines? Есть ли интерес к этому проекту или вы заглянули на стенд из чистого любопытства?
Владислав Филёв: Я внимательно слежу за тем, что делает «Иркут». Отношусь к его президенту - Олегу Федоровичу Демченко с глубоким уважением; считаю, что он – очень успешный человек и проект его тоже имеет все шансы на успех. За что Олег Федорович берется, обычно у него получается. Мы желаем этому самолету долгой и счастливой жизни на мировом рынке и в России, чтобы в будущем эти самолеты летали еще и в нашей авиакомпании (смеется).
- Усилия к тому, чтобы новые российские самолеты летали в S7, предпринимал не только Олег Федорович Демченко, но и руководитель «Сухого» Михаил Асланович Погосян…
Владислав Филев: SSJ-100 и МС-21 нельзя ставить в один ряд. МС-21 – принципиально иной самолет. Сейчас я, конечно, говорю о заявленных характеристиках Корпорацией «Иркут»… А она обещает принципиально новый лайнер, машину следующего поколения. Пока эти характеристики выглядят более-менее правдоподобно, хотя и обсуждаются.
Наталия Филёва: У Олега Федоровича, я думаю, больше шансов, потому, что на МС-21 выбрана очень хорошая экономичная силовая установка. Двигатель «PurePower» - фантастический! Фирма Pratt&Whitney обещает удивительно низкие удельные расходы топлива.
Владислав Филёв: Действительно, моторостроители обещают хорошие характеристики. Однако я бы не торопился с громкими заявлениями, пусть сначала двигатель воплотиться в металле, а не только на бумаге. Хотя обещание двадцатипроцентной экономии (а они заявляют экономию 18% и более) – это, конечно, очень привлекательно для авиакомпании.
- Какие условия должны быть выполнены, чтобы авиакомпании Группы компаний S7 разместили заказ на МС-21?
Наталия Филёва: Если авиационная промышленность сдержит свои обещания и доделает самолет, а моторостроители – двигатель, мы сразу начнем рассматривать возможность закупок. Нам, как и любой авиакомпании, прежде чем покупать самолет, необходимо внимательно изучить его реальные характеристики, убедиться, что он соответствует нашим требованиям, что он будет летать и приносить прибыль.
Владислав Филёв: И лишь потом со всеми расчетами, бизнес-планами обратиться к акционерам, с просьбой поддержать инициативу менеджмента по обновлению флота.
Иногда цели, которые преследуют авиакомпании, приобретая самолет, частично противоречат тем задачам, что ставят перед собой разработчики лайнеров. В свое время, говоря о причинах отказа «Сибири» от сделки по приобретению 50 самолетов Russian Regional Jet (RRJ), руководитель авиакомпании Владислав Филев заметил: авиакомпании соревнуются в том, чтобы летать дешевле, а промышленность стремится делать самолеты, которые бы летали «быстрее, выше, дальше».
Несмотря на позитивные отзывы о новом российском перспективном лайнере, к МС-21 тоже есть некоторые претензии потенциальных заказчиков. Широкий фюзеляж МС-21, диаметром 4,2 метра, против 3,8 м. у Boeing-737, конечно, позволяет обеспечить более комфортные условия для пассажиров. В одном ряду у обоих самолетов размещается по шесть кресел экономического класса. Но, более широкий фюзеляж обладает большей омываемой поверхностью и площадью поперечного сечения, а это неизбежно вызовет рост силы т.н. «вредного аэродинамического сопротивления», и, как следствие, увеличение расхода топлива. Однако вполне возможно, что разработчику удастся довести соотношение цены и качества оказываемой услуги до приемлемого уровня.
Именно это и обсуждали Владислав и Наталья Филевы с Олегом Демченко в ходе их беседы за чашкой чая на балконе шале Корпорации «Иркут» на Фарнборо. Вопрос о «правильном выборе» диаметра фюзеляжа также поднял и генеральный директор «Ильюшин Финанс Ко.» Александр Иванович Рубцов во время его пресс-конференции 21 июля. Возможно, в авиационном сообществе разгорится дискуссия о том, принимать ли заложенные в МC-21 идеи конструкторов в таком виде или же попросить их еще раз поразмыслить над формами и цифрами? Правда, несколько сторонников МС-21 в его нынешнем облике уже есть, и первые из них - малазийцы, разместившие трехмиллиардный заказ на 50 самолетов. А недавно к ним поспешил «присоединиться» и Аэрофлот.