И вот через несколько минут улыбчивые стюардессы, объявления экипажа илайнер, отрываясь от ВВП, набирает высоту… Пожалуй самое приятное для пассажира в полете это ланч с видом на облака и «васильковое», по версии Ричарда Баха, небо. Начинают разносить борт-питание, запах кофе и пищи разносится по салону … неожиданно в течение 20 секунд самолет начинает ощутимо сносить вправо (происходящее в салоне творческий ум режиссера, безусловно, приукрасит). Самолет начинает снижаться, крен на правое крыло усиливается. Люди в ужасе взирают на происходящее, они уже уверены, что до переворота остаётся совсем немного…
В кабине пилотов события разворачиваются не менее драматично. До возникновения опасной ситуации лайнер, находящийся на эшелоне пилотируется в автоматическом режиме (автопилотом). Пилоты смотрят через лобовое стекло на все те же облака и васильковое небо. Возможно, о чем-то разговаривают. Вдруг штурвал произвольно отклоняется вправо. Экипаж этого, конечно, не ожидает, после некоторой растерянности берёт управление на себя и героически выводит самолёт из пикирования.
Далее сюжет нашего фильма продолжается на земле. Приземлившийся самолет встречают кареты скорой помощи и пожарные…По данному инциденту создается комиссия. Инспекторы в недоумении – в процессе полета пассажиры лайнера испытали весьма серьезные перегрузки. Позже, при проведении проверки функционирования всех систем лайнера, обнаруживается нарушение электропроводки - повреждение изоляции, которое имеет характер продольного пореза длиной около 5-7 мм. Это повреждение и привело, по мнению экспертов, к возникновению электрической связи поврежденной цепи с корпусом самолёта, к сбою в показаниях приборов и, как следствие, неверным действиям автопилота.
Возможно, именно выяснением причин появления этого пореза на проводе, который чуть не привел к катастрофе, и займется главный герой фильма? Кто он будет – решать режиссеру и сценаристам. Возможно, это журналист, которому неизвестные подбрасывают секретные документы, а может это агент федеральной службы, который в тайне от начальства ведёт частное расследование … Второе вероятней всего – тогда истина для него будет всегда «где-то рядом». Так или иначе «покопаться» новоявленному супермену будет в чём. А может оба героя одновременно потянут за ниточку с разных сторон и на каком-то этапе их судьбы пересекутся.
А начать расследование его подтолкнёт на первый взгляд незначительное событие: через несколько дней после инцидента, в ведущие отраслевые и центральные СМИ из анонимного источника с «мейлов-однодневок» (как по мановению волшебной палочки) приходят письма со служебным документом, в котором изложены результаты расследования комиссии по инциденту. Причем, журналистам предложили не просто ознакомиться с этими результатами, но и предоставили электронную копию протокола с печатями и подписями. Серьёзные инциденты с отечественными и зарубежными самолётами – не редкость, но ещё никогда в СМИ не вбрасывались подобные документы. Кому это понадобилось? Почему самолёт Ан-148 - «первая ласточка» после долгих лет застоя в авиастроении России, попала под такой артобстрел? Или может кто-то хочет нанести удар по всей отечественной авиационной промышленности? Но кто и зачем?
Прим. AEX.RU : Самолёт Ан-148 - новая разработка АНТК им. Антонова (Киев, Украина), производится серийно на предприятии ВАСО (Воронеж, Россия) с 2009 года, предназначен для перевозки 75-80 пассажиров на расстояние до 3500 км. Коммерческая эксплуатация в России началась 21 декабря 2009 года. На данный момент эксплуатируются 3 самолёта Ан-148 в ГТК «Россия». До конца 2010 года авиакомпанией будет получено ещё 3 новых самолёта данного типа.
Позже выяснится, что к самому самолету и претензий-то нет. Первоначально специалисты грешили на сбой в работе автопилота. Однако выяснилось, что именно оголенный провод стал причиной выдачи системе управления неверных параметров. В результате чего и произошло резкое отклонение штурвала. Но электроника все же распознала, в каком контуре произошел сбой, и отключила его. В совокупности с мастерством экипажа, это не позволило самолету свалиться в штопор. Можно сказать, что программное обеспечение самолета прошло проверку в экстремальных условиях на пять с плюсом.
Журналист, конечно же, обратится к специалисту, имеющему прямое отношение к приемке этих самолётов на заводе, и тот скажет: «Несомненно, у любой новой машины выявляются недочёты, возникающие в процессе отладки промышленного производства. Мы отмечаем улучшение качества самолетов, поставляемых Воронежским акционерным самолетостроительным обществом. По первой машине, полученной с завода, в ходе приемки было сделано порядка 150 различных замечаний, преимущественно технического характера, и эти замечания были устранены до передачи самолета эксплуатанту в согласованные сжатые сроки. А, через несколько месяцев, на третьей машине количество замечаний уже не превысило двух десятков, причем большая их часть приходилась на оформление технической документации. Это очень обнадёживающая и положительная динамика».
Прим. AEX.RU : инцидент произошёл с первым построенным на ВАСО серийным самолётом данного типа RA-61701
В самой ГТК «Россия» о самолёте отзываются только в превосходной степени, несмотря на наличие «детских болезней». «Ан-148 – летающая машина, которая нам очень нужна… Она показывает хорошую коммерческую эффективность… Конечно же, есть и проблемы, сопровождающие любую технику в начале её серийного производства, но мы их решаем совместно с разработчиком и производителем… Самолёт комфортен и пассажирами принимается очень хорошо… На линиях ГТК «Россия» Ан-148 востребован. Не просто востребован – он нам нужен для наращивания частоты полётов... Могу прямо сказать – самолёт хороший!». Так отзывались об Ан-148 генеральный директор ГТК Россия Сергей Белов и его подчинённые на прошедшей недавно в С.-Петербурге научно-практической конференции.
Несмотря на инцидент, не планируют от Ан-148 отказываться и заказчики: «Мы, как и большинство эксплуатантов, уверены в качестве самолета Ан-148 и с нетерпением ждем начала его поставок в компанию, - говорит генеральный директор «Атлант-Союза» Евгений Бачурин, - Уже достаточно продолжительное успешное использование данного воздушного судна демонстрирует его надежность и эффективность. Инцидент, произошедший 4 июня, конечно, достаточно серьезный. Но такие неприятности происходят, как правило, при введении в эксплуатацию любого нового типа самолетов. Всегда совершенствуется производство, система наземного обслуживания, инструкции для пилотов. Без этой стадии не может обойтись ни один перспективный проект.
Мы уверены, что производители в кратчайшие сроки разберутся в причинах произошедшего и устранят потенциальную возможность повторения подобных случаев».
Прим. AEX.RU : Авиакомпания Правительства Москвы «Атлант-Союз» заказала 30 самолётов Ан-148.
А «отечественный» Малдер,возможно, начнёт с поездки на предприятие в Воронеже - «ВАСО» и неожиданно обнаружит, что, несмотря на массу заказов, сроки поставок самолета заказчикам не соблюдаются. С начала в 2009 году их обещали произвести четыре. Поставили лишь два (а реально – один). И это при том, что количество твёрдых заказов на Ан-148 сильно перевалило за сотню. В этом году, в разные периоды времени, обещали произвести то девять, то семь, а за полгода передано заказчику лишь 2. Выясняется, что финансирование производства этого самолёта практически прекращено. Вот так сюрприз, все его хвалят, куча заказов, а строятся самолёты как-то без особого усердия. А вдруг отсутствие финансирования, порез провода, рассылка служебного документ – звенья одной цепи? Похоже, кому-то очень не хочется, чтобы авиационная промышленность России нащупала свой главный коммерческий продукт и начала выходить из пике…
В каморке у журналиста напечатанные фотографии Ан-148, вырезки из газет. Диктофонные записи экспертов. Звучит одна из записей беседы со специалистом в авиапроме: «Мы сейчас выясняем, откуда взялся порез на проводке. Хотим получить не просто фотографию порезанного жгута кабеля, который сейчас уже заменен, но и сам жгут. Так мы сможем понять появление дефекта. Подчеркну - провод иностранного производства. Поставляется он на ВАСО через компанию БиПитрон. Необходимо выяснить, когда появился этот порез – в процессе перевозки, на заводе при обжиме кабеля или при эксплуатации. Случайно или умышленно»…
«Случайность или саботаж»? - читается в глазах главного героя….
В отчёте ясно сказано: «продольный порез длиной около 5-7 мм». Производственный брак или умысел? Может виноват иностранный поставщик кабеля? Но подобные кабели электропроводки также используются западными авиапроизводителями, и информации об их повреждении никогда не было. Нарушение технологии сборки или чья-то неаккуратность? Возможно, ведь это первый экземпляр, на котором отлаживались технологии серийного производства. Следствие эксплуатации? Но кабель не перетёрт, а порезан! Пожалуй, в этот момент кто-то очень важный должен убедить главного героя в том, что ему во всём видятся заговоры, а всё это простая случайность. И он, пожалуй, поверит. И только одна мысль будет всё время беспокоить его: если всё это не имеющая никакого смысла цепь случайностей, тогда зачем и кому-то понадобилось организовывать спланированную акцию по вбросу служебного документа в СМИ с очевидной целью?
Увы, на этом наш рассказ прерывается… Прерывается, поскольку результат расследования пока не ясен. Причем, как всегда «истина где-то рядом» и не только для нашего героя, но и для комиссии Росавиации. Как выяснилось, она еще не закончила своего расследования и распространённый «доброжелателями» документ является всего лишь промежуточным. Именно это сообщили Aviation EXplorer сегодня в ведомстве. Поэтому, в лучших традиция блокбастера – продолжение следует…