Стоит заметить, что между ВИАМом и ЗАО «Алкоа СМЗ» уже существует судебный спор в связи с незаконным односторонним расторжением в 2008 году ВИАМом лицензионного договора от 2001 г. Московский арбитражный суд 30.11.2009 г. удовлетворил иск ЗАО «Алкоа СМЗ» к ФГУП «ВИАМ» о признании одностороннего расторжения лицензионного договора незаконным, решение обжалуется.
Со слов руководителя ВИАМ, академика РАН Евгения Каблова: «Алкоа Россия», частично, демонтировала оборудование, необходимое для выпуска алюминия для авиационной промышленности. "В 2001-2002 году ФГУП «ВИАМ» совместно с компанией «Airbus» успешно провели работы по получению на уникальном оборудовании ОАО «СМЗ» и натурным испытаниям заготовок фитинга (масса до 500 кг) из высокопрочного перспективного российского сплава 1933, обеспечивающего крепление крыла к центроплану, для семейства самолетов А319, А320 (200 самолетов). Однако «Алкоа Россия», после приобретения ОАО «СМЗ», исходя из интересов конкуренции, отказалась от освоения серийного производства фитингов из сплава 1933, так как он по результатам испытаний в «Airbus» имел по комплексу свойств существенные преимущества перед применяемым американским сплавом, что, разумеется, не устраивало компанию «Alcoa».
Для вытеснения российского сплава была уничтожена штамповая оснастка, уволены высококвалифицированные технологи, в результате чего, не имеющая аналогов в мире технология изготовления заготовок фитинга из сплава 1933, запатентованная в РФ и во всех ведущих странах мира, осталась невостребованной, что привело к срыву международной кооперации России и компании «Airbus».
В «Алкоа – Россия» эту информацию категорически опровергают. Директор по технологии «Алкоа Россия» к.т.н. Александр Дриц говорит: «На протяжении нескольких лет в начале 2000-х гг. на Самарском металлургическом заводе («СМЗ» велись работы по штамповкам для фитинга из сплава 1933;патент ВИАМ №2165995), образцы были предоставлены компании Airbus для тестирования. ЗАО «Алкоа СМЗ» с 2001 г. имеет исключительную лицензию на производство продукции из этого сплава с использованием патента ВИАМа, все международные патенты были оформлены за счет СМЗ совместно на ВИАМ и СМЗ, и мы были очень заинтересованы в производстве этих фитингов», - добавляет он.
«Мы несколько раз встречались с представителями Airbus, обсуждали возможности дальнейшего коммерческого взаимодействия с нашим Самарским заводом. К сожалению, испытания европейского авиапроизводителя не показали преимуществ сплава 1933 перед тем материалом, который они использовали. Мы не получили ни одной заявки на эту продукцию. Более того, штамповки фитинга, которые сейчас продолжает использовать Airbus, не закупаются ни на заводах «Алкоа» в России, ни за границей, то есть от того, что сотрудничество с СМЗ не получило продолжения, компания Алкоа ни в каком смысле ничего не выиграла. Несмотря на это, мы не отказывались от этих разработок вплоть до конца 2006 года. После этого из-за отсутствия коммерческого интереса потенциальных заказчиков работы пришлось приостановить. Тем не менее, вся штамповая оснастка на заводе сохранена. Что касается «уволенных специалистов» - ни один технолог не был уволен, из трех основных исполнителей этого проекта, двое по-прежнему работают на заводе, один человек вышел на пенсию",- добавил г-н Дриц.
Aviation Explorer удалось получить эксклюзивный комментарий на этот счет и у компании Airbus. Согласно данным авиапроизводителя: «Около 15 лет назад, Airbus, действительно начал совместно с ВИАМ и SAMECO (позднее "Русал" и Alcoa) программу исследований сплава для фитинга крыла к A330/A340 (подходит и для А320). Airbus профинансировал все необходимые издержки по ней. Корпорация хотела найти альтернативный источник поставок данного вида продукции французскому производителю, упростить и оптимизировать процесс обработки деталей на заводе Airbus во Франции, минимизировать процент выхода бракованных изделий. В итоге программа была остановлена Airbus. Согласно анализу, проведенному компанией, не было найдено достаточных коммерческих обоснований для внедрения альтернативных поставщиков. Хотя, стоит подчеркнуть, что сплав Alcoa-Россия был технически приемлем».
В Airbus отмечают, что им было профинансировано ряд успешных исследований в области алюминиевых сплавов в России: ВИАМ, ВИЛС, ЦАГИ, КУМЗ и SAMECO (ALCOA-RU) за последние 18 лет. Тем не менее, за прошедшие 3-4 года инвестиции Airbus в области таких научных исследований сокращаются. Это ни в коем случае не связано с компетенцией российских научно-исследовательских институтов или развитостью промышленности. Скорее, это следствие все более широкого использования композитных материалов в новых программах воздушных судов Airbus. Эти программы так же реализуются совместно с ВИАМ, ЦАГИ и НИАТ, а так же в исследовательских центрах Европейского Союза.
Хотя и суд, и другие стороны, вовлеченные в конфликт, уже вынесли вердикт по данному вопросу, и «Алкоа Россия» и ВИАМ не хотят останавливаться лишь на решении суда. Руководитель управления контроля промышленности и оборонно-промышленного комплекса ФАС России Максим Овчинников рассказал, что в настоящий момент ФАС рассматривает две жалобы - одну от "Алкоа Россия" на ВИАМ, вторую от ФГУП "ВИАМ" на "Алкоа Россия". И та и другая сторона обвиняет оппонента в нарушении статьи 135 ФЗ РФ "о защите конкуренции".
Рассмотрение этих жалоб направлено, дабы избежать конфликта, в разные управления ФАС - жалобу на ФГУП "ВИАМ" в Управление контроля органов власти (к ним в том числе относятся и ФГУПы). Рассмотрение жалобы на "Алкоа Россия" передано в управление, подведомственное г-ну Овчинникову. В настоящий момент проверка уже ведется в ФГУП "ВИАМ". Инспекция окончит свою работу и вынесет вердикт по обращению "Алкоа Россия" в течение месяца - полутора. "По жалобе на "Алкоа Россия" проверки ФАС в офисах и на предприятиях компании не запланированы. От "Алкоа" мы получаем внятные комментарии, подкрепленные всеми необходимыми документами", - заметил Максим Овчинников.
Что касается обвинений в адрес "Алкоа Россия" в том, что компанией было демонтировано оборудование, необходимое для авиапрома, то если даже подобное и произошло - исключительно в рамках инвестсоглашения, заключенного при продаже металлургических предприятий компании "Алкоа" в 2005 году. В документе было прописано, что при отсутствии заказов на этот вид продукции в течение трех лет (в данном случае обшивочный лист для авиастроения) станки можно демонтировать. Поэтому виноват не тот, кто четко исполняет соглашение, а тот, кто заключал такой контракт" - резюмировал Максим Овчинников.