«Средь шумного бала» HeliRussia 2010 меня удивило полное отсутствие эксплуатационно-технических характеристик. Бесподобные вертолеты, безумно красивые буклеты, заманчивые летные характеристики и… ни одного параметра из технической эксплуатации. Конференции, выступления, предложения для местной и региональной авиации и опять ни одного эксплуатационного параметра?!
Если обратиться к справочникам, и здесь наблюдается странная тенденция: нигде не найдете «ни грамма» эксплуатационно-технических характеристик. Исключительно: высота, скорость, дальность полета, грузоподъемность и т.п. Словно все заканчивается вместе с испытаниями и производством («выпустил и забыл»), а потом «хоть трава не расти».
Новенький красивый справочник «Вертолеты России», 2007 г. приятно в руки взять. Открываем раздел, посвященный Ми-8/17, есть все: история разработки, производства, модернизации, а про эксплуатацию ни слова. У Ка-32 аналогичная картина. «Пожарник» Ка-32А1 – без «пожарной» производительности. Словно и нет ни замкнутого жизненного цикла, ни этапа эксплуатации с использованием по назначению. Нет самого главного, того, для чего собственно создается вертолет. Продукция создается для использования, для работы, для бизнеса. Как без цифр оценить, насколько она эффективна?
Сегодня всевозможные справочники и энциклопедии выпускают «все, кому не лень». Красивые обложки, фотографии, рисунки, таблицы пестрят «детскими» ошибками. Наугад открываю «Вертолеты. Справочник» информационного агентства АРМС-ТАСС, 2009 г., на 88-й странице и с удивлением узнаю, что 11-ти тонный Ка-32 оказывается – легкий(?) вертолет. Дальше читать не хочется. Наверно, из-за отсутствия легких вертолетов, у нас все, что легче Ми-26 – называют легкими.
Конечно, это шутка. И, тем не менее, порой новенькие энциклопедии и справочники без улыбки читать невозможно. Перевод бумаги и времени. В результате, мы получаем информацию, на которую нельзя опереться. Я уже не говорю об элементарной точности. Но беда вертолетной информации гораздо шире, чем только точность. Проблема в полном отсутствии данных, ориентированных на техническую эксплуатацию. Эксплуатационные характеристики «днем с огнем не найдешь». Словно вертолеты летают в виртуальном мире. Нет ни расходов топлива, ни трудоемкости, ни продолжительности работ, ни эксплуатационных расходов, ни ресурсов, ни долговечности… «Туфта», одним словом.
В последнее время наконец-то заговорили о сопровождении эксплуатации, сервисных центрах обслуживания, ремонта и обучения, сокращении расходов на эксплуатацию. На словах, а на деле? Каковы параметры технического обслуживания, ремонта, обучения и т.д.? Как говаривал мой научный руководитель: «В чем навар-то. Как его пощупать»? Кроме голой рекламы и качественных оценок, никаких цифр. На одной из конференций прошедшей выставки невыдержанный слушатель в сердцах даже воскликнул, а где анализ-то? Сегодня просто так «навара» не найдете и «пощупать» не сможете. Проблема оценки эксплуатационного совершенства вертолетов – серьезная. Для ее решения требуется совместная, напряженная и целенаправленная работа ученых эксплуатационников, специалистов и эксплуатантов. Во время шоу, о такой работе просто забыли.
Для тех, кто дочитал мои невеселые размышления, в качестве бонуса, попытаюсь приоткрыть «занавес» эксплуатационного совершенства отечественных вертолетов. Обратимся к данным ЛИИ имени М.М. Громова. Конечно, показатели не стоят на месте, и, тем не менее, они позволяют выявить некоторые закономерности качества эксплуатации. По крайней мере, этими данными можно пользоваться. Успехов. И запомните, программа любого вертолета (самолета) не заканчивается разработкой и производством. Есть еще самый продолжительный и самый дорогостоящий этап – эксплуатация с использованием по назначению и со своими юзерами (от английского: to use) винтокрылой техники, которым приходится считать и трудозатраты, и продолжительность и, конечно, деньги.
Таблица 1 – Структура оперативного и периодического технического обслуживания и ремонта отечественных гражданских вертолетов
Тип
|
Оперативное ТО |
Периодическое ТО и ремонт |
Назна-
ченный ресурс, ч |
|||||||||
Пред-
поле-
тное |
Между-
поле-
тное |
После-
поле-
тное |
Базовое
|
Ф1
|
Ф2
|
Ф3
|
Ф4
|
КВР
|
Заво-
дской ремонт, ч |
|||
Состав
|
Перио-
дичность, Сут. (ч) |
Перио- |
||||||||||
Ми-34С
|
Пред-
поле-
тная подго-
товка |
Подго- |
После-
поле-
тная подго-
товка |
Перио-
диче- ский осмотр
|
30 ± 5 дн. (50 ± 5 ч) |
100
|
200
|
400
|
|
1000
|
-
|
5000
(25 лет) |
Ми-38
|
ОВ1+ОВ
Или
ОВ1+А1+ОВ
|
ВС+ОВ
Или
ВС+А1+ОВ
|
ВС+А1+ОС
Или
ВС+А2+ОС
|
ВС+Б+ОС
Или
ВС+Б+ОВ1
|
7 ± 1 (25 ± 5 ч) |
100
|
200
|
500
|
|
1000
|
-
|
18000
|
Ми-8МТВ-1
|
- « - |
- « - |
- « - |
- « - |
25 ± 5 ч |
50
|
100
|
300
|
500
|
|
1р – 1500 (9 лет) |
7000
(25 лет) |
Ми-26
|
- « - |
- « - |
- « - |
- « - |
25 ± 5 ч |
50
|
100
|
200
|
500
|
|
1р – 1200 (8 лет) |
4200
|
Таблица 2 – Средняя продолжительность и средняя трудоемкость видов оперативного ТО отечественных вертолетов
Средняя продолжительность и средняя трудоемкость видов оперативного ТО |
Значения средней продолжительности и средней трудоемкости по типам вертолетов t/T, час-мин/чел.-ч
|
||||||
Ка-27П
|
Ка-27ПК
|
Ка-50
|
Ми-8
|
Ми-24
|
Ми-28
|
Ми-26
|
|
Предполетная подготовка |
0 – 59 5,31
|
0 – 49 2,66
|
0 – 30 2,15
|
2 – 59 8,03
|
1 - 35 |
0 - 27 |
1 – 38 7,87
|
Подготовка к повторному полету |
0 – 29 1,91
|
0 – 17 0,81
|
0 – 24 2,46
|
1 – 49
3,71
|
0 - 48 |
0 - 23 |
0 – 28 2,75
|
Послеполетная подготовка |
0 – 22 1,87
|
0 – 24 0,97
|
0 – 40 3,22
|
7 – 08 9,42
|
3 - 10 |
0 - 41 |
Нет данных |
Предварительная подготовка |
2 – 29 12,43
|
2 – 30 6,89
|
|
9 – 57 17,2
|
4 - 30 |
|
5 – 25 21,4
|
Таблица 3 – Удельная трудоемкость и удельная продолжительность технического обслуживания и ремонта отечественных вертолетов
Показатели суммарной удельной трудоемкости ТОиР, удельная продолжительность ТОиР |
Значения показателей по типам вертолетов |
||||||||
Ка-27ПЛ
|
Ка-32 А11ВС |
Ка-50
|
Ка-226
|
Ми-8МТ
|
Ми-24
|
Ми-38
|
Ми-28
|
Ми-26
|
|
Удельная трудоемкость оперативного ТО Кт оп, чел.-ч/ч.нал |
1,98
|
0,7
|
4,74
|
0,49
|
16,48
|
9,31
|
0,76
|
3,18
|
0,49
|
Удельная трудоемкость периодического ТО Кт рр, чел.-ч/ч.нал |
1,72
|
1,22
|
1,44
|
0,16
|
|
|
2,54
|
|
0,16
|
Удельная трудоемкость восстановления Кт в, чел.-ч/ч.нал |
0,27
|
0,22
|
0,38
|
0,01
|
|
|
0,08
|
|
0,01
|
Удельная трудоемкость восстановления ресурса Кт вр, чел.-ч/ч.нал |
|
0,05
|
|
0,04
|
|
|
|
|
0,04
|
Удельная трудоемкость сезонного ТО Кт сез, чел.-ч/ч.нал |
0,05
|
0,05
|
0,05
|
0,005
|
|
|
0,02
|
|
0,005
|
Удельная трудоемкость заводского ремонта ТО Кт р, чел.-ч/ч.нал |
|
|
|
|
|
|
0,74
|
|
|
Суммарная удельная трудоемкость ТОиР Кт оп, чел.-ч/ч.нал |
4,01
|
2,24
|
6,61
|
0,7
|
19,96
|
16,45
|
4,14
|
5,43
|
17,7
|
Суммарная удельная продолжительность ТОиР Кп, ч/ч.нал
|
0,95
|
0,72
|
1,81
|
0,59
|
|
|
0,81
|
|
|