- Виталий Дмитриевич, полагаю, новые назначения это не просто смена власти, а следствие непростой ситуации, сложившейся на предприятии?
- Безусловно, это связано, в том числе, и с желанием акционеров повернуться лицом к клиенту, сделать ВАРЗ-400, прежде всего клиентоориентированным, современным предприятием, отвечающим всем западным стандартам качества, построить систему управления производством с применение самых современных методов и технологий, включая внедрение программного обеспечения, тем самым повысить эффективность предприятия.
В условиях действующего рынка, конкуренция, как внутри российского рынка услуг по техническому обслуживанию, так и с участием западных конкурентов, в основном это MRO (Maintenance Repair Organization) стран восточной Европы, весьма высока. При этом наличие слабых сторон и угроз, действующих в России, делает привлекательность Российских технических провайдеров ниже их западных конкурентов.
- В чем именно выражается эта слабость?
- Я имею в виду, прежде всего, проблемы с логистикой компонентов и расходных материалов для обслуживания иностранных самолетов и ремонта различных компонентов. Причины - несовершенство и непрозрачность таможенного законодательства, которое делает таможенные процедуры весьма длительными, а также повышают финансовую нагрузку на конечного потребителя в нашем бизнесе и бизнесе авиакомпании.
Недостаток квалифицированных технических специалистов и их высокая стоимость на рынке труда, тоже играет не в пользу Российских провайдеров. Например, зарплата сертифицированного авиатехника категории «В1» или «В2» в Венгрии или Литве ниже в полтора, если не в два раза, чем в России. Это не может не сказываться на себестоимости продукции.
- А есть ли у вас хоть какие-то преимущества перед западными или российскими конкурентами?
- ОАО «ВАРЗ-400» сегодня это крупнейшее в России MRO, со своими традициями и почти 70 летней историей развития. В этой связи есть свои плюсы и минусы.
К числу первых можно отнести развитую инфраструктуру предприятия, интегрированную с инфраструктурой аэропорта Внуково. Это большое количество зданий и сооружений, включая самый крупный не только в России, но и в Восточной Европе современный ангарный комплекс, который вмещает до 10 ВС Boeing 737. Кроме этого, имеются ангары для обслуживания отечественных самолетов и современный покрасочный ангар.
Площадь, на которой расположен ОАО «ВАРЗ-400», порядка 100 гектар земли, в юго-западной части Международного аэропорта Внуково. Оборудование, спецтехника и необходимый сертифицированный персонал, а также внедренные технологии, наличие ресурсов для развития также можно отнести к преимуществам предприятия.
К числу недостатков, можно отнести высокие накладные расходы на содержание всей вышеперечисленной инфраструктуры, особенно в условиях спада объемов работ, прежде всего по авиатехнике советского и российского производства.
- Советская техника уходит с рынка, но вы её ещё обслуживаете?
- В 2010 году мы практически заканчиваем ТО и ремонт самолетов Ту-154 и Ил 86, если точнее, принимаем их по остаточному принципу, если нет достаточной загрузки на участках обслуживания ВС иностранного производства. Рассматривается вопрос о закрытии комплекса ремонта авиадвигателей советского производства Д-30 КУ и Д-30 КП, с самолетов Ту-154М и Ил-76 соответственно. Заказов на ремонты двигателей практически нет.
- Значит, вы окончательно перейдёте на иномарки?
- Процессы развития бизнеса по обслуживанию иностранных ВС и ремонта компонентов идут активно. Бизнес по ремонту инотехники завод начинал в 2006г., тогда мы стартовали совместно с первым в России низкобюджетным перевозчиком «Скай Экспресс». Это было время start up для обеих компаний. И за период своего развития мы преодолели совместно немало трудностей. Начали с линейного обслуживания самолетов Boeing 737 Сlassic и к настоящему времени расширили свои возможности до базовых форм ТО этого типа, выполнив за три года более 30 тяжелых чеков (С check). Получили рейтинг и обслуживаем Boeing 737 NG, выполняя линейное и базовое ТО, в настоящее время заканчиваем первый С check на данном типе. Кроме того, выполняем линейное ТО самолетов Boeing 757, A-320 Family. И, естественно, весьма широкий перечень компонентов, которые мы ремонтируем. Это тормоза и колеса, кислородные и пожарные баллоны, актуаторы, аварийные трапы и спасательные жилеты, авионика, практически все методы диагностики. Выполняем работы по гальванике, у нас есть очень интересный и перспективный интерьерный цех и многое другое. Одно из последних достижений - это получение сертификата на капитальный ремонт стоек шасси самолетов Boeing 737 Classic весной 2010г., и первая стойка недавно прошла уже через наш ремонт.
- Какие еще вы ставите перед собою цели?
- Какие еще мы ставим перед собою цели? Это повышение уровня сервиса оказываемых услуг. Мы не оставляем сейчас компанию один на один с проблемой, как это было раньше. Если нет какого-то компонента или оборудования, расходных материалов, или специалистов по конкретному виду работ, мы решаем эту проблему сами – ищем на рынке, привлекаем необходимых специалистов. За последние несколько месяцев мы смогли переломить ситуацию с производством и логистикой, а индикатором этого может послужить решение одной из российских авиакомпанийвернуться к нам на базовое техническое обслуживание, после неудачного опыта в 2008г. Конечно, одним из их условий было жесткое соблюдение сроков технического обслуживания, которые прописаны в договоре и штрафные санкции, за нарушение сроков ТО по вине провайдера. Заказчик знает, что если он не получает самолет из ремонта в срок по причине задержки со стороны технической организации, то последний заплатит компенсацию в размере, как минимум сопоставимой с лизинговыми платежами авиакомпании за данный самолет. Эти санкции будут мотивировать нас как провайдера решать все проблемы, делать все возможное, чтобы закончить в срок работы на самолете.
- Для АвиакомпанииЮТэйр мы выполняем базовые формы для ВС Boeing 737 Classic, периодически они заказывают А check и различного рода дополнительные работы. Мы очень надеемся, что, в условиях массовой реновации парка ВС авиакомпании, которая сейчас происходит, нам удастся наладить сотрудничество и найти свою нишу по линейному и базовому ТО, например, по самолетам CRJ 200, который активно осваивает компания.
Но, к сожалению, для нас, многие крупные авиакомпании идут по пути развития собственных технических структур, сертифицированных как минимум по PART 145, что позволяет им самим выполнять линейное, а иногда и базовое ТО. ЮТэйр не исключение, у них есть собственная дочерняя структура ЮТэйр Техник. На сегодняшний день они выполняют работы по линейному ТО на перроне Внуково, в других своих базовых аэропортах. Причем, во Внуково ЮТэйр Текник взял на себя даже часть функцийХэндлинга.
Если по итогам договоренностей с авиакомпанией мы к чему либо придем, то будем принимать решение о целесообразности сертификации нашего предприятия на обслуживание CRJ-200, расширять свои ресурсы под Boeing 737 Classic либо любой другой сервис, в котором будут заинтересованы нашипартнеры.
- А с новыми российскими самолетами собираетесь работать?
- Касательно новых российских самолетов, мы сейчас анализируем рынок и его перспективы. На сегодняшний день пока основным потенциальным Заказчиком может являться авиакомпания «РэдВингс», в парке которой сегодня находится практически основная доля всего флота Ту-204. Мы с ней сейчас работаем на предмет выполнения периодических форм.
Среди других Заказчиков, таких как Владивосток Авиа или СЛО «Россия», перспектив не вижу, так как они имеют собственные авиационно-технические базы и самостоятельно обслуживают самолеты. Думаю, маловероятно, что для нас это будет целевым рынком, так как, к сожалению, для нашей страны и авиапрома, авиакомпании выбирают для себя более современные и эффективные лайнеры иностранного производства.
- Я вообще пока не воспринимаю серьезно на ближайшую перспективу данный проект, но если продукт Российского авиапрома из своего проектного состояния выйдет в серийное производство, и наши заказчики будут эксплуатировать его, мы будем адекватно реагировать на тенденции рынка и начнем процесс сертификации по ТО данного типа.
фотографии Р. Гусарова