Мероприятия по выполнению вышеозначенной Государственной программы содержат основные показатели и проекты инновационного развития отраслей и регионов, которые ежегодно формируются, корректируются и утверждаются руководством государства. При этом государство сформировало такие перспективные проекты по пяти приоритетным направлениям модернизации экономики. И, что абсолютно закономерно, одной из ключевых задач является задача создания высокоэффективного скоростного транспорта.
Боевой экраноплан "Лунь"
В связи с этим уместно напомнить, что наша страна — родина многих выдающихся достижений науки и техники. В их числе и морские скоростные транспортные средства различных типов и назначений. К таким скоростным средствам, в первую очередь, следует отнести экранопланы, в строительстве которых мы в своё время опередили весь мир на десятилетия. Именно в нашей стране были созданы образцы экранопланов, подтвердившие на практике огромный их потенциал как в сфере гражданской (транспортной), так и в военной. Этот приоритет Россия терять не вправе. Необходимо возрождая российский скоростной флот, возродить и экранопланы. Причем, как это ни печально, возрождать скоростной флот страны придется отталкиваясь от очень небольшого задела. Потери 90-х годов прошлого века в этой сфере таковы, что вице-премьер правительства РФ С.Б. Иванов на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации 12 сентября 2006 г. охарактеризовал состояние отечественного скоростного водного транспорта, который когда-то был лучшим в мире, как критическое.
В то время, как Россия в постперестроечный период теряла в области морского (и, к сожалению, не только) скоростного транспорта одну позицию за другой, в развитых государствах ему уделялось первостепенное значение. В настоящее время интерес к экранопланам огромен. Вполне возможно, что в мире назревает бум экранопланостроения, и такие машины уже в ближайшее десятилетие станут важной частью мировой транспортной системы. Ряд государств проявляет сегодня интерес к приобретению коммерческих экранопланов. Вопрос для нас сегодня в том, сможет ли Россия вновь строить эти летающие корабли, обладая законным приоритетом?
Создание современного экраноплана специалисты рассматривают, как сложнейший комплексный инновационный проект, в котором сосредоточены проблемы материаловедения, транспортной энергетики (в т.ч. энергосберегающей и на новых принципах), гидро- и аэродинамики и др. Эти проблемы могут быть решены только на базе самых передовых высоких технологий, в том числе и нанотехнологий. Экраноплан – образец продукта двойного назначения. Он найдет достойное применение, как в военной области, так и в народном хозяйстве. В народном хозяйстве его рассматривают в качестве универсального транспортного средства.
Любой вид транспорта оценивается, как известно, по скорости, дальности, грузоподъёмности, зависимости от баз и погоды. Экраноплан унаследовал от кораблей большую грузоподъёмность, вместимость и комфортабельность, а от самолётов — скорость, дальность и сравнительно малочисленный экипаж. Самые быстроходные суда, как известно, имеют скорость 55 – 65 км/ч, а современные экранопланы — до 200-300 км/ч и выше. По сравнению с самыми экономичными самолётами транспортная эффективность уже разработанных и построенных судов-экранопланов в полтора-два раза выше, т.е. составляет 30-35%, а в перспективе может достигать более 50% от полной массы экраноплана.
Сравнение технико-экономических показателей экранопланов со скоростными судами (глиссирующими, на подводных крыльях и воздушной подушке) при их использовании в качестве региональных транспортных средств также указывает на приемлемый уровень их конкурентоспособности, как по величине прямых эксплуатационных расходов, так и по общей стоимости жизненного цикла (стоимость закупки плюс стоимость обслуживания). При этом за счет более высокой скорости (200-300 км/ч у экранопланов против 65-85 км/ч у скоростных судов) необходимая грузоподъемность судов-экранопланов при равной транспортной работе может быть в 2,6-3,3 раза меньше, но они обеспечивают значительную экономию во времени при транспортных операциях и максимальную дальность хода за светлое время суток. В перспективе, при создании специализированного бортового оборудования для экранопланов (высокоточного навигационно-пилотажного с использованием космической системы ГЛОНАСС, высокого разрешения радиолокационного и оптикоэлектронного оборудования, радиовысотомеров для экранного полета и реализации режима «В», и др.), появится возможность круглосуточного и всепогодного применения экранопланов.
В дополнение к вышеперечисленным достоинствам необходимо отметить, что судам- экранопланам не нужны развитые причальные сооружения, высококлассные гидро- и аэродромы, они мало зависят от погодных условий, гораздо меньше подвержены морской качке, чем корабли. Поэтому наиболее привлекательна идея использования судов-экранопланов в районах Мирового океана, которые изобилуют большим количеством островов, не имеющих системы причальных сооружений и аэродромов. В первую очередь это Азиатско-Тихоокеанский регион, где год от года растёт объём грузопассажирских перевозок морским и воздушным транспортом. Экранопланы с их превосходными амфибийными качествами обеспечат бесперебойную круглогодичную навигацию, что вдохнёт жизнь в самые удалённые уголки планеты. По прогнозам специалистов, уже в ближайшие десятилетия экранопланы неизбежно серьёзно потеснят на рынке грузовых перевозок, особенно трансконтинентальных, все типы морской и авиационной техники. А ведь это потенциальный рынок как поставки на экспорт экранопланов, так и оказания услуг с их помощью, что в свою очередь может стать весомым сегментом в доходах в бюджет государства от внешнеэкономической деятельности.
Экраноплан "Спасатель" в постройке
Сегодня представляется целесообразным начать разработку государственной программы по созданию комплексной производственно- транспортной системы для круглогодичной транспортировки судами-экранопланами грузов, например, в северные регионы России. Выполненный анализ свидетельствует, что с помощью тяжелых судов-экранопланов класса A и В, и в перспективе экранолетов класса С, бескрайние российские просторы могут перестать быть проблемой для транспортировки. Мы сможем эффективно осваивать Крайний Север с его богатыми месторождениями полезных ископаемых, развивать нормальное сообщение и перевозку грузов в Сибири и на Дальнем Востоке, в непроходимой тундре и труднодоступных районах. Тем более, что в настоящее время для регионов с малой плотностью населения и суровыми климатическими условиями разработаны требования, которым должна соответствовать транспортная система.
·обеспечивать круглогодичные перевозки и мало зависеть от погодных и климатических условий;
·не требовать больших капитальных затрат на строительство наземных капитальных сооружений;
·обладать высокой экономичностью;
·иметь достаточно высокую скорость;
·обладать высокой «проникающей» способностью.
Очевидно, что таким требованиям в полной мере отвечают только перспективные суда-экранопланы! Именно на их создание направлены ряд работ предусмотренные в ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.
Строительство экранопланов семейства "Акваглайд" компании АТТК
Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает экономический рост труднодоступных северных регионов Сибири, Дальнего Востока, Арктики, поэтому возникает необходимость обеспечения опережающего развития транспортного комплекса региона. При этом необходимость ускорения развития транспортной инфраструктуры отдаленных, трудно доступных регионов России потребует значительной концентрации бюджетных средств как на региональном, так и на федеральном уровне. Очевидно, что вследствие широкого внедрения экранопланов возможно снижение необходимых затрат.
Несмотря на значительные научно-технические достижения, роль и значимость водного транспорта в пассажирских перевозках на дальность более 300-500 км сегодня приобрело тенденцию к снижению. В первую очередь это связано с тем, что скорость пассажирского железнодорожного транспорта достигла 300-500 км/ч (Франция, Германия, Япония), а в авиации до 900-950 км/ч. Эффективность водного транспорта сохраняется только на грузовых перевозках, за счет большой единичной грузоподъемности судов, и как средство отдыха на воде. Радикально уменьшить сопротивление, повысить скорость и мореходность судов возможно, если полностью поднять корпус судна над гребнями волн, и при этом использовать полезное влияние поверхности для создания аэродинамической подъемной силы. Подобный способ реализуется только одним типом судна – экранопланом.
Исследования по экономике транспорта, выявили своеобразную нишу, которую могли бы заполнить суда-экранопланы. Это магистральные морские перевозки пассажиров и срочных грузов (причем для экраноплана полет над морем еще и гораздо безопаснее, чем для самолета), а также транспортное сообщение между островами в архипелагах и между материком и островами: для экраноплана не нужен ни причал, как для судна, ни аэродром, как для самолета, а строить морской или воздушный порт при небольшой интенсивности сообщения экономически невыгодно. Применительно к России эти свойства судов-экранопланов особенно актуальны для регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
Проектное изображение экраноплана Орион-20А
Области использования экранопланов для гражданских нужд исключительно разнообразны. Например, они могут быть востребованы для переброски вахты на морскую нефтяную платформу, для проведения спасательных операций и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Представляется, что создание специализированного экраноплана-спасателя это серьезный вклад в систему экстренной помощи терпящим бедствие, особенно на море.
На борту экраноплана-спасателя при соответствующей размерности может быть расположен госпиталь, оборудованный для проведения операций, реанимационных мероприятий, послеоперационную палату, перевязочную палату и другие медицинские помещения. Время готовности экраноплана к вылету не превышает 15 минут. Экраноплан-спасатель может стать основой глобальной морской системы спасения. Если бы такая система была создана, многих страшных трагедий на море удалось бы избежать.
Особое место экранопланы должны занять в системе обеспечения военной безопасности нашего государства.
Во-первых, это, разумеется, доставка и высадка десанта. Экранопланы являются идеальным средством быстрой переброски значительных по размерам соединений (и людей, и техники) на уже захваченный плацдарм, в десятки раз минимизировав время нахождения десанта в пути – в зоне возможного противодействия ВМС противника. Применительно к нашим условиям экранопланы могли бы стать важнейшим средством переброски войск с материка на территории, с которыми нет наземных коммуникаций. Например, дальневосточные (Сахалин, Курилы, Камчатка).
Экраноплан Иволга 2
Во-вторых, экраноплан потенциально является выдающимся средством борьбы с подводными лодками. Экраноплан, обладая исключительной малозаметностью, может быть и эффективным носителем ударного, минного и противоминного оружия.
Кроме того, экраноплан может быть очень хорошим эквивалентом судов снабжения. Действия эскадр надводных кораблей в океане невозможны без «плавучего тыла», который, однако, является тяжёлой обузой. Он резко снижает скорость соединения и отвлекает силы на охрану. Экраноплан же способен доставлять практически любые расходуемые материалы непосредственно из родной базы и сразу же на неё возвращаться, снимая, таким образом, все тыловые проблемы.
Особую роль экранопланы способны сыграть в организации охраны государственной границы государства. Возможны и иные варианты применения экранопланов. Все зависит от конкретной задачи.
В настоящее время особенно активно разработкой экранопланов занимаются в США и Китае. Американцы, для которых проблема стратегической мобильности имеет исключительно большое значение, разрабатывают проект экраноплана «Пеликан», способного перебрасывать до 1300 т. грузов (например, 17 танков типа «Абрамс») на 12 тыс. км с крейсерской скоростью 460 км/ч. Длина «Пеликана» составит 122 м, размах крыльев — 152 м, максимальная взлётная масса — 2,7 тыс. т.
Экраноплан Иволга
Китай к 2017 году собирается построить не менее 200 экранопланов различного назначения и размера. Опытные небольшие экранопланы строились в КНР ещё в конце 1980-х. Но после первых публичных демонстраций, исследования этой тематики в КНР были практически полностью засекречены.
В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти России предпринимаются определенные усилия, направленные на возрождение масштабных работ в сфере экранопланостроения. Во исполнение указаний руководства государства сформирована Межведомственная рабочая группа под руководством заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Коммерческими организациями в инициативном порядке создана Ассоциация «Экраноплан». Это принципиально важные и своевременные шаги, способствующие консолидации разработчиков и производителей экранопланной техники, облегчающие решение ряда важнейших вопросов, включая проблему законодательного обеспечения создания судов-экранопланов и на их основе нового сегмента в системе скоростного транспорта страны. Тем более это важно в свете того, что заинтересованность в приобретении современной экранопланной техники проявляет Пограничная служба ФСБ России, МЧС России, Минтранс России, Роскосмос, а также ряд зарубежных компаний.
Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники» предусмотрена разработка опережающего научно-технического задела на базе комплекса исследовательских (расчетных, предпроектных и экспериментальных) работ для создания нескольких аэрогидродинамических компоновок перспективных скоростных судов-экранопланов водоизмещением от 5 до 50 тонн для внутреннего и мирового рынка, обладающих высокими эксплуатационными характеристиками. Уже в 2009 году начаты первые работы по созданию новых технологий в части совершенствования аэрогидродинамических и прочностных характеристик экранопланов нового поколения. По результатам выполнения этих работ предполагается получение материалов, необходимых для создания конструкций экранопланов, прогнозирования динамики и методов управления экранопланами, обеспечивающих их безопасность во взлетно-посадочном и крейсерском режимах движения при работе в морских и речных условиях, а также проработка строительства экранопланов для морской и речной зоны. Кроме того Программой с 2012 года предусмотрены работы, направленные на обеспечение создания и безопасной эксплуатации пассажирских экранопланов от 20 до 200 пассажиров, а также на разработку перспективной компоновочной схемы экраноплана водоизмещением около 300 тонн.
Вышеуказанные работы по государственным контрактам с Минпромторгом России выполняет ООО «Инвестиционная Промышленно-Финансовая Группа» совместно с ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», которые уже имеют достаточный опыт в разработке и строительстве новых современных типов экранопланов. Созданные компанией экранопланы успешно прошли испытания в условиях Подмосковья, Сибири, Байкальского и Ладожского озер, Каспийского и Балтийского морей, получили высокую оценку на Международной выставке «Судостроение» (Шанхай, 2002 г.), 54-м Всемирном Салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель-Эврика-2006», международном форуме «Высокие технологии XXI века» (г. Москва, 2007 г.), авиационном салоне «МАКС-2007» (г. Жуковский, 2007 г.) и Государственной выставке по безопасности «Комплексная безопасность 2010» (г. Москва, 2010 г.), по результатам которой работа ООО «Инвестиционная Промышленно-Финансовая Группа» была отмечена золотой медалью выставки. Экраноплан, построенный по заказу Пограничной службы ФСБ России, прошел испытания и находится в опытной эксплуатации. Полученный практический опыт позволяет рассматривать данный экраноплан в качестве базовой основы для реализации получаемых в результате выполнения ФЦП «Развитие гражданской морской техники» научно-технических наработок по созданию типоряда перспективных моделей судов- экранопланов.
С учетом наметившейся динамики, сегодня представляется целесообразным поднять статус самой темы создания экранопланов с отраслевого уровня (Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России) до национального. Создание экранопланов достойно включения в Национальную программу исследований и разработок ключевых технологий, а также приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований. Необходима самостоятельная федеральная программа, проще говоря, государственный заказ. Иначе приоритет России в этом виде техники, особенно крупнотоннажной, может быть утрачен, негативные последствия такого развития событий очевидны.
Именно на разрешение этой проблемной ситуации и направлена деятельность Межведомственной рабочей группы под руководством заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации. В крайне сжатые сроки она должна разработать проект Концепции по развитию экранопланов в России. В данной концепции по мнению специалистов Департамента должны найти отражение вопросы касающиеся как создания определенной линейки специализированных двигателей для экранопланов, так и адаптации существующих двигателей к эксплуатации в условиях солевого тумана. Отдельных разделов заслуживают работы по созданию специального бортового оборудования (навигационного, управления движением, радио- и оптикоэлектронного, вспомогательных механизмов и систем, бортового контроля,...), по новым конструкционным материалам и технологиям для судов-экранопланов, тренажерным специализированным комплексам, учебным стендам, проработки технических и других вопросов связанных с организацией базирования и инженерно-технического обслуживания, нормативно-правовой базе, определяющей вопросы экранопланостроения и внедрения судов- экранопланов в транспортную систему страны.
Полагаем, что только объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, акционерных и частных компаний в деле развития экранопланостроения может обеспечить успех и сохранит приоритет России в данном прорывном виде транспорта – транспорта 21 века.