- Алексей Иннокентиевич, скажите, пожалуйста, много ли заказов было подписано на МАКС-2009 и может ли российский авиапром обеспечить их исполнение?
Фёдоров: Конечно, сможет. Более того, мы все еще продолжаем ощущать недостаточность портфеля заказов. Поэтому то, что подписано – далеко не предел наших возможностей. Поставки разбили по годам, сроки растянуты во времени. Все это согласуется с теми программами, которые мы реализуем на производствах. Наоборот, нам хотелось бы нарастить портфели заказов. В этом случае у нас бы намного упростился процесс работы с нашими поставщиками. Когда мы заказываем комплектацию на 10-20 самолетов, это одно, совсем другое дело, когда мы ведем речь о 50-100 машинах. Это и существенные скидки, и налаживание серийности производства.
- Вопрос, который очень волнует будущих эксплуатантов самолетов Ту-204 СМ – не столкнуться ли они с проблемами, которые испытывают сегодня авиакомпании, в парках которых сегодня эксплуатируется его предшественник – Ту-204?
Фёдоров: Чтобы не допустить этого мы сегодня сконцентрировались на работе с нашими поставщиками. Отказов на Ту-204 действительно многовато. Да и проблемы с двигателями сами понимаете – серьезный звонок. Поэтому мы сегодня проводим с поставщиками комплектующих процедуру переконтрактации, которая предъявляет более жесткие требования к надежности оборудования, обеспечению постпродажного обслуживания, формированию и поставке запчастей, формированию пула запчастей.
На базе Авиастра-СП мы формируем единый центр обслуживания, где будет круглосуточно сидеть оператор и в режиме онлайн отслеживать состояние самолетов, связывать эксплуатантов со специалистами по поставке запчастей, чтобы эти запчасти в максимально быстрый срок поставлялись заказчику.
На Ту-204СМ мы постарались предусмотреть не только техническое улучшение, хотя оно там, безусловно, серьезное, но и дорабатываем наиболее уязвимые агрегаты и заказываем разработку новых. Это включает и модернизацию двигателя – ПС-90А2. Поэтому уровень надежности на Ту-204СМ изначально выше. Кроме этого, нами активно дорабатывается эксплуатационная документация. Но и парк сегодняшних Ту-204 мы бросать не собираемся. Те самолеты, что в строю, будем улучшать, и обеспечим быструю и качественную систему постпродажного обслуживания.
- Александр Иванович, есть мнение, что проект Ту-204 СМ будет значительно растянут во времени, что контракты, заключенные на МАКСе, либо будут частично не выполнены, либо выполнены с задержкой.
Рубцов: Мы активно работаем над тем, чтобы выполнить все контракты в срок. Но стоит отдавать себе отчет, что любой новый самолет - это риски, связанные с опозданием разработки тех или иных систем. На Ту-204СМ впервые ставится новый двигатель ПС-90А2. На этой неделе начнутся его летные испытания на машине №48. Если они пройдут успешно, то через месяц придут еще два двигателя. В декабре мы укомплектуем все три машины новыми моторами. А к началу следующего года стартуют полномасштабные сертификационные испытания.
Пока опасений, что эти планы будут реализованы с опозданием, у нас нет. Другое дело, что нам необходимо добиться, чтобы летно-технические характеристики, которые задавали конструкторы, и под которыми мы подписывались, были соблюдены. Особенно меня волнуют весовые параметры. В этом смысле наша компания имела печальный опыт работы практически со всеми разработчиками. Ни один самолет, который мы заказывали, как говорится «килограмм в килограмм», не получался. Это, естественно, влекло изменение летно-технических характеристик.
Возвращаясь к срокам поставки, отмечу, что мы понимаем, как, впрочем, и авиакомпании-заказчики («Иранские авиалинии», «Атлант-Союз», и другие), те риски, на которые мы идем. С большой долей уверенности говорить о сроках можно будет лишь тогда, когда будет закончен процесс сертификации. Сегодня могу лишь сказать, что мотор А2 в Ульяновске, проходит наземные испытания и готовится к первым вылетам. Пока все в рамках задуманного.
- Есть ли изменения в области работы с банками. Существует мнение, что в условиях кризиса они отказываются финансировать ваши контракты, заключенные на МАКСе?
Рубцов: В рамках МАКСа мы подписали рамочное соглашение с ВЭБ, где фигурирует большинство наших программ. Недавно мы получили решение кредитного комитета «Сбербанка» по кредиту на первые пять самолетов. Сейчас мы готовим документацию для выборки этого кредита. Есть предложение от коммерческих частных банков. Поэтому говорить, что банки отвернулись от авиационной промышленности, я не могу. Скорее наоборот, мы чувствуем, что после МАКСа этот рынок как-то оживился. К тому же, мы изучаем возможности финансирования из-за рубежа. Уточнять название этих кредитных организаций я бы не стал, вы вскоре их узнаете. Могу лишь сказать, что среди них есть и китайские банки.