Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Интервью

Ту-214ОН открывает небо

31 августа 2009 года / В.Карнозов, А.Кондратов / Aviation EXplorer
 

В ходе международного авиакосмического салона «МАКС -2009» ОАО «Концерн радиостроения «Вега», ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» и ОАО «Банк Санкт-Петербург» подписали соглашения по строительству второго самолета Ту-214ОН и кредитного договора, обеспечивающее выполнение соответствующей программы.

Самолет специального назначения Ту-214ОН («Открытое Небо») предназначен для выполнения Россией своих обязательств по международному договору «Открытое небо». Данная модификация Ту-214 предназначена для выполнения наблюдательных инспекционных полетов в рамках данного соглашения. Ту-214ОН будет оборудован приборами для аэрофотосъемки, что позволяет с воздуха ознакомиться с инфраструктурой других стран.
 
Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992г. двадцатью семью государствами – участниками ОБСЕ. Россия ратифицировало соглашение в мае 2001г. К настоящему времени число стран – участников договора достигло 34. Договором устанавливается режим «открытого неба», который позволяет странам-участникам совершать облеты территорий других государств, которые также признают его действие. На время проведения МАКС-2009 Россия совершила 43 полета над территориями других стран. Специально по данной программе ОАО «Туполев» разработало Ту-214ОН.
 
В настоящее время на КАПО ведется постройка первого такого самолета по контракту с Концерном Вега, который выступает головным исполнителем соответствующего заказа МО РФ. В ходе третьего дня работы салона контракт на строительство второго Ту-214ОН подписали генеральный директор КАПО Васил Кадымович Каюмов и генеральный директор Концерна Вега Владимир Степанович Верба. В тот же день 20 августа КАПО подписало кредитный договор с Банком Санкт-Петербург, которое позволяет предприятию пополнить оборотные средства, необходимые для обеспечения выпуска новых самолетов типа Ту-214. Кредитный договор со стороны КАПО подписал финансовый директор Жамиль Гадилович Тагиров, банка - директор московского филиала Николай Иванович Удодов.
 
После подписания документов, Владимир Верба сказал: «Договор «Открытое Небо» был заключен в 1992г. Сегодня в нем участвуют 34 государства – 32 европейских, включая Россию, а также США и Канада. По этому договору государствам-участникам разрешается наблюдать за объектами, которые попадают в договоры об ограничении вооружений и которые находятся на территориях других государств участников договора. МО РФ приняло решение иметь в своем парке самолеты, которые способны выполнять соответствующие функции. Головным разработчиком системы, по соответствующему контракту с МО РФ, назначен Концерн Вега. Система создается на платформе самолета Ту-214 разработки ОКБ им. А.Н. Туполева, который производится КАПО. Бортовое оборудование нами разработано. Оно включает радиопередатчики и радиоприемники, радиолокатор, фотоаппарат, телевизионные устройства, аппаратуру инфракрасного видения и др. Надо сказать, что не все было просто с финансированием этого проекта. Сегодня мы имеем полное понимание с МО РФ. Россия несет обязательства по международному договору, его выполнение находится под контролем Президента РФ и Председателя Правительства. В 2011 году мы должны завершить работу по первому самолету, контракт по которому был подписан ранее. Сегодня подписан контракт на строительство второй машины. Его исполнение потребует больших усилий со стороны КАПО и «Туполева» с тем, чтобы выполнить все принятые ими обязательства. А они предполагают, что второй самолет должен быть передан заказчику в конце 2011г. В таком случае мы «впишемся» в график и, тем самым, будут выполнены обязательства нашего государства по договору открытого неба. Вопрос по третьему самолету Ту-214ОН пока остается открытым. Не исключаю, что будет заказан и третий самолет. Со своей стороны, я хотел бы поблагодарить руководство КАПО, лично Васила Кадымовича Каюмова, за ту конструктивную обстановку и дружескую атмосферу, которая сложилась в последнее время при работе над данным проектом. Она позволяет нам качественно и в срок выполнить важный государственный заказ».
 
Со своей стороны, генеральный директор КАПО добавил: «Сегодня мы подписали договор на второй Ту-214 Открытое Небо. Самолет мы делаем в сотрудничестве с ОАО «Туполев». По контракту с Концерном Вега, «Туполев» разработал документацию на Ту-214ОН и передал ее КАПО. Первый самолет уже находится в работе на нашем предприятии. Его планер стоит в цехе окончательной сборки, на нем проводятся работы по стыковке агрегатов и работы, связанные со сборкой фюзеляжа. Мы, вообще-то, надеялись, что серия Ту-214 будет состоять из трех самолетов. Но Владимир Степанович пока заказывает нам только два. Партия из двух самолетов будет закончена производством и передана заказчику в 2011г.»
 
Относительно кредитного соглашения высказался Жамиль Гадилович Тагиров: «В соответствии со стратегией Объединенной авиастроительной корпорации, наш завод строит, и будет строить, самолеты специального назначения. Одним из направлений этой работы являются самолеты для МО РФ на базе Ту-214. Учитывая предназначение самолетов могу лишь, не раскрывая детали, сказать, что мы добились согласия нашего заказчика на привлечение кредитных ресурсов, с целью получения финансирования в объемах, достаточных для своевременного обеспечения работ по изготовлению самолета. Мы прорабатывали возможность сотрудничества с различными банками. Вышли на Банк Санкт-Петербург, который, с одной стороны, имеет опыт кредитования предприятий ОПК. С другой стороны, в лице Удодова Николая Ивановича, который в свое время проходил службу в Вооруженных силах, мы нашли полное понимание проблем нашего завода. Поскольку ему предприятия «оборонки» не безразличны. В его лице мы нашли профессионала, человека, заинтересованного в развитии предприятий оборонного комплекса России. Сегодня мы подписали кредитное соглашение, которое предполагает финансирование программ нашего завода в рамках кредитной линии на сумму один миллиард рублей, со сроком один год. Что позволяет нам обеспечить своевременное строительство самолетов и, в дальнейшем, получение средств от МО РФ по линии гособоронзаказа. Другими словами, банковский кредит позволяет нам покрыть дефицит оборотных средств, который получается вследствие того, что предприятие ведет строительство новых самолетов».
 
Директор московского филиала Банка Санкт-Петербург Николай Иванович Удодов со своей стороны сказал: «Я очень рад, что наш банк пошел навстречу предприятиям ОПК и выдал им кредиты. Правлением банка принято решение о выделении КАПО кредита в сумме 1 млрд. рублей, на срок один год. В дальнейшем банк готов сотрудничать с предприятием, финансировать другие его проекты. Потому, что у банка лимит на одного заемщика до 6 млрд. рублей. Мы тесно работает с предприятиями ОПК, понимаем их специфику, поддерживаем, кредитуем. Понимаем, что государство авансирует свои заказы не в полном объеме, - мы покрываем возникающие кассовые разрывы. Я очень рад, что наш банк оказывает содействие предприятиям такого уровня как КАПО».
 
Мы обратились к руководителю Концерна Вега с дополнительными вопросами, ответы на которые могут представлять интерес для наших читателей:
 
- Владимир Степанович, скажите, пожалуйста, а есть ли экспортная перспектива у Ту-214ОН?
 
Верба: трудно сказать. Самолет, с одной стороны, весьма специфический, создается для военного ведомства. С другой, - его оборудование - практически универсальное. Не все страны, которые подписали Договор по открытому небу, обязательно будут покупать каждая себе в отдельности по специальному самолету. А если смотреть по оборудованию, то в мире существуют всего-навсего несколько фирм, которые, например, делают фотоаппараты с удовлетворительным уровнем характеристик. Оборудование самолетов для программы «Открытое небо» не просто универсальное – она имеет заданные технические характеристики.
 
Чем отличается самолет Открытого Неба от других самолетов специального назначения, – разведки, например. Каждый самолет, который предназначен для выполнения разведывательных задач, создается с таким расчетом, чтобы он имел максимально возможный уровень технических данных. Его создатели всеми силами стремятся поставить на него самые «тонкие» сенсоры, получить наиболее точные характеристики снимков. В общем, стремятся сделать все как можно лучше, как можно точнее. Скажем, разрешающая способность радара у фирм-конкурентов - один метр, так их соперники пытаются сделать свой радар способный работать с разрешением десять сантиметров и менее. Кто-то сделал аппаратуру, позволяющую отлеживать перемещение конкретного автомобиля, кто-то создает сенсоры, которые не только автомобиль отследят, а даже погоны «разглядят», сколько на них «звездочек». Ну и так далее.
 
А вот программа открытого неба – совсем другое дело. Ее участники договорились (и это было положено в основу договора, иначе бы он не работал), что параметры у бортовых технических средств специальных самолетов всех участников – одинаковые. Разрешающая способность – порядка пяти-трех метров, не выше. Даже если техника позволяет иметь разрешающую способность меньше трех метров, она «загрубляется» для того, чтобы наблюдатели от разных стран имели «картинки» одинакового качества.
 
В принципе, мы готовы к сотрудничеству. Есть ряд стран, которые участвуют в программе открытого неба, но не имеют своих самолетов. Например, Украина, Белоруссия и целый ряд других участников договора. Сегодня они арендуют самолеты у других стран. Когда мы построим для МО РФ два самолета Ту-214ОН, мы будем готовы рассматривать вопрос о международном сотрудничестве. Ну, строго говоря, не мы – мы ведь всего лишь разработчики и изготовители, а пользовали - это, прежде всего, Министерство Обороны РФ. Для того, чтобы наши самолеты больше загрузить, их надо сдавать в аренду. И, если будут предложения, мы будем выходить на международный рынок. Потому что наш комплекс, который устанавливается на Ту-214ОН, он создан, реально существует, отвечает самым современным мировым требованиям. Так что с точки зрения технической, мы готовы к международному сотрудничеству.

- И все-таки, как насчет военной тайны? Можно ли применить этот термин, когда речь идет о Ту-214ОН и его бортовом комплексе?
 
- Здесь никакой военной тайны нет, поскольку самолет Ту-214 хоть и специально сделан, но сделан под международную программу.
 
- Тогда получается, что, при наличии заказа от другого государства, Вега и КАПО могут построить самолет такого типа на продажу иностранному клиенту?
 
- Здесь я не вижу никаких проблем, абсолютно. Поэтому мы, вместе с «Туполевым» и КАПО, готовы к реализации такого рода проектов. Сейчас нам важно достроить первый Ту-214ОН, провести его испытания, проверить «в деле». Тогда, я думаю, этот самолет может получить и экспортную перспективу. Среди участников Договора «Открытое Небо» числятся 34 страны, но половина из них не имеет собственных самолетов с необходимым оборудованием и, поэтому, арендует их у тех стран, которые такие самолеты имеют. Так что Россия вполне может и строить такие самолеты на заказ, и сдавать свои собственные в аренду.

В.Карнозов, А.Кондратов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer