- Анатолий Степанович, скажите пожалуйста, что Вас привлекло в данном типе самолета, что побудило решиться на приобретение Ил-96-400Т?
- Исключительно любовь к ВАСО и желание помочь поддержать производство новых отечественных самолетов. Время, с учетом кризиса, сейчас, конечно, сложное. Если еще год-два назад проблем со сбытом произведенной на заводе продукции не было, то сейчас надо очень постараться, чтобы продать новый самолет.
- При подписании контракта ранее в этом году Вы заявили, что разместили твердый заказ на три машины с опционом еще на три. От чего будет зависеть реализация опциона?
- Все самолеты, на которые мы разместили твердый заказ, на сегодня уже «летающие». Опцион – следующий этап. Новые самолеты Ил-96 заложены, они уже на стапеле (ред: в сборочном цехе ВАСО идет работа над фюзеляжем четвертого Ил-96-400Т).
- А какова степень готовности самолетов первой партии?
- Все три машины собраны и облетаны. Первая передается нам, вторая находится в цехе окончательной сборки и еще одна – на поле, готовится к покраске в цвета нашей авиакомпании. Рассчитываем, что вторая машина будет готова в мае, третья – июне или июле. К августу все три машины будут готовы к эксплуатации.
- Когда планируете выполнить первый коммерческий рейс?
- Примерно рассчитываем на июль-август. Один самолет мы приняли, но надо еще два. На регулярную линию с одним самолетом нельзя становиться, потому что требуется резервирование. Кроме того, самолеты недостаточно только принять у завода-изготовителя. Их еще нужно внести в свидетельство эксплуатанта, заявить обученный персонал, провести стажировку экипажей, получить допуск к полетам. И, после всего, начать коммерческие перевозки. Сейчас мы с коммерсантами эту программу как раз и верстаем. Задействованы все крупные агенты, форвардеры, занимающиеся грузовыми перевозками в Европе и Юго-восточной Азии. Персонал готовится, и технический, и летный, и все службы, кто участвуют в обеспечении полетов и коммерсанты.
- На какие маршруты Вы поставите Ил-96-400Т?
- Самолеты Ил-96-400Т планируем использовать на тех направлениях, на которых мы уже работаем: Юго-восточная Азия, Китай, Южная Америка, Европа, Россия.
- Грузы, в основном, пойдут в Россию, или через Россию?
- И через Россию, и в Россию. К сожалению, рынок регулярных грузовых перевозок у нас в стране еще не очень развит. Но он имеет перспективу потому, что надо осваивать Дальний Восток, Камчатку, Сибирь, Якутию и другие регионы. А туда, кроме как самолетом, ничем нельзя долететь (смеется).
- «Полет» хорошо известен на рынке как оператор рамповых грузовых самолетов «Руслан», перевозчик уникальных грузов на специальных чартерах. А Ил-96-400Т предназначен для генерального груза, больше подходит для регулярных трасс. Это новое направление деятельности вашей компании?
- «Полет» - грузовая авиакомпания, это наш профиль. Поэтому в принципе грузовой рынок для нас новым не является. Действительно, мы специализировались на перевозках негабаритных грузов самолетами Ан-124-100 «Руслан». Направление регулярных полетов для нас несколько новое, но нельзя сказать, что совершенно новое. Оно, конечно, имеет свои особенности. Конкуренции на этом секторе рынка больше.
- Летчиков из других авиакомпаний будете привлекать?
- Мы работаем на рынке достаточно давно, и у нас есть свои летчики. Но и со стороны берем тоже. Те, кто ушел из «Красноярских авиалиний» после их банкротства, из числа тех, кто летал на Ил-96-300, пройдут небольшую переподготовку в учебном центре на «-400Т» и, потом, ввод в строй с инструктором.
- Инструкторы Аэрофлота?
- Нет, у Аэрофлота нет инструкторов на Ил-96-400Т. Они есть только в Опытном Конструкторском Бюро им. С.В. Ильюшина, которое возглавляет Виктор Ливанов. Это летчики-испытатели. Их мы и берем в помощь. Летчики ОКБ уже подготовлены, летают на данном типе. А наши только начали подготовку.
- Помимо Ил-96-400Т, авиакомпания «Полет» подписалась и на другой самолет выпускаемый ВАСО – Ан-148. Когда Вы рассчитываете получить первую партию? Будут ли Ваши самолеты отличаться от тех, что начнут поступать стартовому заказчику ГТК «Россия» позднее в этом году?
- В следующем году мы должны получить минимум две машины. Конфигурация – обычная пассажирская. Будем использовать Ан-148 на рейсах из аэропорта города Воронежа, на линиях большей протяженности, чем те, на которых сегодня эксплуатируются турбовинтовые региональные самолеты типа Saab-2000.
- С поступлением Ан-148 Вы откажетесь от использования иностранной авиатехники?
- Нет, «Саабы» у нас останутся. Более того, мы планируем приобрести самолеты типа Saab 340 в дополнение к уже имеющимся Saab 2000.Первый самолет типа Saab 340 планируем получить в течение 6-8 месяцев. Однако экипажи пока не готовим, и не будем, пока не подпишем окончательное соглашение, оговаривающие условия и сроки поставки.
- Каково Ваше впечатление о шведских самолетах?
В целом – позитивное. Правда, были проблемы с освоением импортной техники. Персонал нужно было готовить за рубежом в специализированных учебных центрах. Требование: четвертый уровень знаний английского языка, из-за чего приходилось очень тщательно подходить к отбору кадров. Но, в принципе, с «Саабами» мы не прогадали. Особых проблем с ними не имеем. Сегодня наш парк самолетов данного типа укомплектован экипажами полностью.
- Сказался ли на результатах деятельности «Полета» мировой финансовый кризис?
Кризис, безусловно, сказался на всех участниках рынка. Есть падение объемов перевозок. В первом квартале нынешнего года мы, по сравнению с прошлым годом, потеряли на выручке 175 млн. (рублей). В основном потери – на грузовом рынке. На пассажирском немного потеряли потому, что мы в Воронеже практически одни летаем, обслуживая пассажирские линии из городского аэропорта. В этом году меньше летаем по туристическим направлениям. Хорватии в этом году нет, Кипр – под вопросом, Анталия сохранилась.
- Поделитесь, пожалуйста, Вашим видением перспективы восстановления серийного производства «Русланов» на ульяновском заводе «Авиастар-СП».
Перспективы восстановления производства «Русланов» есть. Решение правительством принято, нужен стартовый заказ. Есть западный инвестиционный фонд, который, в принципе, согласен в эту программу инвестировать. Наша потребность – двадцать машин, и мы бы их на определенных условиях взяли. При этом двадцать машин - минимально необходимый стартовый заказ, на который соглашается завод с тем, чтобы восстановить производство. Если заказ будет получен и производство восстановится, то, я уверен, дело пойдет дальше.
- А «Глонасс» у Вас есть?
Да. На наших самолетах установлена система «Абрис», которая принимает навигационный сигнал американских спутников GPS, и спутников «Глонасс». Это, кстати, дает очень хороший результат, например, в Африке, где навигационный сигнал от GPS спутников слабее, чем сигналы «Глонасс». Да и вообще, в Африке «Глонасс» работает гораздо лучше GPS. А когда есть комбинированная система, мы можем с высокой точностью и надежностью определять текущие координаты. Систему «Абрис» разработала российская фирма «Транзас», она расположена в Санкт-Петербурге. Ребята – молодцы! Начали с нуля, но стали заниматься этим направлением серьезно и получили хорошие результаты. Мы их работой довольны. А сейчас они делают современные тренажеры.